Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематических процессов. Методика логопедической работы по преодолению различных видов фонетических нарушений.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематических процессов. Методика логопедической работы по преодолению различных видов фонетических нарушений.

Причины нарушений звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения встречается в комплексе симптомов большинства нарушений речи.

В основе фонетического дефекта могут лежать такие факторы, как:

· задержка воз­растного формирования речедвигательного и слухового анализаторов;

· отклонения в формировании функций анализаторных систем;

· органические нарушения в системе речедвигательного и двигательного анализаторов;

· органические поражения периферической части слухового анализатора;

· наследственные явления и подражание неправильной речи родителей и т.д.

В значительном большинстве случаев дефекты звукопроизношения связаны с недостаточностью деятельности речедвигательного и слухового анализаторов, что выражается в различной степени их функциональной сформированности. Различная степень сформированности анализаторов может быть представлена одновременно, что еще больше осложняет проявления речевого дефекта.

Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребенка. С физиологической точки зрения постановка звука — создание нового условного рефлекса.

Коррекцию нарушений звукопроизношения необходимо проводить с учетом структуры дефекта и в комплексе мероприятий по преодолению всех имеющихся отклонений в развитии речи.

В данной работе мы хотели показать, что при любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который ярко бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную на формирование звуковой стороны речи, на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.

I. Принципы и методы логопедической работы

Логопедическая работа при нарушениях звукопроизношения строится с учетом как общих дидактических принципов, например систематичности, доступности материала, сознательного усвоения его детьми и др., так и специфических приемов коррекции вытекающих из структуры данного речевого дефекта.

Важнейшими из них являются:

а) принцип максимального использования в работе различных анализаторов;

б) принцип сознательности;

в) принцип поэтапности;

г) принцип последовательности и параллельности в работе над звуками;

д) принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения.

Благодаря слуховому анализатору ребенок учится узнавать и выделять нужный звук среди других речевых звуков.

Посредством зрительного анализатора ребенок воспринимает некоторые движения речевых органов (губ, языка, нижней челюсти) логопеда и, контролируя с помощью зеркала собственную артикуляцию, воспроизводит необходимое положение речевых органов для произнесения нужного звука.

Для более полного восприятия ребенком правильного произношения звуков используются также тактильно-вибрационные ощущения. Посредством кожно-вибрационного анализатора ребенок может дополнительно воспринимать характер выдоха, работу голосовых связок в момент произнесения данного звука логопедом и контролировать собственное произношение (например, при произношении звуков з-ж ребенок прикладывает одну ладошку к гортани логопеда, а вторую к своей гортани и ощущает вибрацию ).

Особое значение для усвоения правильной артикуляции и контроля над ней имеют собственные двигательно-кинестетические ощущения ребенка, образующиеся в результате повторных движений речевых органов в момент воспроизведения нужного звука.

С помощью соответствующих кинестетических ощущений в дальнейшем ребенок контролирует собственное произношение.

Прежде, чем приступать к работе над исправлением произношения, необходимо, чтобы ребенок сам в достаточной мере сознавал свой дефект и необходимость его устранения.

Приемы постановки звука Ц.

Постановку звука Ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков Си Т.

Однако хорошее произнесение звуков Т и Св отдельности ещё не гарантирует постановку звука Ц по подражанию.

Звук Цставится от звука Т при опущенном кончике язы­ка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам пере­дней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук Т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно про­износят Ти С. Элемент свистящего звука оказывается протя­женным. Чтобы получить слитный звук с укороченным сви­стящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А,при произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочета­ние атсссильным выдохом в момент перехода от а к тс.

В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпате­лем или зондом № 2 (см. Приложение №2) логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребен­ком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слит­ный звук Ц.

В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистя­щие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с.

В дальнейшем он становится базовым для постановки дру­гих свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нару­шенных фрикативных свистящих звук Цу детей произносит­ся без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук Сот звука Ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести Ц, слышится протяжное С: тССС. Затем логопед просит про­изнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Услови­ем, облегчающим артикуляцию, является позиция Ц в начале открытого слога, например ца.

Приемы постановки звуков [Ш] и [Ж].

Сначала ста­вится звук Ш, а затем на его базе ставится Ж.

Постановка звука Шосуществляется рядом приемов. Ребенок несколько раз произносит слог саи во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меня­ется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а(в результате слышится слог ША).Ребенок произносит слог сапри верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд № 5 (см. Приложение №2). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего Ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких трениро­вок в произнесении Шаспомощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При ненарушенном произнесении Р можно поставить Ши Жот этого звука. Ребенок произносит слог РАи в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 (см. Приложение №2) к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении РА слышится ша, а при гром­ком - жа.

Звук Жставится обычно от звука Швключением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука З, как Шот С.

Приемы постановки звука [Щ]

Для постановки звука Щможно воспользоваться звуком С. Ребенок несколько раз произносит слог с'иили с'аспротяжен­ным свистящим элементом: с'и, с'и... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук ч, то от него легко по­лучить звук щ, протянув завершающий звук Чфрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.

Приемы постановки звука [Ч]

Звук Ч можно поставить от мягкого т', произносимого в прямом слоге (т'и)или обратном (aт').

Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым уси­лением выдоха на согласном элементе. В момент произнесе­ния логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (см. Приложение №2) слег­ка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ).

Тот же акустический эффект может быть получен при введе­нии зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук Ч легче вызывается в обратных слогах.

Приемы постановки звуков [к, г, х, к', г', х'].

Приемы исправления этих звуков сводятся к по­становке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязыч­ных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных передне­язычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в мо­мент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, по­том кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук гот слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук Хставится от звука Саналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хяи, наконец, ха.

Приемы постановки звука [Л]

Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения по­казывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произ­несение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ЛА. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался меж­ду зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий Л', ребенка просят несколь­ко раз повторить слог ЛЯ, затем вводится зонд № 4 (см. Приложение №2) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; зондом нажимают на язык вниз - вправо или влево, и ребенок при этом несколько раз произносит сочета­ние ЛЯ. В момент произнесения регулируется движение зон­дом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л.

Основная трудность в постановке звука Лзаключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слы­шать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому новому звуку, который получается в момент его постановки. Звук Л удается получить по слухово­му подражанию, если на подготовительном этапе ребенок на­учился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Приемы постановки звука [Р].

1. По подражанию:Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится при­менять другие.

2. Наиболее распространенным приемом является постанов­ка звука Рот Д, повторяющегося на одном выдохе: Ддд, ддд споследующим более форсированным произнесением после­днего. Применяется также чередующееся произношение зву­ков Ти Д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних рез­цов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков Ди Требенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При зад­неязычной артикуляции Р или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибра­ции: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения пере­дней вибрации звук нередко оказывается излишне длитель­ным (раскатистым) и зашумленным.

3. Постановка Р в два этапа.На первом этапе ставится фри­кативный Р без вибрации от звука Жпри его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением пере­днего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значитель­ным напором воздуха (как при произнесении глухого зву­ка) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхно­сти передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попе­ременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти дви­жения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатис­тым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладе­вает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки Рот слогового сочетания зас несколько удлиненным произнесе­нием первого звука из слога: ззза. В ходе многократного по­вторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемеща­ет переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Рв сочета­нии с гласным А. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чис­тый звук Р, нормальной протяженности, без избыточного рас­ката. При этом способе постановки звука не требуется спе­циального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тре­нировки в вызывании слогов Ра, ру, ры.

Приемы постановки звука [Р']

При постановке мягкого Р' применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука Рсна­чала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой поря­док не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смешения.

Приемы постановки звука [j] (йот).

Исправить звук можно, опираясь на гласный И: ребенок произносит несколько раз сочетание иаили аиа. Выдох не­сколько усиливается в момент произнесения И, и сразу без перерыва произносится А. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произне­сение Ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонговое их произнесение.

Другим примером постановки звука j (йот) является по­становка его от мягкого з'с механической помощью. Ребенок произносит слог з'а (зя),повторяя его несколько раз. Во время произнесения слога, логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.

Фонематический слух.

Что же такое фонематический слух? Фонематический слух это сенсорная основа нашей речи. В отличие от звуковысотного или музыкального слуха, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем - частей слова, имеющих «смысл», содержание, обладающих значением.

В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны и не зависят от тембра и высоты звука.

Тем не менее, ребенку необходимо научиться, не путать между собой фонемы, различающиеся только одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова - суффиксов, префиксов и т. д.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Фонематический, речевой слух начинает формироваться у ребенка очень рано. Уже на 3 - 4 неделе жизни ребенок выделяет речь человека из любых других звуковых раздражителей. Неод­нократно отмечалось, что ребенок постепенно становится все бо­лее «внимателен» именно к звукам человеческой речи. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. В восприятии речи взрослого человека ребенок проходит как бы несколько этапов: вначале он реагирует на интонацию обра­щенной к нему речи, затем особую значимость приобретает для него ритм, и только после этого, уже в конце первого года жизни, ребенок начинает различать слова, но их звуковому составу. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.

Одновременно со слухом развивается и речь. Конечно, ребенок на­чинает лепетать значительно раньше года - уже на третьем меся­це жизни. Но в период лепета ребенок не управляет своей арти­куляцией - она как бы сопровождает движение речевого аппара­та. Именно поэтому младенец часто произносит такие трудно арти­кулируемые звуки, как ж, ш, р, л, в то время как ребенок второго года жизни как бы разучивается произносить эти звуки. Объясняется же это тем, что когда артикуляция ребенка стано­вится произвольной, то есть когда он сам пытается правильно про­изнести звук, это дается ему не сразу и часто с трудом. Начало второго года - начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность.

Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые «слова», которые он постоянно поет, повторяет и видоизменяет. Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами - своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.

У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие - ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам - двухсловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.

Исследования советских психологов, лингвистов - Н. X. Швачкина и А.Н. Гвоздева показали, что к двум годам ребенок различает все звуки родного языка. Иначе говоря, к двум годам фонематический слух ребенка оказывается сформированным. Правда, речь ребенка этого возраста еще очень далека от со­вершенства, но это объясняется сложностью артикуляции некото­рых звуков русского языка. Характерно, что дети всегда слышат неправильности в речи других: «Ты говоришь «ийба», а надо «рыба» и в собственной: часто на предложение взрослого, обра­щенное к «шепелявящему» ребенку: «Скажи «шапка»,- можно услышать детский ответ: «Я так не умею». Итак, к двум годам фонематический слух ребенка уже сформирован. Однако вопросы развития фонематического слуха возникают вновь при обучении грамоте, когда перед шестилетними детьми ставится задача анализа нашей речи.

Начиная говорить, ребенок начинает видеть, слышать и действовать по-новому.

Теперь он воспринимает мир не только глазами, ушами и руками, но и своей речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств. Фонематический слух формируется при восприятии устной речи окружающих, при проговаривании слов соответствующих воспринимаемым образцам, при этом выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Расширение объема словаря

Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

В логопедической работе по расширению номина­тивного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов.

На начальном этапе проводится работа по уточне­нию связи обобщающего понятия с частотными сущест­вительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расши­рение объема обобщающего понятия за счет малопро­дуктивных слов.

Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщи­ны, на основе умения сравнивать предметы по различ­ным признакам.

Обогащение глагольного словаря проводится в сле­дующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движе­ния животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий про­фессий людей).

В процессе работы над прилагательными и глагола­ми особенно большое внимание уделяется их закрепле­нию в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Работа над новым словом включает следующие эта­пы:

3. уточнение связи звукового образа слова со зри­тельным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, вы­полнение реальных действий и др.);

4. уточнение звукового образа слова, звуковой ана­лиз слова;

5. выделение семантических признаков данного слова;

6. введение данного слова в определенное семанти­ческое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля;

7. закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагма­тических связей данного слова.

Указанная последовательность не является жесткой, иногда видоизменяется.

Приложение 1.

Схема взаимосвязи звуков при их постановке у детей с дислалией *

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематических процессов. Методика логопедической работы по преодолению различных видов фонетических нарушений. - student2.ru

Приложение 2.

Набор зондов для постановки звуков *

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематических процессов. Методика логопедической работы по преодолению различных видов фонетических нарушений. - student2.ru

1 Эта последовательность отработки звуков, предложена Г. А. Каше для детских садов для косноязычных.

2 Графема – (греч. grapho - пишу) – основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой.

* «Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов».

Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

* «Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов».

Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематических процессов. Методика логопедической работы по преодолению различных видов фонетических нарушений.

Наши рекомендации