VI. Методические рекомендации для студентов
Работа с книгой как важный вид исследовательской деятельности направлена на формирование и развитие у студента навыков и умений самостоятельного творческого поиска в осмыслении путей решения политологической и коммуникационной проблематики. Рекомендованная учебная литература (монографические исследования, учебные пособия) содержит в себе теоретические и методологические проблемы политологии, как науки и коммуникации как социокультурного явления с позиций комплексного подхода к изучению современных проблем общественно-политической коммуникации, так и общенаучных методов; в ней представлены также результаты исследований конкретных политических явлений и событий и обобщен опыт проведения и организации политических кампаний, исследования по разным аспектам общественно-политической коммуникации.
Поэтому при работе с книгой студент должен обратить внимание на следующие моменты:
1. уметь различать конкретно-научные аспекты содержания проблемы;
2. уметь выделять наиболее важные, узловые моменты (стороны) анализированных противоречий;
3. уяснить различные научные подходы в решении проблемы;
4. знать и понимать содержание основных понятий и терминов;
5. уметь обобщать и соотносить отдельные теоретические выводы с положениями политологической теории;
6. уметь выделять основные идеи книги.
Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы при условии систематического труда и обучения рациональным приемам работы с учебником.
Студентам, прослушивающим курс «Политология» рекомендуется после прочтения (изучения) учебного материала ответить на следующие вопросы:
1. На какую конкретно общественно-политическую проблему ориентирует автор?
2. Почему у автора появилась необходимость рассматривать данную проблему?
3. Какие новые идеи он выдвигает и как он их обосновывает и доказывает?
4. Для решения каких задач необходимы эти доказательства?
5. Подтверждаются ли эти доказательства в реальной жизни?
Следующий этап работы с книгой — обсуждение результатов ответов на вопросы с сокурсниками.
Для лучшего усвоения темы и постановки вопросов рекомендуется вести записи прочитанного учебного материала. Существует несколько форм ведения записей (план, тезисы, выписки, аннотации, резюме, конспект). Студентам предлагается вести записи в форме тезисов — сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала книги или конспекта, выделение самого основного в содержании изучаемой книги, сосредоточение внимания на наиболее существенном, краткая, четкая формулировка обобщенных теоретико-методологических положений.
2. Научное сообщение (подготовка реферата, доклада) — один из важных видов самостоятельной работы студентов, направленной на углубленное изучение литературы по избранной теме, что создает возможность комплексно использовать навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления и умение на научной основе анализировать явления действительности. При подготовке научного сообщения студент должен помнить, что, если при изучении учебной литературы главной задачей был анализ материала, выявление основных идей, то в период написания работы идет другой процесс — синтез, обобщение примеров, рангов, положений, систематизация ценного важного, что он понял в результате усвоения темы. Подготовленное сообщение должно свидетельствовать о знании указанной дополнительной литературы по данной теме, её основной проблематики, отражать точку зрения автора научного сообщения на эту проблематику, его умения осмысливать явления науки на основе теоретических и практических знаний.
Работа над рефератом начинается с выбора тем, предложенных преподавателем или выбранных самостоятельно. Следующий этап работы – это работа с основной и дополнительной литературой.
Целесообразно разбить предложенную литературу на три группы источников: 1. Известные труды классиков политологической науки; 2. Монографические издания, где рассматриваются различные точки зрения на данную проблему; 3. материалы периодической печати, где представлены новые факты и события. Изучение предложенной литературы необходимо начинать с их тщательного просмотра, чтобы определить характер работы с каждым источником. Для лучшей работы следует наметить первоначальный план научного сообщения и, уже исходя из этого, изучать литературу. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, и все пункты в совокупности охватывали ее целиком. При этом может быть несколько композиционных решений составления плана: хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности); описательное (тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определенное явление); аналитическое (тема исследуется в ее причинно-следственных связях), взаимозависимых проблемах).
3. В конкретных исследованиях общественно-политической жизни используют следующие методы: наблюдение, анкетирование, интервью, контент-анализ, социометрию, экспертный опрос, эксперимент.
VII. Словарь терминов
Адаптация– приспособление системы и ее отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды.
Административный подход к менеджменту– подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).
Анализ– разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией.
Бизнес– инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск, под свою ответственность; главная цель – получение прибыли.
Вертикальные отношения– отношения между уровнями управления при иерархически построенной структуре.
Власть– возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
Влияние– асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на другого.
Горизонтальные отношения– распределение работ и ответственности на одном и том же уровне.
Делегирование– передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента.
Децентрализация– распределение полномочий по принятию решений по вертикали управления.
Децентрализованная дивизиональная структура управления– организационная структура управления, базирующаяся на комбинации специализации подразделений организации с децентрализацией в принятии решений.
Закон конкуренции– закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон масштаба– закон, согласно которому увеличение масштабов производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости продукции.
Имидж организации– образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Основу имиджа составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак.
Инновация– результат интеллектуальной, научно-технической или другой деятельности в той или иной сфере по эффективному изменению объекта управления путем внедрения новшеств.
Интеграция– процесс, приводящий к формированию целостных организационных образований из самостоятельно функционирующих предприятий.
Конкурентное преимущество– относительное преимущество организации над конкурентами по аспектам, которые рассматриваются клиентами как значимые.
Конкурентоспособность менеджера– преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы.
Консенсус– метод принятия решения группой, в основе которого лежит принцип, что решение не принимается до тех пор, пока хотя бы один член группы имеет против него принципиальные возражения.
Контроль– функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.
Конфликт– процесс развития и разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей или групп.
Координация– центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий.
Лидерство– ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности; процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, возникшие в результате индивидуальной инициативы его членов.
Линейный руководитель– должностное лицо, несущее прямую ответственность за результаты работы организации или ее подразделения и наделенное властью и полномочиями отдавать распоряжения подчиненным.
Матричная структура управления– структура управления с решетчатой организацией и двойным подчинением работников.
Менеджер– предприимчивый руководитель, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования в организации.
Менеджмент– 1) междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения; 2) вид профессиональной деятельности людей по организации процессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.
Миссия– основная общая цель организации, ее предназначение, роль в определенной сфере деятельности и социальная роль в обществе.
Модель– условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими.
Мониторинг– непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования.
Мотивация– создание внутреннего и внешнего побуждения к действиям.
Обратная связь– связь, представляющая собой различную информацию, поступающую от потребителя к лицу, принявшему решение, или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы.
Оптимизация– процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние, позволяющее, в свою очередь, обеспечить оптимальные параметры выхода объекта как системы.
Организация– функция менеджмента как процесса по реализации планов, суть которой – в координации действий отдельных элементов системы; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной организационно-правовой формы.
Организационная культура– общее понимание членами организации ожидаемого поведения.
Организационная структура– разделение работ на задачи, функции, закрепление полномочий по рабочим группам и подразделениям.
Ответственность– моральная обязанность выполнять задачу с максимальным использованием своих способностей и отчитываться за результаты.
Планирование– функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.
Показатель– величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта.
Полномочия– ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.
Прибыль– показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.
Принятие решения– процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Проблема– понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта.
Проектная структура управления– временная организация работ и управления, связанная с выполнением проекта.
Разделение труда– один из главных принципов организации производственных и управленческих процессов, обеспечивший их автоматизацию и специализацию, на основе которых, в свою очередь, стали возможными современное массовое производство, повышение качества и экономия ресурсов.
Регулирование– функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды и принятию мер для доведения параметров входа системы до новых требований выхода (требований потребителей).
Риск– вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска.
Себестоимость продукции– текущие издержки производства и обращения товара, исчисленные в денежном выражении.
Синергия– 1) преимущество, возникающее, когда организация развивает новые виды деятельности, используя имеющиеся возможности; 2) эффект, достигаемый в результате объединения двух или более взаимодополняющих видов деятельности.
Система менеджмента– система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.
Системный подход– методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, ее связь с внешней средой, обратную связь (первично); 2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (вторично).
Стратегический менеджмент– теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации и возложения ответственности за эту работу на ее руководителей.
Стратегические цели– цели, которые организация ставит, методы их достижения и необходимые для этого ресурсы.
Стратегическое управление– решение стратегических проблем на базе формирования стратегии, методов ее реализации и при необходимости – введения корректив.
Стратегия– обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов; набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегия диверсификации– стратегический выбор альтернативы выхода организации на новые рынки и новыми товарами.
Стратегия роста– стратегия, направленная на рост прибыли за счет повышения доходов, а не снижения издержек.
Стресс– реакция человека на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворить этим требованиям.
Структура– способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы.
Тактика– методы, используемые для достижения стратегических целей.
Тенденция– 1) выявленные в результате анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие системе; 2) сложившаяся направленность процессов.
Управление риском– процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, оптимизация риска, его планирования, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском.
Управленческая решетка– схема, описывающая стиль менеджмента в зависимости от соотношения двух параметров: стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми.
Управленческий процесс– совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры. Управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. В качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический и управленческий документ.
Управленческое решение– результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Учет– функция менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей.
Фактор– частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию.
Функциональный руководитель– менеджер, ответственный за специализированную функцию управления, например маркетинг, персонал, производство и т.п.
Функциональные обязанности– изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.
Функция– этап процесса управления (стратегический менеджмент, маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование).
Харизма– свойства личности, позволяющие ей оказывать влияние на других в отсутствии иных способов воздействия.
Хозяйствующие субъекты– коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.
Целеполагание– установление целей функционирования и развития организации и ее составных частей с учетом их взаимосвязей и непротиворечивости.
Цель– выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы.
Ценности– компоненты социальной системы, наделяемые особым значением в индивидуальном или общественном сознании и вследствие этого регулирующие общественное поведение.
Централизованная функциональная структура управления– организационная структура, базирующаяся на комбинации разделения труда по функциям и централизованного принятия решений.
Экономические методы менеджмента– методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования организации, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.
Экономический эффект– разность между экономией, полученной в результате внедрения организационно-технического мероприятия, и затратами на разработку и внедрение этого мероприятия за срок его действия.
Экономичность– показатель соотношения между объемом выпуска и потребными для его производства затратами.
Экономия– разность между нормой (нормативом) или удельным расходом какого-либо ресурса, элементом затрат или затратами на отдельной стадии жизненного цикла объекта до внедрения организационно-технического мероприятия и тем же показателем после его внедрения за определенный период.
Эффективность– показатель степени достижения организацией ее целей. Характеризуется оптимальным соотношением между параметрами производства, экономичности, исполнения обязательств, адаптивности и развития организации.
Эффективность управленческого решения– степень достижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации решения.
Учебно-методический комплекс
Смолянинова Ирина Дмитриевна
Современный менеджмент
Печатается в авторской редакции
Компьютерная верстка – А. С. Павлюченко
Подписано в печать 31.08.2010. Формат бумаги 60×84/16.
Тираж 50 экз.