Характеристика основных видов контрольной деятельности
Вид контроля | Содержание |
Предварительный | Проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам |
Текущий | Осуществляется в процессе исполнения принятых решений. Назначение - своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником |
Заключительный | Осуществляется после реализации решений для проверки правильности его исполнения |
Стратегический | Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы |
Оперативный | Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий |
Финансовый | Ориентирован на конечные результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объем продаж, инвестиции -и эффективность их использования, финансовое состояние организации (платежеспособность, ликвидность) |
Административ- ный | Распространяется на процессы деятельности и управления, имеет иерархическую структуру |
Полный | Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре |
Выборочный | Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер: проверка качества продукции, соблюдение нормативных требований |
Технология контроля очень сложна и содержит в себе несколько операций.
1.Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка).
2.Определение целей контроля (целесообразность, правильность,
регулярность и эффективность контроля).
3.Установление норм контроля (этические, производственные, правовые).
4.Выбор методов контроля (диагностический, предварительный, текущий, заключительный).
5.Определение объема в области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).
Проведение эффективного контроля возможно на следующих условиях:
-установление осмысленных, понятных стандартов;
-установление двустороннего общения;
-избежание чрезмерного контроля;
-установление жестких, но достижимых стандартов;
-вознаграждение за достижение стандарта.
Практическое занятие 3. Составить план проведения контроля для конкретного предприятия (структурного подразделения предприятия).
Методические указания
При составлении плана-схемы проведения контроля необходимо учитывать ряд требований:
1.Контроль должен быть всеобъемлющим. Он не является прерогативой какого-то отдельного менеджера. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если это ему не поручили.
2.Контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным.
Главным в контроле является вопрос что, а не как контролировать.
3.Контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления.
4.Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем эффективнее он является.
5.Система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок.
6.Контроль должен быть непрерывным во времени.
В соответствии с указанными требованиями получила развитие система контроля, которая имеет название «Контроллинг».
Рассмотрев систему контроля лучших компаний мира, можно выделить признаки, которые присутствуют в каждом случае.
1.Склонность к действию. В отлично управляемых кампаниях особое внимание придают действию. Они составляют планы, но не такие, которые способны их уничтожить.
2.Простые структуры и небольшая численность.
3.Близость к потребителю. В отдельных формах забота о потребителе граничат с фанатизмом.
4.Производительность через людей. Компании признают, что люди (не оборудование и технология) - вот ключ к производительности.
5.Автономия, поощряющая предпринимательство. Хорошо управляемые компании заинтересованы в том, чтобы не только высшие эшелоны управления искали удачные возможности. Менеджеры отдельных подразделений свободны в развитии таких возможностей.
6.Упор на основные ценности бизнеса.
7.Делать то, что знаешь лучше всего. Никогда не занимайтесь тем бизнесом, в котором вы не знаете что делать.
8. Одновременно мягкий и жесткий контроль. Хорошо управляемые фирмы выбирают несколько ключевых параметров и жестко их контролируют, разрешая гибкость в других местах. Попытка контролировать слишком много параметров сразу ведет к развалу.
Самостоятельная работа № 4. Ответы на конкретные вопросы (письменно):
Роль планирования в организации.
Назовите основные этапы планирования.
Понятие стратегии и стратегического планирования.
Назовите основные этапы стратегического планирования.
Понятие миссии организации.
Понятие делегирования.
Понятие мотивация.
По каким направлениям производится управленческое обследование сильных и слабых сторон организации?
Дайте характеристику стратегических альтернатив (ограниченного роста, роста, сокращения).