Психологическая диагностика детей третьего года жизни
Таблица 9 Психологическая диагностика детей от двух до двух с половиной лет
Функции / Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Конструирование, 1. Предложите ребенку кубики размером 8 см3. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. 2. Затем покажите ребенку, как можно построить из кубиков поезд с трубой. | Ребенок должен это сделать без показа Поезд ребенок строит после показа (добавляет трубу), что указывает на развитие целенаправленности его поведения | Для успешного выполнения этого задания ребенку с ЗПР необходимо предварительно показать как это надо делать. Регулирующая роль слова еще не играет важной роли в психическом развитии ребенка с ЗПР в отличие от здоровых сверстников. Ребенок может построить «поезд» из кубиков по подражанию, но не добавляет дополнительных деталей. Это подчеркивает недоразвитие целенаправленности, недостаточное развитие фантазии |
Дифференцировка геометрических форм. Используется доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат). Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему. Далее, вложив все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание | Здоровый ребенок правильно дифференцирует формы, что указывает на сформиро-ванность зрительного восприятия формы, способности устанавливать сходство и различия | При выполнении этого задания дети с ЗПР не всегда сосредоточиваются на инструкции психолога, производят много пробующих действий без учета формы объектов. Это указывает на недоразвитие ориентировочной основы действия, внимания, затрудняющее правильную дифференцировку форм |
Дифференцировка величины (тест с пирамидкой). На глазах у ребенка снимите кольца с пирамиды и попросите его помочь собрать ее снова. Успешное выполнение этого задания демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целенаправленных действий, обнаружить ошибки и исправить их | Ребенок двух — двух с половиной лет хорошо справляется с этими заданиями, работая, как правило, методом проб и ошибок. Он еще может перепутать верхние и нижние кольца | Ребенок испытывает затруднения при выполнении этого задания, что указывает на недоразвитие целенаправленности действий, трудности понимания инструкции и трудности самоконтроля своих действий |
Развитие памяти. Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул | Здоровый ребенок от двух до двух с половиной лет может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий | Возникают трудности последовательного воспроизведения этих действий из-за неустойчивости внимания. Ребенок может правильно выполнить 1-3 действия |
Бытовые навыки | Ребенок подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. В игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Выполнение этих действий демонстрирует умение ребенка осуществлять обобщение для достижения цели,координированные действия | Подражает отдельным действиям взрослого. Количество действий ограничено, отмечаются непоследовательные, хаотичные действия. Испытывает существенные трудности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков из-за нарушений тонкой моторики |
Соварный запас 1. Поставьте на стол несколько знакомых ребенку предметов: бутылочку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку и попросите назвать их | 1. Ребенок называет правильно все | 1. Затрудняется в назывании предметов, хотя может правильно их показать по просьбе взрослого |