Проблема

Всех очень интересует, когда что-то хорошее происходит в жизни отдельных людей,

семей или организаций, опирающихся на твердые принципы. Всех восхищают сила и

зрелость таких людей, единство и сплоченность таких семей, гибкость и синергитическая

культура таких организаций.

Люди тут же задают вопрос, который четко выявляет их основную парадигму: "Как это

вам удается? Научите меня своей методике!" На самом деле это означает: "Дайте мне совет

или решение, с помощью которого я смогу быстро облегчить свою собственную тяжелую

ситуацию!"

И найдутся такие учителя, которые обучат их тому, о чем они просят. Освоенные ими

навыки и техники в течение короткого промежутка времени могут показать свою

работоспособность. С помощью этого "социального аспирина", возможно, даже удастся

снять некоторые острые проблемы.

Однако основная хроническая причина останется, и постепенно появятся новые

болезненные симптомы. Чем больше люди привержены быстрым решениям и чем больше

они концентрируются на острых проблемах, тем в большей степени сам этот подход

усугубляет хроническое болезненное состояние.

То, как мы видим проблему, – и есть проблема. Посмотрите снова на некоторые

высказывания о проблемах, приведенные в этой главе, и на роль Этики Личности в подобном

мышлении.

Я прошел столько курсов обучения эффективному руководству кадрами. Я хочу,

чтобы мои подчиненные работали с высокой отдачей, и изо всех сил стараюсь вести себя

по отношению к ним дружелюбно и обращаться с ними правильно. Однако с их стороны я

не чувствую никакой лояльности. По-моему, стоит мне заболеть и остаться на день дома,

они попросту будут бить баклуши. Почему мне не удается научить их быть

самостоятельными и ответственными? Или, может, стоит подыскать других, которые

обладают такими качествами?

Этика Личности подсказывает мне, что я должен предпринять какие-то решительные

действия – нужно раскачать подчиненных, расшевелить им мозги, – чтобы те пришли в

форму и ценили то, что имеют. Или же мне следует найти какую-то мотивирующую

программу тренинга, которая бы заставила их работать с большей отдачей. Или мне следует

нанять новых сотрудников, которые работают лучше.

Но разве при таком открыто нелояльном моем поведении подчиненные не задают себе

вполне естественного вопроса, а действую ли я в их интересах? Не чувствуют ли они, что я

обращаюсь с ними как с неодушевленными механизмами? И есть ли в этих ощущениях

какая-то доля правды?

Если вглядеться в себя поглубже, разве не именно такими я их себе представляю?

Может быть, то, как я вижу людей, работающих на меня, как раз и является частью

проблемы?

Так много нужно сделать дел, а времени вечно в обрез. Я спешу и ощущаю прессинг

времени весь день. Каждый день. Семь дней в неделю. Я посещал семинары по управлению

временем и перепробовал с полдюжины всяких систем планирования. Кое в чем они мне

помогли, но, все же, я не могу сказать, что живу счастливой, плодотворной и спокойной

жизнью, как мне бы того хотелось.

Этика Личности подсказывает мне, что должно найтись что-то, способное помочь мне

более эффективно справляться с прессингом времени, – какие-то семинары или пособия по

планированию времени.

Но не может ли оказаться, что производительность не решит моих проблем? Разве то,

что я буду делать больше дел за меньшее время, избавит меня от беспокойства? А не может

ли это только увеличить скорость и силу моей реакции на людей и обстоятельства, которые,

похоже, управляют моей жизнью?

А нет ли здесь чего-то еще, что следует искать более глубоко и основательно, – некой

парадигмы внутри меня самого, которая и определяет то, как я вижу мое время, мою жизнь и

мою собственную натуру?

Наш брак стал не в радость. Не могу сказать, чтобы мы скандалили; просто мы

больше не любим друг друга. Мы обращались к консультанту, перепробовали разные

рецепты, но, наверное, просто уже не способны оживить прежние чувства.

Этика Личности подсказывает мне, что должна быть какая-то новая книга или какой-

нибудь специальный семинар, на котором, открыв вместе с остальными участниками свои

чувства, моя жена научилась бы понимать меня лучше. Или это окажется бесполезным и

только новые отношения с другим человеком позволят мне обрести ту любовь, к которой я

стремлюсь?

А может быть, дело вовсе не в моей супруге? Может быть, я сам способствую развитию

ее недостатков и сам ставлю свою жизнь в зависимость от ее ко мне отношения?

Может быть, вся проблема порождается моей собственной парадигмой о жене, о браке

и о том, что такое любовь?

Теперь вы видите, насколько сильно парадигмы Этики Личности влияют на то, как мы

видим наши проблемы, и на то, каким способом мы пытаемся их решать?

Видя это влияние или нет, многие начинают утрачивать иллюзии относительно пустых

обещаний Этики Личности. В своих поездках по стране и работе с различными

организациями я обнаружил, что перспективно мыслящие руководители потеряли интерес к

"техникам-психологам" и "ораторам-мотиваторам", которым кроме развлекательных

историй, перемежаемых банальностями, и предложить-то нечего.

Серьезным людям нужна суть; им нужен процесс. Им нужно нечто большее, чем

средства первой помощи – "социальный аспирин" и "социальный пластырь". Они хотят

решать глубокие хронические проблемы и концентрироваться на принципах, дающих

долгосрочные результаты.

Наши рекомендации