Анализ психологических текстов. Прочтите статью Л.С. Выготского "Кризис семи лет" [7] и ответьте на вопросы:
Прочтите статью Л.С. Выготского "Кризис семи лет" [7] и ответьте на вопросы:
1) Каковы причины возникновения "кризиса семи лет"? 2) Как проявляются в поведении и характере ребенка симптомы возрастного кризиса? 3) Какую помощь могут оказать ребенку родители и педагоги в преодолении данного возрастного кризиса?
Тематика рефератов
- Психологический анализ теорий детской игры.
- Причины возникновения страхов в дошкольном возрасте.
- Роль игры в развитии социальных навыков.
- Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
- Развитие способностей в дошкольном возрасте.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Литература: 1-5, 7, 10, 11, 13-23, 27-29, 31, 32, 35, 38, 40, 41, 47,
48-52, 58, 61
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Социальная ситуация развития младшего школьника. Ведущая деятельность возраста.
2. Развитие психических познавательных процессов.
3. Возрастные особенности личности.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы.
5. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
6. Основные новообразования младшего школьного возраста.
Требования к компетентности:
- понимать сущность социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте; знать противоречия возраста и возможности их разрешения в ведущей деятельности;
- знать возрастные особенности развития психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи;
- знать потребности ребенка младшего школьного возраста, особенности эмоционально-волевой сферы, мотивации, самосознания;
- знать новообразования младшего школьного возраста;
- уметь анализировать воспитательную ситуацию с точки зрения возможности формирования возрастных новообразований;
- уметь определять психологический возраст ребенка на основе наблюдения или описания поведенческих характеристик;
- уметь учитывать психологические особенности возраста при решении профессиональных задач.
Тестовый контроль
1. Ведущая деятельность младшего школьника:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) непосредственное эмоциональное общение;
в) труд;
г) учение.
2. Психологическим новообразованием младшего школьника является:
а) потребность в общении;
б) потребность в общественнозначимой и общественнооцени- ваемой деятельности;
в) речь и наглядно-действенное мышление;
г) произвольность психических познавательных процессов.
3. Преобладающий вид мышления в начале младшего школьного возраста:
а) наглядно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) абстрактно-логическое;
г) все ответы верны.
4. Успех в учебной деятельности младшего школьника зависит от:
а) эмоционального благополучия;
б) самооценки;
в) статуса в системе межличностных отношений;
г) все ответы верны.
5. В структуре учебной деятельности выделяют:
а) действие контроля;
б) учебную задачу;
в) мотивацию;
г) все ответы верны.
6. Система оценки результатов учебной деятельности влияет на:
а) развитие личности младшего школьника;
б) мотивы учения младшего школьника;
в) его статус в системе отношений со сверстниками;
г) все ответы верны.
7. На взаимоотношения, складывающиеся между первоклассниками, в большей степени влияет:
а) оценка ребенка учителем;
б) оценка ребенка сверстниками;
в) личностные качества ребенка;
г) нет правильных ответов.
8. Среди мотивов учебной деятельности младшего школьника встречаются следующие:
а) "получать хорошие отметки";
б) "узнать много интересного";
в) "не расстраивать родителей";
г) все ответы верны.
9. Письменная речь младших школьников по сравнению с устной характеризуется:
а) меньшим количеством употребляемых слов;
б) большим количеством употребляемых слов;
в) более длинными предложениями;
г) нет правильных ответов.
10. Личностное новообразование младшего школьного возраста:
а) возникновение внутренней жизни ребенка;
б) возникновение социальных мотивов;
в) рождение социального "Я";
г) все ответы верны.