Общие особенности самоотношения и отношения к окружающим у современной молодежи.
Исследование моральных установок посредством разработанного нами метода предполагает анализ отношений субъектов - носителей рассматриваемых установок. Отношение к себе и окружающим является оценочным отношением, поэтому в качестве референтного показателя морального отношения нами было избрано моральное оценивание.
В качестве объектов оценок нами были выбраны три стороны образа Я - Я реальное, Я идеальное и Я социальное - а также образы Предпочитаемого другого, Отвергаемого другого и Большинства. Выбор в качестве объектов оценивания не одной недифференцированной самооценки, а именно трех составляющих дает возможность всесторонне рассмотреть соотношение субъекта и проанализировать его представления о себе самом, о своем желательном состоянии и рефлективный образ - представление о себе в глазах окружающих. Отношение к другим людям также было признано целесообразным анализировать через выражение оценочного отношения к полярным представителям окружающих людей - тому кто нравится, вызывает симпатию, уважение (Предпочитаемый другой), тому кто не нравится, вызывает неприязнь, отвержение (Отвергаемый другой) и наконец к большинству окружающих, как некоторой обобщенной недифференцированной оценке. Таким образом, респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале выраженность предлагаемых в оценочном листе качеств у шести объектов оценивания: Я реального, Я идеального, Я социального, Предпочитаемого другого, Отвергаемого другого и Большинства. Оценочный лист приводится в Таблице 2 Приложения 1.
94 Рассмотрим общие особенности морального оценивания. Вначале проанализируем, как оценивают испытуемые себя и других людей. Средние значения оценок различных сторон Я представлены на рисунке 3.1.1.
5.00 4,80 4,60 4,40 4.20 4,00 3,80 3,60 3,40 3,20 3,00
—♦— Я-реальное • - Я-идеальное ■ -Л— Я-социальное
Рисунок 3.1.1. Средние значения оценок Я реального, Я идеального и Я социального
Как видно из рисунка, испытуемые в среднем наиболее высоко оценивают выраженность в Я-реальном способности к сотрудничеству и к пониманию, стремления к успеху, общительности и доброжелательности.
В таблицах 1 и 2 Приложения 3 представлены ранговые ряды атрибутируемых качеств, отражающие мнение испытуемых о степени выраженности перечисленных качеств у них самих и других оцениваемых.
Как следует из Таблицы 1, как наиболее характерными для себя испытуемые считают коммуникативные качества. Для Я реального наиболее характерными названы: способность к сотрудничеству и пониманию, общительность, дружелюбие, доброжелательность. Также высокое ранговое место занимает стремление к успеху, что достаточно типично для молодежной выборки, однако подчеркивание выраженности стремления к успеху с той же интенсивностью, что и коммуникативных качеств, скорее
95 всего, указывает на готовность реализовывать указанное стремление
посредством коммуникативных умений.
Это предположение подтверждается и тем, что последнее ранговое место в ряду занимает трудолюбие, качество, которое наши молодые испытуемые считают наименее характерным для себя. Также они называют для себя нетипичными волевые качества (авторитетный, волевой, уверенный в себе) и качества, характеризующие отношение к другим людям (открытый, честный, мягкий). То есть, среднестатистическое представление о себе у современного молодого человека выглядит примерно так: эффективный коммуникатор, готовый к сотрудничеству ради успеха, не отличающийся трудолюбием и волей и не склонный к искренности и мягкости.
Для Я идеального, прежде всего, обращает на себя внимание нахождение в верхней и нижней части рангового списка качеств наименее характерных для Я реального. Причем, волевые качества названы наиболее желательными, а качества, отражающие мягкость, доброту и готовность помочь - наименее желательными. Так, самыми желательными качествами названы: умный, уверенный в себе, целеустремленный, волевой, ответственный, самостоятельный, сильный. Попавшее в этот ряд качество способный понять, следует рассматривать так же как интеллектуальную способность, а не как эмпатическую готовность к пониманию другого ради него самого.
Наименее желательными были названы качества, которые отражают моральность и теплоту межличностных отношений: мягкий, открытый, добрый, щедрый, готовый помочь, честный, преданный. Это соответствует образу жесткого и агрессивного победителя, избавленного от сантиментов, мешающей доброты и моральных ограничений по отношению к окружающим.
Для представления о себе в глазах окружающих - Я социального -наиболее высоко оценены качества воспитанный, общительный, доброжелательный, умный, дружелюбный. Этот список практически
96 повторяет список качеств, атрибутированных как наиболее характерные для
Я-реального. Однако, здесь более высокую ранговую позицию заняло
качество воспитанный и значительно снизилась ранговая позиция качества
стремящийся к успеху. Заметим, что воспитанность, согласно проведенному
нами опросу школьников и студентов, является, по их мнению, наиболее
частотным качеством порядочного человека. Так же и другие качества,
возглавляющие список Я-социального, относятся к наиболее частотным
качествам порядочного человека, повторяют его портрет, что показывает, что
современный молодой человек полагает, что окружающие считают себя
глубоко порядочным человеком. В то же время следует отметить, что с
понижением рангового места качеств стремление к успеху и способность к
сотрудничеству, образ Я-социальное лишился динамизма, присущего образу
Я-реальное, он воспринимается как значительно более пассивный и
статичный. Респонденты считают, в большинстве, что в глазах окружающих
они выглядят не как эффективные коммуникаторы, направленные на
достижение успеха, а просто как приятные светские собеседники с
необязательными разговорами.
Это согласуется с тем, что низшие ранговые позиции в списке (как, впрочем, и для Я-реального) занимают именно волевые качества: авторитетный, волевой, сильный, трудолюбивый, самостоятельный. При этом мягкость и честность перешли в середину списка. То есть, респонденты полагают, что окружающие считают их более моральными, чем они являются на самом деле, однако, их лень и безволие проявляются вовне достаточно очевидно.
Таким образом, на основании анализа самооценки качеств, можно заключить, что современный молодой человек считает себя эффективным коммуникатором, готовый к сотрудничеству ради успеха, не отличающийся трудолюбием и волей и не склонный к искренности и мягкости. Он считает, что окружающие воспринимают его, в общем, адекватно, как порядочного воспитанного человека, приятного собеседника, хотя и несколько ленивого.
97 В то же время он бы хотел быть совершенно иным человеком: уверенным в
себе, волевым, целеустремленным и, одновременно, жестким, недобрым и
дистанцированным по отношению к окружающим. Можно заключить, что у
современных молодых людей сформировался в качестве образца образ
жесткого эмоционально холодного победителя. Однако, они считают, что
сами таковыми не являются и, тем более, не представляются такими
окружающим.
Прежде чем анализировать соотношение образов Я-реального, Я-
идеального и Я-социального, рассмотрим как современные молодые люди
оценивают окружающих людей. Средние значения оценок значимых других
представлены на рисунке 3.1.2.
5.00
4,00 |
3,00
♦ • ■ Предпочитаемый ■ О ■ - Отвергаемый -Д— Большинство
2,50
■И,
2,00
1,50
! | I I I I | I I |
І
Рисунок 3.1.2. Средние значения оценок Предпочитаемого, Отвергаемого и Большинства
Ранговые ряды качеств значимых других представлены в Таблице 2 Приложения 3. Так, у Предпочитаемого, наиболее высоко оценены качества: способный к сотрудничеству и к пониманию, общительный, умный, дружелюбный/доброжелательный, готовый помочь. Перечень, в целом, сходен с образом Я-реальное, за исключением качества стремление к успеху,
98 здесь отсутствующего, что делает Предпочитаемого, хотя и весьма сходным
с Я-реальным, однако представляет его позицию как относительно более
страдательную, пассивно готовую к принятию сотрудничества со стороны
самого субъекта.
Качества, признанные наименее характерными для Предпочитаемого, также весьма сходны с наименее характерными качествами Я-реального: мягкий, авторитетный, открытый, трудолюбивый, щедрый, ответственный. Отличие состоит в том, что здесь не представлено качество честность, названное среди наименее характерных качеств Я. То есть, хотя у себя респонденты этого качества не признают и не считают его желательным, у Предпочитаемого это качество не является столь нежелательным. В то же время, интересно, что качество воспитанный также оказалось одним из наименее характерных для Предпочитаемого, что, видимо, свидетельствует, что фактически оно не относится к числу особенно ценимых молодыми людьми человеческих качеств.
У Отвергаемого наиболее высоко оценены: стремление к успеху, уверенность в себе, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие и ум. То есть это набор качеств весьма сходный с качествами атрибутируемыми Я-идеальному и описывающими образ сильного, уверенного и упорного победителя — такого человека, каким хотел бы быть сам субъект. Однако, по собственному признанию, не являясь таким, он отвергает тех, кто наделен этими качествами.
Наименее выражены, у Отвергаемого преданность, порядочность, готовность понять и помочь, справедливость, щедрость. То есть, наиболее неприемлемыми оказываются люди, проявляющие аморальность в межличностных отношениях, непорядочные, могущие предать, несправедливые, неспособные понять другого и прийти на помощь. Обращает на себя внимание, что примерно сходный список качеств представлен среди наименее желательных качеств Я-идеального. То, за отсутствие чего порицают других, не хотят иметь и сами, при этом
открытость и доброта занимают в списке качеств, атрибутируемых Я-
идеальному даже относительно более низкие ранговые места. Справедливости ради следует заметить, что списки Я-идеального и Отвергаемого не идентичны, и они отличаются, прежде всего, оценками выраженности качеств. Если качества, атрибутируемые Я-идеальному, находятся в диапазоне от сильной выраженности в верхней части списка до невыраженности в конце (от +2 до 0), то значения в списке качеств Отвергаемого располагаются от признания выраженности указанных качеств в верхней части списка до выраженности противоположного качества в нижней части (от +1 до -1). Однако, признавая эти количественные различия, и не абсолютизируя сходство списков, мы обращаем внимание на значительные совпадения рассмотренных образов.
Среди качеств свойственных Большинству, в верхней части списка представлены: стремящийся к успеху, общительный, способный к сотрудничеству, умный, уверенный в себе, целеустремленный. Это перечисление достаточно сходно с качествами Я-реального (и, соответственно, Предпочитаемого), однако, наличие таких качеств как уверенный в себе и целеустремленный сближает образ Большинства также и с Я-идеальным (и, соответственно, Отвергаемым). Среди качеств наименее характерных для Большинства, таких как, преданный, щедрый, мягкий, честный, справедливый, трудолюбивый, также представлены качества, сближающие это образ с различными составляющими образа Я. Различие здесь состоит, главным образом, в том, что отсутствие преданности подчеркнуто настолько же отчетливо, как и для Отвергаемого. С точки зрения респондентов, большинство окружающих объединяет свойства практически всех других оцениваемых, как различных сторон образа Я, так и предпочитаемых и отвергаемых людей, что достаточно естественно. В то же время, большинство оказывается более активным, уверенным и целеустремленным, нежели Я-рельное и Я-социальное и Предпочитаемый,
100 более коммуникативно ориентированным нежели Я-идеальное и
Отвергаемый.
Следует заметить, что такие качества как честность, мягкость, открытость, справедливость, щедрость, во всех ранговых списках оказались на последних местах, что говорит об уверенности современных молодых людей в невыраженности этих качеств у всех окружающих, включая их самих. Эти качества, по мнению наших респондентов, с одной стороны, неразвиты практически у всех современных людей, но с другой стороны, явная выраженность противоположных качеств делает человека неприемлемым для окружающих, то есть, отвергаемым.
Для того, чтобы проверить наши интуитивные догадки относительно соотношения отдельных составляющих образа Я и образов других людей, рассмотрим результаты корреляционного анализа (см. рис. 3.1.3).
Рис. 3.1.3. Корреляционная плеяда ранговых корреляций Спирмена между ранговыми рядами качеств. Все корреляции положительные (одинарная линия - корреляция р<0,01, двойная линия -корреляция р<0,0001)
Расчет ранговых корреляций Спирмена между ранговыми рядами
качеств показывает, что центральное место среди всех оцениваемых образов
101 занимает Я-реальное. Именно представление о себе реальном организует все
пространство представлений о себе и других людях. В теснейшей связи с Я-
реальным находятся представления о Я-социальном, Предпочитаемом
другом и Большинстве. Эти четыре образа создают основную устойчивую
конструкцию представлений о себе и окружающих людях. При этом образы
Я-рельного, Я-социального и Предпочитаемого оказались прямо не
связанными с образами Я-идеального и Отвергаемого.
Вторым центром плеяды является представление о Большинстве людей. Это образ оказался связан со всеми исследовавшимися образами. Он объединяет и конституирует различные подплеяды. Именно представление о том, что представляет собой большинство людей, позволяет человеку объединять разрозненные и противоречивые образы своих представлений в единую композицию.
Вторая подплеяда объединяет, кроме образа Большинства, также образы Я-идеальное и Отвергаемый. Последние два образа оказались наиболее близки друг к другу. Как следовало и из нашего предварительного анализа ранговых рядов, Я-идеальное и Отвергаемый оказались поразительно близки по последовательности степени выраженности атрибутируемых качеств. В них прослеживается та же логика соотношения отдельных моральных черт. Эта логика, с одной стороны, отвергается, с другой (пусть при иной степени выраженности отдельных качеств) - признается желательной для себя самого.
В этом, судя по всему, проявляется маргинальность и амбивалентность моральных представлений современной молодежи: С одной стороны, им нравятся качества, высоко оцененные у Предпочитаемого, Я-реального, Я-социального, и они признают себя (возможно с некоторой переоценкой) носителями этих качеств. С другой стороны, композиция качеств, отмеченная у Отвергаемого, оценивается как наиболее предпочтительная для самого себя (Я-идеальное). Видимо, это отражает распространенной мнение о необходимости следовать народной мудрости «с волками жить...», то есть
102 адаптироваться к неблагоприятным окружающим условиям, следуя установкам потенциальных противников в конкурентной борьбе. В то же время, они признают, что не обладают такими установками и даже не рассчитывают, что создали у окружающих иллюзию, что ими обладают. Также здесь прослеживается некое самолюбование современного молодого человека. Он как бы утверждает: нужно быть сильным, жестоким и зубастым, но я-то не такой, я - высоко моральный и духовный и оттого страдаю. Что, надо полагать, действительности не совсем соответствует, однако, имеет позитивный потенциал - признание морали как высшей ценности. Предполагается следующий дискурс: признавая отсутствие качеств силы, упорства и агрессивности, необходимых в конкурентной борьбе, наши испытуемые считают себя и тех, кого они предпочитают, носителями большего достояния - морали.
Рисунок 3.1.4. Средние значения оценок Я реального в исследованиях 1985 и 2000 годов. |
В аналогичном исследовании 15 лет назад нами были получены результаты, значительно отличающиеся от рассмотренных. Средние значения оценок Я реального в исследованиях 1985 и 2000 годов представлены на рисунке 3.1.4. и в таблице 9 Приложения 3.
103 Сравнение средних оценок Я-реального, полученных в исследовании
1985 года со средними оценками рассматриваемого исследования 2000 года
показывает, что за 15 лет произошли значимые изменения в самооценке и
самоотношении. Так, отмечается больший разброс средних значений.
Диапазон разброса средних значений 1985 г. составляет 0,62 единицы,
современных данных - 1,19 единиц. Если раньше молодые люди отмечали
примерно одинаковое развитие своих положительных качеств, то
современные молодые люди стали оценивать себя более
дифференцированно.
Значимо выше по критерию t стали оцениваться целеустремленность, ответственность и общительность (р<0,01), значимо ниже - трудолюбие, готовность помочь, честность (р<0,01) и доброта (р<0,05). Можно заключить, что 15 лет назад молодые люди значимо выше оценивали внутреннюю готовности к позитивному взаимодействию с другими людьми, а также готовность трудиться. В то время как они значимо ниже оценивали свою коммуникативную направленность и устремленность к достижению цели.
Сравнение ранговых рядов качеств 1995 и 2000 годов показывает, в общем, те же тенденции (см. таблицу 10 Приложения 3). Значительно снизилось ранговое место честности, готовности помочь и доброты. Ранговые места общительности, целеустремленности, открытости и ответственности повысились. Это показывает, как изменились приоритеты в представлениях о себе молодых людей. Современные молодые люди считают себя более коммуникативно искушенными, большая открытость взаимодействию сочетается у них с относительно меньшей честностью и готовностью помогать другим.
Нам представляется, что отмеченное изменение в приписывании себе качеств различной степени выраженности показывает, как молодежь приняла смену общественного идеала. От требования быть добрым, помогающим произошел переход к требованию быть социально успешным. Отношение к окружающим воспринимается уже не как самоцель, а как средство
104 достижения иных целей. В качестве позитива можно отметить, что в качестве
такого средства рассматривается доброжелательность, сотрудничество,
понимание, а не агрессия или какое-либо подобное отношение.
Заметим, что относительно невысокая оценка собственного трудолюбия и волевых качеств характерна как для тогдашних, так и для нынешних молодых людей. Эти качества замыкают ранговые списки. Отмеченное выше значимое понижение оценки трудолюбия показывает, что раньше молодые люди считали себя умеренно трудолюбивыми, а теперь для них свойственно оценивать у себя это качество более низко. Это связано, с одной стороны, с большей дифференцированностью оценок современных молодых людей, с другой - с отмечавшейся тенденцией занижать оценку своих усилий и, соответственно, трудолюбия, в качестве защитной меры для оправдания возможных неуспехов.
Отношения к окружающим у молодых людей также претерпели значительные изменения. Средние значения оценок Предпочитаемого в исследованиях 1985 и 2000 годов представлены на рисунке 3.1.5. и в таблице 9 Приложения 3. Из рисунка видно, что современные молодые люди стали оценивать Предпочитаемого другого, в целом, выше, чем это делали их сверстники 15 лет назад. Значимо выше по критерию t стили оцениваться большинство качеств, а особенно воля, общительность, целеустремленность, способность понять другого (р<0,01). Не отмечается различий в оценках ума, честности, открытости, трудолюбия, а качество мягкость стало оцениваться в тенденции ниже (р<0,05). То есть, нынешние молодые люди стали выше оценивать предпочитаемых других, особенно в отношении высоко ценимых волевых и деловых качеств.
Напомним, что современные молодые люди склонны признавать превосходство Предпочитаемых над собой по развитости большинства положительных качеств. Молодые люди 1985 года склонны признавать превосходство Предпочитаемого над собой в отношении ума, честности, открытости и трудолюбия (р<0,01), как это следует из таблицы 10
105
Приложения 3. По другим качествам значимых различий не обнаружено. Это показывает, что современные молодые люди склонны, скорее, завышать оценки тех, кто им нравится.
5,00
,щ - ♦■-■-.. ...--♦-..
4 "--* ■-'*- -
щ.------ а -♦.......... ж ,♦■
4,50
4,00 3.50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 |
- - ♦ • ■ 2000
-*- 1985
|
Рисунок 3.1.5. Средние значения оценок Предпочитаемого в исследованиях 1985 и 2000 годов
Сравнение ранговых рядов качеств, приписываемых Предпочитаемому в 1985 и 2000 годах, показывает, что значительно повысились ранговые места качеств общительный, целеустремленный и волевой. Особенно это касается качества общительность. Оно перешло с последнего рангового места на второе. При этом понизились ранговые места доброты, честности и открытости. Такая соотносительная представленность качеств показывает, что современные молодые люди стали относительно меньше внимания обращать на собственно моральные характеристики предпочитаемых других. Более приоритетными для них стали коммуникативная направленность и волевые качества. Предпочитаемый для них, тем самым, становится не задушевным другом, а удобным деловым партнером и собеседником. Таков запрос современных молодых людей, им требуется товарищ для борьбы за
106 успех и для приятного поверхностного общения, доброта, честность и
открытость настоящего друга оказываются не столь востребованными.
Заметим, что общительность отмечалось как наиболее выраженное
качество Отвергаемого в исследованиях 1985, как это видно из рисунке 3.1.6,
показывающего средние значения оценок Отвергаемого в исследованиях
1985 и 2000 годов. Также они представлены в таблице 9 Приложения 3.
Повышенная общительность была качеством, которое наиболее претило в
окружающих молодым людям 15 лет назад. Теперь, как мы знаем,
общительность оценивается весьма положительно. Поэтому имеется
значимое снижение среднего значения оценки общительности Отвергаемого
у современных молодых людей. Значимо выше у Отвергаемого стали
оцениваться мягкость, трудолюбие, воля и ответственность (р<0,01). Это
свидетельствует об относительно большей терпимости к окружающим у
современных молодых людей, по крайней мере, в отношении данных
качеств.
5,00 4.50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
"-■♦-/
/ \ / \
/ \
1 \ - - ♦ - -2000
М \ * — -О - 1985
I
Рисунок 3.1.6. Средние значения оценок Отвергаемого в исследованиях 1985 и 2000 годов
Сравнение ранговых рядов качеств, приписываемых Отвергаемому в 1985 и 2000 годах, показывает, что значительно повысились ранговые места
107 качеств трудолюбивый и мягкий и снизились ранговые места готовности
помочь и понять другого. Это показывает, что у современных молодых
людей относительно снизилась нетерпимость к отсутствию у других любви к
труду и проявлений мягкости. Трудолюбие, как и мягкость, как мы заметили,
для них не является ценимыми качествами, и они не стремятся осуждать
других за их отсутствие. В то же время, относительно больше внимания
обращается на качества, проявляющиеся в социальном взаимодействии -
готовность помочь и понять другого.
Данные наблюдения показывают, что по сравнению с молодыми людьми 15-летней давности, современные молодые люди имеют существенно иные образы себя и значимых других.
Приведенный анализ позволяет заключить, что предлагаемый метод обладает достаточной чувствительностью и позволяет с необходимой точностью и достоверностью фиксировать особенности самоотношения и отношения к другим у респондентов рассматриваемой возрастной группы. Также, полученный обобщенный образ современного молодого человека, в том числе, в сравнении с поздне-советским молодым человеком, служит удобным основанием для рассмотрения особенностей самоотношения респондентов с различными моральными установками.