Общественные ярлыки и роли
Социокультурные теоретики считают, что на аномальное функционирование оказывают
сильное влияние диагностические ярлыки, навешиваемые на неблагополучных людей, и роли,
отводимые им. Когда люди нарушают нормы своего общества, общество называет их девиантами
(людьми с отклонениями), а во многих случаях — «психически больными». Такие ярлыки имеют
тенденцию прилипать к людям. На человека могут смотреть под определенным углом зрения,
реагировать как на «помешанного» и иногда его даже побуждают вести себя так, как должен вести
себя больной. Человек постепенно научается принимать и исполнять отведенную роль,
функционируя в аномальной манере. В итоге получается, что ярлык себя оправдал.
Известный эксперимент, проведенный клиническим исследователем Дейвидом Розенханом,
подтверждает эту точку зрения. Восемь здоровых людей обратились в различные психиатрические
клиники с жалобами на то, что они слышат голоса, произносящие слова «пустой», «полый» и
«тупой». На основании одной лишь этой жалобы каждому поставили диагноз «шизофрения» и
поместили в больницу. Как и предсказывает социокультуральная модель, «псевдопациенты»
столкнулись с большими трудностями, убеждая других, что они здоровы, стоило только получить
диагностический ярлык. Госпитализация длилась от 7 до 52 дней, несмотря на то, что после
помещения в больницу они вели себя вполне нормально. Кроме того, ярлык продолжал влиять на
то, как на псевдопациентов смотрел и как с ними обращался персонал. Например, один из них,
который от скуки ходил взад и вперед по коридору, в клинических записях был охарактеризован
как «нервный». Наконец, псевдопациенты сообщили, что реакции на них со стороны персонала и
других пациентов часто были авторитарными, ограниченными и приводили к обратным
результатам. В целом, псевдопациенты чувствовали, что они бессильны что-либо сделать, что их
не замечают, и мучались от скуки.
Как мы видели, люди часто проходят индивидуальную терапию, встречаясь с терапевтом
один на один. Социокультурные теоретики способствуют также развитию других возможностей
получения терапии. Терапевты могут лечить человека вместе с другими людьми, имеющими
схожие проблемы, как в случае групповой терапиивместе с членами семьи, при семейнойи
супружеской терапии, или встретиться с ним в его естественном окружении, при терапии
средой.
Терапевты любой ориентации могут работать с индивидуумами в этих широких форматах,
используя приемы и принципы предпочитаемых ими моделей. В таких случаях терапия не
является «чисто» социокультуральной______________. Однако все больше и больше клиницистов, применяющих
эти варианты лечения, считают, что психологические проблемы возникают в социальном
окружении и что их лучше всего лечить в таком окружении. Эти клиницисты склоняются к
социокультурной позиции, и многие разработали специальные социокультурные приемы с целью
их использования в групповом, семейном, супружеском и общественном методах лечения.
Групповая терапия
Тысячи терапевтов специализируются в групповой терапии, а огромное множество других
ведут терапевтические группы в качестве части своей практики. Например, проведенный среди
клинических психологов опрос показал, что почти треть из них выделяет определенную долю
своей практики для групповой терапии.
Как правило, члены терапевтической группы встречаются сообща с терапевтом и
обсуждают проблемы одного или нескольких ее членов. Члены группы могут делать для себя
важные открытия, формировать социальные навыки, повышать свою самооценку, устанавливать
отношения с другими членами, получать полезную информацию или советы. Группы часто
создаются с расчетом на определенный контингент клиентов (так называемые «проблемные»
группы); например, существуют группы для алкоголиков, для людей с физическими недостатками
и для тех, кто разведен, с кем жестоко обращаются или кто потерял близкого человека.
Исследования демонстрируют, что групповая терапия помогает многим людям — часто не
меньше, чем индивидуальная терапия. Групповой формат также используют для целей, скорее
образовательных, чем терапевтических, таких как «расширение сознания» и духовная инспирация.
Методом, близким к групповой терапии, является группа самопомощи (или группа
взаимопомощи). В ней люди с аналогичными проблемами (потеря близких, болезнь, безработица,
развод) собираются вместе, чтобы помочь и оказать поддержку друг другу без непосредственного
руководства профессионального клинициста. В последние два десятилетия такие группы стали
очень популярными. Как правило, в этих группах даются более непосредственные советы, чем в
случае групповой терапии, и происходит больший обмен информацией и «обратными связями».
Группы самопомощи популярны по нескольким причинам. Некоторые из членов ищут
недорогие и интересные альтернативы традиционному лечению, другие просто разуверились в
способности клиницистов устранить их проблемы. Кто-то еще испытывает меньший страх перед
группами самопомощи, чем перед терапевтическими группами. Распространение этих групп
может также быть связано с упадком в западном обществе семейной жизни и других
традиционных источников эмоциональной поддержки.
Семейная терапия
В 1950-х гг. несколько клиницистов разработали семейную терапию — метод,
предлагающий терапевтам встречаются со всеми членами семьи, указывая им на проблемное
поведение и интеракции и помогая всей семье измениться. В данном случае вся семья
рассматривается как единица, подвергающаяся лечению, даже если клинический диагноз ставится
только одному из ее членов.
Семейные терапевты могут придерживаться любой из основных моделей, но все большее и
большее их число берет на вооружение социокультуральные принципы теории семейных систем.
Среди сегодняшних терапевтов 7% считают себя главным образом системными семейными
терапевтами [по данным исследований Prochaska & Norcross, 1994].
Как мы замечали ранее, теория семейных систем утверждает, что каждой семье присущи
свои собственные правила, структура и коммуникационные паттерны, которые влияют на
индивидуальных членов. В одном из подходов семейной терапии — структурной семейной
терапии, терапевты пытаются изменить структуру семейной власти, роли, которые играют члены
семьи, и альянсы, возникающие между членами. В другом подходе, интегративной семейной
терапии, терапевты стараются помочь членам семьи увидеть и изменить ущербные паттерны
коммуникации.
Исследования показывают, что семейные терапевты различных направлений могут оказать
большую помощь некоторым людям и разрешить определенные проблемы. В исследованиях
установлено, что в целом улучшения отмечаются у 50-65% семей, подвергаемых такому лечению,
в сравнении с 35% для контрольных семей. Участие отца, по-видимому, значительно увеличивает
шансы добиться успешного результата.
Супружеская терапия
В супружеской терапии, или терапии пар, терапевт работает с двумя людьми, состоящими
в долговременных отношениях. Часто это муж и жена, но необязательно, чтобы партнеры были
женаты или даже жили вместе. Подобно семейной терапии, супружеская терапия зачастую
фокусирует внимание на структуре и коммуникационных паттернах в отношениях.
Хотя определенная доля конфликта присутствует в любых долговременных отношениях,
многие взрослые люди в нашем обществе сталкиваются с серьезным разладом супружеской
жизни. Сейчас в Канаде, США и Европе распадаются почти 50% браков. Многие пары, живущие
вместе, не вступая в брак, очевидно, имеют аналогичный уровень проблем.
Супружеская терапия, подобно семейной и групповой терапии, может следовать
принципам любой из основных терапевтических ориентаций. Поведенческая супружеская
терапия, к примеру, использует многие приемы поведенческой школы. Терапевты помогают
партнерам увидеть и изменить проблемное поведение, главным образом прививая им конкретные
навыки коммуникации и решения проблем. При более широком социокультурном варианте,
называемом интегративной поведенческой супружеской терапией, партнерам помогают также
принять то поведение, которое они не могут изменить, и воспринимать отношения в целом.
Партнеров просят рассматривать подобное поведение как закономерный результат базовых
трудностей, существующих между ними.
Пары, подвергающиеся супружеской терапии, по-видимому, демонстрируют больший
прогресс в своих отношениях, чем пары с аналогичными проблемами, не получающие лечения;
при этом ни одну из форм супружеской терапии нельзя считать превосходящей остальные. В то же
время только около половины пар, подвергающихся супружеской терапии, к окончанию ее
становятся «счастливыми в браке». И, согласно ряду исследований, у 38% пар, успешно
прошедших курс лечения, через 2-4 года после терапии могут возникнуть прежние трудности.
Наилучших результатов достигают обычно пары более молодые, хорошо адаптирующиеся и менее
скованные в своих гендерных ролях. Парный подход может также использоваться, когда
психологические проблемы ребенка связаны с трудностями, существующими между родителями.
Общинный метод лечения