Обучающийся (младший школьник, подросток, старшеклассник, студент) как субъект учебной деятельности

Младший школьный возрастхарактеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность и овладение видами учебных действий. Учебная задача проходит этапы принятия готовых задач учителя через переосмысление их к самостоятельной постановке отдельных задач.

Учебные исполнительские действия складываются как овладение отдельными операциями внутри действий, при этом младший школьник опирается на материализованные средства и речевые опоры. Все учебные исполнительские действия выполняются сначала развернуто.

Контрольно-оценочные действия осуществляются в простых формах в виде итогового контроля по результату сделанной работы.

Ряд исполнительских и контрольно-оценочных действий при правильном формировании могут превратиться в умения и навыки.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных к исполнительским и затем к контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности.

Учебные действия объединяются в приемы и методы, в крупные блоки деятельности. Отдельные действия и операции свертываются, переходят в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность.

Учебная деятельность с репродуктивного переходит на продуктивный уровень. Учащиеся готовы предложить не одно, а несколько способов решения учебной задачи.

Происходит становление прогнозирующих, планирующих форм действий. В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, целей и задач.

В старшем школьном возрастевозникает потребность и возможность совершенствование своей учебной деятельности. Характерно стремление к самообразованию, выход за пределы школьной программы.

Учебные действия могут перерастать в методы научного познания. Происходит смыкание учебной деятельности с элементами исследовательской.

Для учебной деятельности старшеклассника характерен: самоконтроль; интерес к методам теоретического и творческого мышления; рациональная организация умственного труда; анализ индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон; мотивы профессионального самоопределения.

Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст –это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Доказано, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Активизация познавательной активности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется через два типа мотивов – мотивация достижения и познавательная мотивация.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной» (А.А. Вербицкий).

Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это означает, что преподавателю необходимо усиливать диалогичность обучения, специально организовывать ситуации педагогического общения, создавать условия возможности отстаивания студентами своих взглядов, целей, жизненных позиций в учебно-воспитательной работе.

Обучаемость и ее критерии

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как динамичность, т. е. скорость образования временной связи (В.Д. Небылицын). Обучаемость в широком смысле этого слова может трактоваться как «...потенцильная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной «со взрослыми» работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Выделяется понятие «специальной обучаемости» как подготовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, к определенной сфере знаний, умений.

Один из ведущих отечественных исследователей обучаемости 3.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности». В данном определении обучаемость соотносится с продуктивностью. Под продуктивностью понимается, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способам действий.

Обучаемость соотносится с понятием «обученность» (А.К. Маркова) как той совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость - с зоной ближайшего развития. Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость - это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития».

Основными показателями обучаемости являются: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость.

Существенны показатели обучаемости, предложенные А.К. Марковой, в качестве которых выступают:

- активность ориентировки в новых условиях;

- инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской);

- настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечении, препятствий;

- восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

Обучаемость - это динамичная характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать либо ослабевать. Тем не менее, выделяются группы учащихся с различной степенью обучаемости: от высокой к средней до заниженной и низкой.

Наши рекомендации