Новаторы от бога: найти и воспитать
Джеффри Кон, Йон Каценбах, Гус Влак
«Слухи о моей смерти сильно преувеличены», — заявил полный жизни Стив Джобс; дело было на сентябрьской выставке 2008 года, на которой Apple представила целый ассортимент новинок. Повторяя известную шутку Марка Твена, Джобе хотел на корню пресечь пересуды о своих проблемах со здоровьем и, судя по всему, в этом он преуспел. Но, как бы то ни было, он не может вечно возглавлять Apple, и значит, перед советом директоров стоит непростая задача: надо как-то выковывать нового Стива Джобса. Мало кто из нынешних бизнес-лидеров так стойко ассоциируется с самим понятием «инновация»: мы говорим «революционный продукт» — подразумеваем Стива Джобса. С появлением Mac, iPod, iTunes, iPhone 3G мы стали не только общаться, но и жить иначе. А все эти штучки были выпущены Apple именно при Стиве Джобсе.
Как Джобсу и Apple гарантировать себе, что технологии следующего поколения, без которых — никак, появятся именно у них? Вопрос, конечно, интересный. Спросите любого — финансиста, простого обывателя, члена совета директоров Apple, и все как один ответят: да, это вопрос вопросов.
Поиски и подготовка новаторов — главная головная боль не только для Apple, но вообще для всех нацеленных на рост организаций. Судя по интервью, проведенным Spencer Stuart (это агентство занимается подбором кандидатур на высшие должности), более двух третей директоров крупных глобальных компаний — клиентов Spencer Stuart будущее своих организаций связывают с успехами на ниве инноваций. Так оно и есть: чаще всего на заседаниях совета директоров самую бурную дискуссию вызывают два вопроса: как нам поставить инновации на поток и есть ли у нас план подготовки руководителей, которым эта задача будет по силам?
Отчасти проблема объясняется нехваткой кадров. Настоящие новаторы — люди редкой породы. В любой компании найдется 5—10% способных руководителей, у которых, судя по их профессиональным навыкам и человеческим качествам, есть шанс сказать новое слово в профессии. (Эндрю Ингланд, директор по маркетингу MillerCoors, считает, что их куда меньше — всего 1%.) Но найти талантливого человека — полдела; главное — понимать, как быть с ним дальше.
В большинстве компаний умело гасят искру творчества. За последние пять лет мы изучили стратегии создания инновационных продуктов 25 предприятий из разных отраслей и стран. Выводы наши настораживают, учитывая всеми признанную потребность в новом. Чаще всего компании плодят руководителей, которые не изобретают, а повторяют. И талантливая молодежь видит: чтобы получить более высокую должность, надо делать то, что делает человек, занимающий ее сейчас. Даже когда в компанию приходит человек исключительный, он попадает под пресс все той же антиинновационной культуры, которая уже у многих отбила желание высовываться (см. врезку «Канон для профессионалов: плюсы и минусы»).
Объясняется это неправильным пониманием того, как рождаются инновации. Очевидно, высшее руководство полагает, что творческий человек выдает новые идеи вдруг — как фокусник вытаскивает кролика из шляпы. Значит, если его не дергать по пустякам, то гениальные идеи посыплются из него, как из рога изобилия. А уж тогда сотрудники разных отделов — разработок, продаж, маркетинга, финансов и т.д. — придумают, как внедрить его идеи и как на них зарабатывать. В действительности же обычно все происходит иначе. Рационализаторы предлагают оригинальные идеи. Их анализируют самые разные специалисты компании — им приходится перелопачивать огромный массив информации и разбираться в зачастую противоречивых точках зрения. Затем авторы, получив отзывы экспертов, снова берутся за свое изобретение, соображая, как увязать его с имеющимися технологиями и бюджетом, и попутно активно пропагандируют новинку в компании. В качестве примера можно привести iPod. Придумал его Тони Фаделл, которого Apple наняла для раскрутки новых проектов. Инженеры Apple собрали iPod из стандартных деталей, придав ему фирменный стиль Apple: в частности, они снабдили плеер удобными кнопками управления. Фаделл заразил своим энтузиазмом всех и легко убедил начальство в том, что iPod ждет громкий успех.
В этой статье мы расскажем о том, как передовые компании выявляют, готовят и расставляют на нужные места людей, способных направлять процесс создания нового. Начнем с того, чем талантливые новаторы отличаются от просто очень сильных управленцев.