Состав литературы 40-60 гг
| связана с переосмыслением, но не с критикой. |
| создавалась лидерами соцреализма (П.Л.Проскурин, Иванов и др.) |
| Представители: Ю. Даниэль, В. Гроссман. |
| Представители: А. Битов, А.Ахматова, А.Найман, Лианозовская школа: Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов и др. |
| Представитель: Б. Пастернак. |
| Представители: И.Елагин, Б.Нарциссов, И.Чиннов, В.Синкевич, Н.Нароков, Н.Моршен, С.Максимов, В.Марков, Б.Ширяев, Л.Ржевский, В.Юрасов и др. |
ВОВ – то историческое обстоятельство, которое повлекло за собой формирование эпической ситуации и эпического мироощущения. Эстетика сблизилась с реально-исторической ситуацией. Одной из причин отступления, неуверенности советский войск было то, что в сознании русских людей чувствовалась некая раздвоенность. Не так давно завершилась коллективизация, для сознания истинного смысла войны необходимо было определенное время. Основным двигателем стало желание защитить мир от вражеского вторжения. В 41 году появилось высказывание «Велика Россия, отступать некуда». Эпическая ситуация, связана с желанием единения. Подключилось родовое мифологическое сознание, когда война стала осмысляться между своим и чужим миром. Война стала осмысляться как угроза национальному бытию. Битва с врагом должна была спасти не столько политическую независимость, а национальное бытие во все его проявлениях. Индивидуальное бытие совпадает с событиями общественного целого – эпическая ситуация, по Бахтину. Потребность единения, мотив единства. Война возвращает литературу к эпическому.
Для эпической этики характерны: ценности рода, коллектива, отсутствие личностного выбора, доминирование общ.долга. Все, что связано с рефлексией – ослабляет. Деятельность гер. свидетельствует о внутренней красоте. Картина мира. Целостная, монументальная, события вписываются в целостный национально-исторический фон. Доминирует прострнство, обширные пространственные картины, панорамность, которая объединяет большое природное пространство и людей. Хронотоп дороги, который моделирует положение человека в пространстве и времени. Хронотоп дома как частного, так и национального. Меняется принцип историзма, прошлое защищается в ситуации героического настоящего. Основной конфликт – то, что отражает непростое отношение русского человека к социально-историческим обстоятельствам. Столкновение двух миров. Противоборство сил добра с силами зла. Эпический конфликт начинает осмысляться в мифологическом ключе. Современный человек нуждается в мифологии. Возникает течение, которое дало социально-утопическую картину мира – СОЦРЕАЛИЗМ(сер.30-х гг), то мышление, которое задает социальную программу для человека, который идет к идеалу социальному – построению коммунизма. Мир – социальный, а идеал – общественный. Построение человека без изъянов. Эстетика соцреализма – принцип идеализации. Тип гер.. - многогеройна. В основном нет серьезной психологической подоплеки у героев, в основном изображены характеры, типы. Принцип гротеска в изображении врагов и героев-идеологов. Период оттепели. Литература, которая продемонстрировала освобождение от тоталитарного контроля. Пафос, направленный на демонстрацию духа свободы, на эмансипацию духа человека. В индивидуальных творческих программах тех или иных художников возникает поиск новой художественно-эстетической парадигмы. 50-60ые – то время, когда рождается целый ряд литературно-эстетических направлений. Рождение связано с тем, что происходит преобладание собственных индивидуальных программ. Природа перестает быть абсолютной ценностью. Нет ценностной вертикали (о смерти Бога), если нет космоса как упорядоченной организованной структуры, возникает представление о первичности человека. Ценностной становится горизонталь – социальный образ, статус, обстоятельства, утрата индивидуального существование. Социальный человек. Утилитаризм. Позитивистское мышление. Последствия: сокрушительные. Рождается философский аморализм – личность абсолютно реализовывает свое право на потенциальные возможности.
Твардовский. «Василий Теркин». (лирический эпос). персонаж обычный человек, со своими переживаниями, трудностями, сочетание литературной и фольклорной традиций. Теркин - рефлексирующий гер.. Он не превращается в человека войны. Через проявление внешнего обнаруживается внутреннее. Через действия, мимику, жесты характерезуется внутреннее состояние. Очень ярко выражены хронотопы дороги и дома. Цикличность времени. Почти нет психологической подоплеки. Автор в образе автора-рассказчика. Эпическая структура воплощается на разных уровнях. «Василий Теркин» не имеет сюжета в обычном смысле этого слова. несмотря на это, в конечном счете получилась стройная книга, со своей устойчивой системой, композицией, единым ритмом. Заканчивается поэма своеобразным гимном русскому солдату, честному труженику войны, вынесшему на своих плечах все тяготы и невзгоды и оставшемуся душевным и открытым к всему прекрасному и светлому.
В. Панова «Спутники». В этой повести художественный мир построен с нарушением эпических законов, нет целостной картины мира, но обозначен топос, маленькая точка в пространстве. Подобным топосом является санитарный поезд. Этот образ несет в себе как конкретное значение, так и символическое. С одной стороны это маленькая точка в эпическом пространстве символизирует подчиненность обстоятельствам и знак самодостаточности, собственной значимости, внутренней силы, автономности в мире войны. Нарушение эпической целостности: герои не солдаты, а врачи, несут милосердие, лечат раны войны. Еще одно значение образа поезда неумирающая человечность, происходит децентрация художественного мира, в центре коллектив санитарного поезда или спутники. Прибывают в совместном движении. Композиция: повесть построена как ряд новелл, в центре каждой один герой, главы названы именами действующих лиц: Лена, Данилов, Доктор Белов, Юлия Дмитриевна. Логика композиции: три части. 1: ночь, сбор раненых. 2: утро, проверка человека в конкретных обстоятельствах войны. 3: день, конец войны, ситуация связана с возвращением человека в ситуацию мирной жизни. Цена, которая положена в ситуацию возвращения. Все три части соответствуют трем этапам в духовном развитие человека. Результатом победы над фашизмом стало рождение индивидуальной значимости каждого. Если у В.Некрасова это чувство достоинства, у В.Пановой рождение чувства неиссякаемой жизненности в каждом.
Образ войны А.Платонов «Жизнь и судьба» А.П. Платонов предчувствовал надвигающуюся угрозу и задолго до начала Великой Отечественной войны думал о большой антифашистской литературе, которая обладала бы в своем источнике очень сильным светом. Солдат А. Платонова – открывает ли окоп, расчищает ли реку от валунов для прохода танков – делает все с таким тщанием и основательностью, как если бы он ставил избу или корчевал кустарник под новое поле. Война в сознании народа - прежде всего необходимый труд. Война в прозе А. Платонова - непосредственная, прямая выработка социально-нравственной истины для всего человечества, а подвиг и смерть во имя народа и его идеалов - прозрение тайны и смысла человеческого существования, высшее творчество счастья и жизни. В рассказе «Одухотворённые люди» А. Платонов очень точно показал душевное состояние человека во время боя. Это и подсознательное чувство опасности, и воспоминание о матери, в то время когда смерть ходит рядом.
Андорей Битов «Пенелопа» (1962 год)Герой испытывает страх проявить себя, свою волю. Основа сюжета – внутреннее психологическое состояние. Внутренние реакции героя на окружающую среду, опираясь на сюжет, можно вычленить несколько циклов реакции героев на действительность в мыслях, чувствах. Поездка в Ленинград оценивается как временная ситуация свободы. Инетрпритация эпической истории Одиссея (кино) современным сознанием. Бобышев оценивает Одесея как безнравственногт человека, каждый подвиг связан с хитростью, подлостью, свободен от запретов и стыда за содеянное, Одиссей хам, который наказывает женихов, в него плещут вином, он терпит, чтобы отомстить. Онтология бытия не совсем прояснена. Иллюзорное движение. Причина такого эгоитического поведения, отчасти скрывается в онтологии, но в большей степени в антропологии, в его не уверенности, нецелостности, зависимости от других людей. Внутренняя нецелостность становится фундаментом для всего остального. Прозаики видят эту нецелостность как экзистенциальную проблему. Это объявляется принципом существования.
В.Битов «Сад» (1963 год- правление Хрущева, смещение, приход Брежнева).Проблема свободы в несвободной ситуации жизни (личностная несвобода). В повести проблема сложного взросления человека – Алексея (студент-филолог. Обнажается невозможность обретения, неосуществленность человека. Финал передает желание исчезновения из действительности – герой засыпает с книгой. В повести нет фабульной основы, представлена множественность событий, множественность проблем, которыми герой не справляется. Герой – марионетка в руках обстоятельств. Сад – знак естественности в городской среде. Своей судьбой человек не может распоряжаться. Этот страх подталкивает героя уйти от реальности в сон (все искаженно, люди играю роли, герой видит себя принцем, в то время как остальные – нищие, его не понимают). Молодая проза говорит о неспособности человека, о несвободе, но есть выходы, они иллюзорны (литература, сновидения).
Ю. Казаков.Говорит об автономности существования, о неспособности отдельного человека выходить к другому, творить общение. В общение с другим человек может реализовать себя. Причины: у каждого человека различные нюансы идеалов, эгоцентризм, неуверенность в собственных силах, бесполезность усилий в поисках идеала. Эти причины приводят к постоянному самопогребению человека. «Адам и Ева» (1962 год).Драма отношений молодых людей, которые ищут идеал, стремятся установить свои ценности. Главный герой – Агеев. В рассказе 2 коллизии: 1) драма самореализации человека в современном обществе; 2) личностная проблема (насколько проблема самореализации решается самим человеком ) – личностное определение проводится через испытание любовью. Нереализованность человека, человек сам разрушает природные связи (между мужчиной и женщиной). Самопогребение по воле самого человека.