Баланс доминирования. патриархат и матриархат
Каменный век. Мужик делает наскальный рисунок. Жена его спрашивает:
- Зачем ты рисуешь человека с копьем?
- Хочу, чтобы потомки видели, как я охочусь.
Мужик рисует дальше. Жена его спрашивает:
- Зачем ты рисуешь змей и тигров?
- Хочу, чтобы потомки видели, что я никого не боюсь.
Мужик продолжает рисовать. Жена его спрашивает:
- Зачем ты рисуешь лодку?
- Хочу, чтобы потомки видели, на чем плаваю.
Мужик делает еще рисунок. Жена его спрашивает:
- Зачем ты рисуешь хижину?
- Хочу, чтобы потомки видели, где я жил.
Мужик кладет краски и садится отдыхать. Жена его спрашивает:
- А как же я? Почему ты меня не нарисовал?
- Не хочу, чтобы потомки видели, как я мучался!
Доисторический анекдот
Как мы показали выше, человеческое стадо и древнее племя, как и любая сформированная эволюцией естественная животная система, были хорошо сбалансированы и эффективны в естественной среде обитания. Развитие материальной культуры и как следствие, рост уровня сытости и безопасности привели к разбалансировке системы. К несоответствию врожденных инстинктов новым условиям и как следствие – к изменению этих инстинктов.
Однако, как только человек догадался приделать каменное рубило к палке, он получил небывало эффективное оружие, позволяющее наносить очень сильные удары на расстоянии большем, чем длина руки. В этот переломный момент своей эволюции он стал сверхопасным хищником, обладающим одновременно и смертоносным оружием, и развитым мозгом. Принципиально иным существом, которое оказалось способно обеспечить себе невиданный доселе уровень сытости и безопасности. Но вместе с тем, обладающим крайне слабой врожденной моралью. Эти изменения пошли настолько быстро, что биологическая эволюция нашего вида уже не успевала изменять врожденные инстинкты, «прошивку» наших предков. Система человеческого социума все больше и больше разбалансировалась. Инстинкт «укради» заставлял одних людей отнимать добычу у других. Самочный инстинкт заставлял женщин усиленно провоцировать мужчин на кормежку и сталкивать их между собой. Все это приводило к вооруженным конфликтам и гибели большого количества мужчин, делая племя нежизнеспособным. Теперь любая ссора могла привести к смертельной схватке.
Таким образом, совершенствование материальной культуры приводило одновременно и к усилению, и к ослаблению социума. Усиление происходило в связи с повышением уровня сытости и безопасности. Ослабление – в связи с гибелью мужчин в конфликтах.
Но кроме того нарушился баланс доминирования между мужчинами и женщинами. Есть две причины возникновения матриархального перекоса в отношениях между полами.
С одной стороны мы показали, что альтруизм и рассудочная мотивация присущи преимущественно мужчинам. Поэтому баланс доминирования, как эгоистичного инстинктивного животного поведения, оказывается смещен в сторону женского доминирования.
Рис. 10. Дисбаланс доминирования в обстановке альтруизма мужчин и эгоизма женщин.
С другой стороны, так как буферная мужская часть большого племени более мощная, то и уровень сытости и безопасности, который обеспечивает этот буфер для репродуктивной женской части, более высок. Это ослабило сдерживающее влияние страха перед окружающей средой на поведение женщин, что привело к усилению их доминирования. Другими словами, чем больше воинов и охотников становилось в племени, чем лучше станоилось их оружие, тем сытнее и безопаснее становилась жизнь женщин, и тем увереннее они себя чувствовали. И естественно, чем больше уверенность женщины в своей безопасности, тем сильнее ее стремление доминировать в отношениях с окружающими (она ничего не боится, начинает «наглеть», то есть идти на конфликт с целью повысить свой социальный статус). Облегчается этот процесс тем, что женщины сплочены, объединяются против мужчин. А мужчины напротив – конкурируют друг с другом за место в иерархии и доступ к женскому телу.
Рис. 11. Дисбаланс доминирования в обстановке сытости и безопасности.
То есть, возникает дисбаланс сил, перекос в отношениях в сторону матриархата. Женщины начинают воспитывать мальчиков более удобными в управлении, чрезмерно альтруистичными, неагрессивными, слабыми, безынициативными, ориентированными на обеспечение сиюминутных желаний женщин. Ослабление мужчин означает прежде всего то, что инстинкт вожака с присущей ему активностью и ответственностью не включается ни у кого из мужчин. Напротив, у большинства мужчин племени работают наборы инстинктов среднеранговых и низкоранговых. С каждым новым поколением матриархат усиливается, а мужчины ослабевают. В конце концов, приходит отряд сильных агрессивных мужчин соседнего племени, убивает слабых мужчин, а женщин угоняет в свою пещеру. Все. Финита ля комедия. Матриархальное племя погибло. Этим и объясняется тот факт, что в реальной жизни матриархат в чистом виде не встречается нигде. А значительный матриархальный перекос в отношениях наблюдается крайне редко только у изолированных отсталых племен где-нибудь в джунглях. На эволюционной помойке человеческих социумов. Матриархат гибелен для человеческого общества. Поэтому и не
А. Б.
В.
Рис.12. Отражение баланса доминирования в изобразительном искусстве различных эпох.
А. «Венеры» палеолита. Самая древняя порнография. Изображения доминирующих женщин, страдающих ожирением в условиях высокого уровня сытости и безопасности. Примечательно, что фигурки безлики. Связано это с тем, что лицо доминирующей, агрессивной женщины не привлекательно для древнего мужчины, который изготавливал статуэтку. Современные художники это подтверждают.
Б. Мужчина и женщина сбалансированного социума. Древнеегипетская скульптура. Коллекция Лувра.
В. Гибель последнего крупного матриархального племени в столкновении с патриархальным. Античный барельеф, изображающий битву греков с амазонками. Коллекция Лувра.
Г.
Рис.12 Г. Отражение баланса доминирования в изобразительном искусстве различных эпох. Карикатурные изображения доминирующих женщин. Россия, ХХ-ХХI в.в.н.э. Сравните изображения с палеолитическими «Венерами».
получил распространения. Выжили и развились только те человеческие социумы, в которых сложились культурные противовесы матриархату. Как только образовывался значительный матриархальный перекос в отношениях, племя погибало. Поэтому ошибочно вообще говорить, что был какой-то эволюционный период, когда господствовал матриархат. Не было такого и быть не могло. Был эволюционный период, когда матриархат встал на пути ускорившейся эволюции нашего вида. И этот период был преодолен. Последние племена с матриархальными пережитками были в основном истреблены приблизительно 20 тысяч лет назад.
Забавно, но матриархальные выверты бывают и у животных. Не могу здесь не рассказать историю, которая настолько наглядно иллюстрирует гибельность матриархата, что тянет на притчу. Как-то в имении автора для обеспечения рабочих яйцами были приобретены петух и несколько кур. Однако вопреки природной традиционной иерархии, одна из кур, самая крупная, возглавила стаю вместо петуха. Возможно, петух оказался недостаточно агрессивен, возможно, крупная курица заразилась феминистическими веяниями от работниц птицефабрики, но именно она, а не петух, стала водить кур по территории имения. Петух, хотя и топтал кур изредка, остался без свиты и явно грустил. Даже не кукурекал. Однако курица доминант оказалась неспособна полноценно осуществлять самцовую функцию вожака - следить за опасностью, так как слишком была увлечена самочной функцией - поиском и поеданием червячков. В итоге, когда работники ушли в лес за жердями, прилетел ястреб и съел феминистку. Петух занял подобающее ему место вожака, стал водить оставшихся кур по территории, воспрял духом, стал голосист, горд и любвеобилен, начал задираться даже на людей. Зорко следил за небом и подавал сигнал об опасности если что. Природа все очень быстро и жестко расставила по своим местам. Замечательно, что этот случай произошел именно тогда, когда писалась данная глава.
Одним из естественных культурных противовесов матриархату является патриархальная внутренняя структура социума. Независимо от того, какую иерархическую структуру (пирамидальную, кастовую, демократическую) имеет социум в целом, каждая семья имеет иерархическую структуру, идентичную структуре маленького древнего племени с парной внутренней структурой. Во главе стоит патриарх - сильный мужчина с активным инстинктом вожака. Он принимает решения и управляет собственностью семьи. Остальные уровни иерархии формируются по старшинству. В патриархальную семью могут входить до четырех поколений мужчин. Каждый взрослый мужчина является главой своей семьи. И каждый стремится стать патриархом. В ряде культур такая патриархальная ячейка может разрастаться до размеров клана. Благодаря тому, что у каждого из взрослых мужчин активен инстинкт вожака, все они максимально ответственны, активны и добычливы. А социум, состоящий из активных мужчин – эффективен. Сильная патриархальная тенденция приводит к образованию сильного стабильного общества. Примером может послужить античная Спарта, успешно противостоявшая всему Пелопоннесу и процветавшая на протяжении 7 веков. Принцип построения патриархальной структуры и взаимоотношения внутри нее очень хорошо прорисованы в древнегреческой мифологии на примере клана богов олимпийцев. Кстати, при изучении греческих мифов не создается никакого впечатления, что Венера, Гера, Артемида или любая другая богиня женщина клана Зевса угнетена богами мужчинами этого клана. Напротив, все богини принимают живейшее участие в жизни клана и успешно конкурируют с мужчинами в решении вопросов.
Более того, перекос межполовых отношений в сторону чрезмерного доминирования мужчин и угнетения женщин вообще нигде не встречается. Причина невозможности такого гипертрофированного патриархата комплексная. Здесь складывается несколько составляющих. Это и мужской инстинкт защиты самки, и врожденная женская способность манипулировать мужчинами, и то, что воспитывают мальчиков до определенного возраста в любом случае женщины, успевая воспитать в них почтение к себе. Трудно себе даже представить существование такого общества, где все женщины находились бы на положении бесправных рабынь и использовались бы на тяжелых и опасных работах, а мужчины бы эксплуатировали их и пользовались результатами их труда, оставаясь дома в тепле и сытости. Реальная картина – всегда обратная. Мужчины создают и добывают ресурсы. А женщины находятся в самом выгодном месте – там, где эти ресурсы хранятся. Женщины и перерабатывают, и перераспределяют, и в первую очередь пользуются этими ресурсами. Ну, те читатели, которые прошли призывную армию, все поняли. На складе и на кухне всегда умудряются служить самые хитрые и пронырливые солдаты.
Вообще, термин «патриархат» в последнее время благодаря феминисткам стал чуть ли не ругательным. Обозначающим систему угнетения женщин. Хотя на самом деле он обозначает общественный уклад с четкой эффективной иерархией и разделением полоролевых функций, где оборона, снабжение и представление интересов семьи на уровне общества – мужская функция. Сбалансированную систему межполовых отношений.
К матриархату предрасположены крупные оседлые миролюбивые социумы. Мелкие кочевые и воинственные социумы – напротив, имеют от него иммунитет. Так как именно образ жизни социума определяет, в сфере доминирования какого из полов находятся общественные отношения.
Итак:
Значительное нарушение баланса доминирования в обществе в сторону женского доминирования гибельно для общества, а в сторону мужского - невозможно. Выживает и развивается только сбалансированный социум.
Рождение Человечества.
Огонь, женщина и море – три бедствия.
Эзоп
Ни для полноценной балансировки межполовых отношений, ни для балансировки социума в целом одной имитации племенной структуры в семьях и кланах было недостаточно. Мы помним, что матриархальная деградация социумов – только одна из проблем, порожденных развитием материальной культуры.
И внутри патриархальной семьи, и между семьями точно также могут случаться и кражи, и грабежи, и смертельные междоусобицы. Точно также, как и в разбалансированном племени вооруженных людей, почти лишенных врожденной морали.
Решение этой проблемы очевидно. Если врожденной морали недостаточно, значит нужна мораль искусственная. Закрепленная в виде традиции. И базирующаяся на каком-нибудь сильном инстинкте. А лучше – сразу на нескольких. И для надежности - продублированная. Потому в этот самый эволюционный момент очень сильно потребовались религия и культурная традиция. Дальнейшая эволюция человеческих социумов и развитие материальной культуры без них стали просто невозможны.
В условиях соответствия инстинктов человека условиям обитания особо сильной их корректировки не требовалось. Поэтому религия носила поначалу характер сказок и преданий, выполняющих больше познавательно-обучающую функцию. Но при случае использовалась в качестве страшилки для воздействия через страх и иерархический инстинкт на другие инстинктивные программы человека. Ну как современная мать говорит расшалившемуся ребенку: «если будешь баловаться, придет бабай и унесет тебя». Не понятно, кто такой бабай, но уже страшно, и дитя успокаивается. А если шаман дикого племени наденет на себя шкуру, обвесится амулетами, наестся грибов-поганок и объяснит, дергаясь в экстазе и подвывая, что бабай – это злой дух, который живет в дуплистом дереве у реки и управляет грозой, то страшно становится уже взрослым членам племени. Таким образом в человеческом племени помимо вождя возник виртуальный супердоминант – божество. И с помощью образа этого божества, неплохо поддерживаемого инстинктом самосохранения и иерархическим инстинктом людей, стало возможно решить эволюционные проблемы зарождающегося Человечества.
Например, женщины племени, повинуясь животному самочному инстинкту уровня первобытного стада, стремятся образовать пару с высокоранговым и родить детей именно от вождя. А низкоранговых хотят водить за нос и дополнительно получать от них подарки. Но социуму выгоден моногамный брак. И не то что высокоранговых, а и среднеранговых мужчин на всех женщин не хватает. Поэтому многие женщины вынуждены образовывать браки с низкоранговыми. Однако их самочный животный инстинкт тут же вступает в сильное противоречие с действительностью. Хочется секса и детей с высокоранговым, а муж – низкоранговый. Вот тут, дабы избежать в племени бардака и поножовщины на сексуальной почве, и понадобился некий довесок к низкоранговому мужчине – покровительство супердоминанта с высочайшим рангом – бога или духов. «Муж – от Бога» - эта знакомая всем формула и служила для того, чтобы примирить животный инстинкт женщины с невысоким рангом ее мужчины в иерархии. Часть сверхвысокого ранга бога в человеческой иерархии, часть божественности как бы переносилась на мужчину.
Например, благодаря страху перед всевидящим и могущественным супердоминантом удалось ввести эффективную систему табу – запретов на какие-либо действия, противоречащие нуждам социума. Сделать пакость можно тайно от вождя. Но не скроешься от всевидящего ока божества. И наказание неминуемо настигнет преступника. Этот страх сверхъестественной неотвратимости наказания позволил ввести искусственную мораль в повседневнюю жизнь социума. Нужен был не простой смертный вождь, которого легко убить, а некий неуязвимый бессмертный всевидящий и всемогущий супервождь. И этот супервождь - появился. И занял высшее место в иерархии социума – прямо над смертным вождем. Бог или боги во главе с верховным богом.
Так родился величайший компенсационный механизм, призванный нейтрализовывать животные инстинкты людей – религия и культурная традиция. Именно благодаря религии удалось использовать блага и преимущества материальной культуры, но при этом нейтрализовать ее издержки. Именно благодаря религии Человечество и получило возможность молниеносного по биологическим меркам социального и технического прогресса. Кстати, в отличие от древних людей, неандертальцы, которые не обладали воображением и поэтому оказались не способны создать религию как систему подавления своих стадных инстинктов, застряли в эволюционном тупике. Поэтому, не смотря на то, что появились на добрую сотню тысяч лет раньше, так и остались на уровне стада, пока не были вытеснены людьми.
Из эволюционного котла верхнего палеолита и мезолита вышли вновь сбалансированные социумы. Началась новая часть эволюции нашего вида. История Человечества.
Домашнее задание. Прочитать книгу А. Протопопова «ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её понимает жуткий зануда», Если нет бумажной книги, то ее можно найти в Интернете по адресу: http://protopop.chat.ru/tl3.html
Прочитать статью В.Р. Дольника «Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни?» Химия и жизнь. №№ 9-12, 1995 г. В Интернете: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/SEX.DOL/DOLSEX.HTM