Тема 2. типы репрезентатиной системы индивида и их влияние на процесс обучения
МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет психологии
А.Ф. РЕМЕЕВА
НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Москва-2010
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании происходит переориентация на развитие личности. Для успешного осуществления этого процесса необходимо использовать весь арсенал методов, имеющихся в современной науке и практике. Создание в мировой психологии новых теорий позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности личности во многих сферах деятельности, в том числе и в обучении. Открытия в области изучения мозга позволяют обогащать практику новыми фактами работы полушарий мозга, их взаимодействия и взаимовлияния.
В последнее время накоплен огромный материал, убедительно показывающий индивидуально-типологические различия в способах приема и переработки информации в связи с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга. Выявлены индивидуально-типологические особенности протекания отдельных психических процессов. В школьном обучении эти различия учитываются не в полной мере.
Собран внушительный практический материал, демонстрирующий эффективность методик НЛП (нейролингвистическое программирование). Одно из замечательных свойств методик НЛП, представленных в данном пособии - их эффектность. Они дают ощутимый результат, требуя незначительных затрат.
На сегодняшний день ведутся активные дебаты относительно того, стоит ли признавать НЛП как самостоятельное психотерапевтическое направление и достаточно ли закрепляются полученные при использовании этих методик результаты. Мы не станем в рамках данной работы акцентировать внимание на теоретических изысканиях, посвященных этим и другим вопросам. Нам представляется важным познакомить студентов с теми техниками, которые могут быть использованы в рамках образовательной среды, а так же в обыденной жизни.
Одной из сложнейших проблем профессионального образования является проблема перехода от учения к профессиональной деятельности: В рамках одного типа деятельности нужно «вырастить» принципиально другой (А.А. Вербицкий). Такой переход возможен, если студенты, обучаясь на факультете психологии, будут активно использовать те приемы и техники, освоение которых формирует компетенции - способности и готовности к самостоятельному овладению новыми методами оказания психологического воздействия, позитивному воздействию личным примером на окружающих, к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к постановке прикладных задач в определенной области применения психологии. В помощь студенту в достижении этой цели и разработано данное пособие.
ТЕМА 1. НЛП КАК МЕТОД ОКАЗАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ
История возникновения НЛП
Нейролингвистическое программирование (НЛП) является одним из новых направлений в психологии. Возникло оно в 70-х годах прошлого столетия. Изначально НЛП развивалось как метод психотерапии.
У истоков этого направления стояли Джон Гриндер и Ричард Бендлер [21, 58, 59]. Эти ученые, наблюдая за работой терапевтов В. Сатир, М. Эриксона, Ф. Перлса, создали модель английского языка, эффективно использовавшуюся в психотерапии. Они назвали ее мета-моделью. Открытия, которые они сделали, моделируя опыт различных людей, привели к созданию НЛП.
Нейролингвистическое программирование- это сложное словосочетание, за которым скрываются три простые идеи. Часть «нейро» отражает фундаментальную идею о том, что поведение берет в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения. Мы воспринимаем мир благодаря пяти органам чувств. Мы извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно просто является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство.
«Лингвистическая» часть названия подчеркивает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочить наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникации с другими людьми.
«Программирование» указывает на способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.
НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и чувствуем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем (намеренно или ненамеренно) чтобы получить результат.
По мнению основоположников НЛП человека можно сравнить с компьютером, который работает по определенной программе. Все программы, по которым мы работаем, на каком-то этапе были для нас полезными и поэтому они у нас закрепились. Человек обладает определенной ригидностью в отношении своих программ, а именно: условия жизни изменились, а человек продолжает работать по старой программе. Целью работы с клиентом ( пациентом) является разработка для него некоторой новой позитивной программы и трансляции ее клиенту. Люди, однако, сопротивляются, когда им пытаются навязать извне какую-либо программу поведения. Поэтому в рамках этого подхода значительное внимание уделяется тому, как подстроиться к клиенту, внушить ему новую программу. Для этого используются техники транса, в основу которых положен эриксоновский гипноз.
Основные положения НЛП
Нейролингвистическое программирование - новое направление в психологии, которое, наряду с другими проблемами, исследует способы приема и переработки информации. В НЛП введено понятие «репрезентативная система» как система, посредством которой субъектом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам. Сегодня это понятие получило широкое распространение. В НЛП выявлены индивидуальные предпочтения различных типов RS в процессе восприятия информации. Данные предпочтения определяют различия стилей обучения. В большинстве случаев причиной низкой успеваемости школьников является несовпадение RS учащихся с характеристиками предъявляемой информации. В НЛП разработаны техники и приемы развития RS учащихся.
Для НЛП в первую очередь значима функциональная асимметрия человеческого мозга. Такая асимметрия приводит к тому, что различные полушария нашего мозга занимаются преимущественно реализацией различных функций.
Указанная асимметрия проявляется в нашем как вербальном, так и невербальном поведении. Так, по отдельным признакам, реализующимся в мимике, позе, жестах, можно определить, когда человек в своих суждениях опирается на свой опыт, заключенный в ощущениях, когда на логические построения, а когда на то и другое.
Используя принципы НЛП, по утверждению основоположников нейролингвистического программирования, можно описать любую активность индивида весьма детальным образом, что позволяет легко и быстро производить глубокие и устойчивые изменения этой активности.
На вооружение НЛП был взят тот факт, что опыт отдельного человека не соответствует реальности примерно так же, как географическая карта не дает истинного представления о территории. Рассказывая о каком-либо событии, люди основываются на собственном индивидуальном опыте, на особенностях своего восприятия. С точки зрения НЛП, имеется три основных канала, по которым люди воспринимают информацию об окружающем нас мире. Это зрение, слух и кинестетика. В отличие от отечественной академической психологии [92], где под кинестетическими подразумеваются либо мышечные, либо суставные ощущения, в НЛП кинестетика включает в себя и обоняние, и осязание, и тактильные ощущения и, собственно кинестетические ощущения. По каждому из этих каналов непрерывным потоком поступает информация, используемая нами для организации собственного опыта.
Каждый индивид создает некую репрезентацию (схему, карту) мира. Модели, создаваемые нами, отличаются одна от другой в силу ряда ограничений:
Нейрофизиологические ограничения: Наша нервная система постоянно искажает или опускает целые части действительного мира (мы не слышим, например, звуки высоко- и низкочастотные, видим не все цвета спектра, слышим не все запахи...).
Социальные ограничения связаны с ограниченностью языковой системы, приводящей к тому, что богатство нашего опыта зависит отчасти от различий, проводимых в какой-либо области наших ощущений (на языке майду - всего три цвета, а в русском языке - их множество).
Индивидуальные ограничения - это те ограничения, которые мы создаем, опираясь на собственный уникальный опыт.
Модели, создаваемые нами значительно упрощают взаимодействие с реальностью, поскольку большая часть информации не подвергается обработке, но они же создают значительные трудности в процессе коммуникации. Для того чтобы быть успешным в процессе общения необходимо предоставлять информацию собеседнику таким образом, чтобы она была максимально приближена к его модели восприятия мира.
Р. Бендлер и Д. Гриндер основными объектами исследования определяли особенности речевого общения и языковых процессов у людей. В основе нашего представления о мире лежит сенсорная информация. Ощущения постепенно объединяются в образы, образы связываются между собой в целостные представления об отдельных фрагментах окружающей действительности. Так в сознании возникает модель мира, с помощью которой человек понимает его устройство и живет в нем. В этой модели, помимо образов, ощущений и чувств, определяемых фактами, есть также логические образы фактов – знания и мысли. Наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых метафор, прочтение которых зависит как от степени приобщенности индивида к культуре, так и от уровня его владения языком.
В основе НЛП лежат следующие положения:
1. Стереотипы поведения формируются под влиянием внушения значимых лиц и в трансовых состояниях во время переживания стресса;
2. Основная часть программы кодируется в неосознанных языковых структурах и проявляется в формальной организации речи и невербальных реакциях человека;
3. Симптомы выполняют защитную функцию и в результате самопрограммирования в трансе могут смениться новыми, более адаптивными стереотипами;
4. Для позитивных изменений достаточно индивидуальной «подстройки» (пристройки) к клиенту и эффективной технологии взаимодействия с ним (работа с мета-моделью).
В НЛП применяются специфические методы диагностики: тест для определения типа репрезентативной системы, калибровка глазодвигательных сигналов и невербальных ответов «да-нет».
Коррекционные техники НЛП базируются в основном на трансовых состояниях пациента.
Выделяют следующие принципыэффективности НЛП. Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь, дело психотерапевта – способствовать их реализации. Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности - основа психотерапии. Терапевтическая коммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнера взаимодействия. Темп терапевтического процесса задается пациентом. Сопротивление расценивается как признак неправильного использования энергии пациента. Предполагаемые приемы должны удовлетворять требованиям готовности пациента, конкретности и достижимости в недалеком будущем определенных целей, низкого риска и ориентации на успех. Результаты терапии зависят не столько от используемых приемов. Сколько от модели поведения психотерапевта, которая должна соответствовать его стилю жизни. Необходимо доверять своей интуиции, своему «бессознательному», предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентом.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Как объясняется название данного направления – Нейролингвистическое программирование?
2. Что такое «репрезентация мира»?
3. Каким образом происходит создание карты, модели, репрезентации опыта индивида?
4. Какое значение для НЛП имеет функциональная асимметрия человеческого мозга?
5. Как объясняется с точки зрения НЛП возникновение стереотипов нежелательного поведения?
Рекомендуемая литература: 21,32,58,59,60,68,102,128,143.
ТЕМА 2. ТИПЫ РЕПРЕЗЕНТАТИНОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ