Психологическая надежность или высшая психическая деятельность
Практическая работа № 4
Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности
Теоретические вопросы
1. Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания.
2. Особенности структурно-функциональной организации человека.
3. Естественные системы человека и их роль в защите от негативных воздействий.
Практическая часть
Рефлекс как структурно-функциональная единица нервной системы.
Изучить коленный рефлекс, зарисовать схему и подписать составные части. Перечислите виды рефлексов и их значение для организма. Какое значение имеют рефлексы в обеспечении безопасной жизнедеятельности.
Изучение психических основ деятельности человека.
Описать, как работают анализаторы. Какое значение имеют анализаторы в обеспечении безопасной жизнедеятельности.
Изучить, как образуются условные рефлексы и их роль в жизнедеятельности человека.
Психологическая надежность или высшая психическая деятельность
Прочитайте материал (Приложение) и обоснуйте психологическую надежность организма.
Приложение
Психологическая надежность или высшая психическая деятельность
Высшая нервная деятельность - это совокупность множества взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга. Эти процессы обуславливают приспособление поведения человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. В основе связи организма со средой лежит работа анализаторов. Основные характеристики анализаторов чувствительность, избирательность, адаптивность. С помощью анализаторов человек оказывается в информационном пространстве, о значении которого для его жизнедеятельности в современном мире мы уже говорили. Чем выше организация организма, чем более полную информацию он получает об окружающей среде, тем точнее строит свое поведение. Человек, в процессе своей жизнедеятельности, ориентируется не только на информацию от природной среды, все большее значение для него приобретает информация о состоянии окружающей среды (природы, социосферы, ноосферы) и собственной надежности с точки зрения персональной и общественной безопасности (опасности).
Работа высшей нервной системы расширяет диапазон адаптивной активности. Человек живет в реальном мире, что позволило Павлову выделить первую сигнальную систему, информирующую об окружающем мире через ощущения и восприятие и символическом мире, что позволило выделить и вторую сигнальную систему - специфическую нервную деятельность центральной нервной системы, связанную с речевой сигнализацией, совершением действий в ответ на словесные раздражители. Речь, имеет место только у человека и выполняет ряд функций, важных для жизнедеятелельности.
Людей в зависимости от преобладания сигнальной системы делят на первосигнальных и второсигнальных (таблица ).
В зависимости от преобладания сигнальных систем И.П. Павлов выделил такие типы людей:
- Художественный (доминирует I сигнальная система, образное мышление);
- Мыслительный (доминирует II сигнальная система, абстрактное, словесное мышление);
- Средний (обе сигнальные системы уравновешены).
Таблица 7 Характеристика типов людей в зависимости от сигнальной системы
Первосигнальный тип | Второсигнальный тип |
Высокая активация и лабильность нервной системы | Низкая активация и инертность нервной системы |
Возбуждение больше торможения | Возбуждение меньше торможения |
Правополушарные | Левополушарные |
Акцент при оценке раздражителя на субъективно-эмоциональную окраску | Акцент при оценке раздражителя на его точные физические параметры |
Непроизвольное запоминание | Произвольное запоминание |
Наглядно-действенное запоминание | Вербальное мышление |
Невербальный интеллект | Вербальный интеллект |
Синтетические тенденции восприятия (глобальность, целостность) | Аналитические тенденции восприятия (артикулированность, дробность) |
Экстравертированность | Интравертированность |
Эмоционально фокусированный стиль совладения со стрессами | Рационально фокусированный стиль совладения со стрессами |
Художественный тип личности | Мыслительный тип личности |
Принадлежность к той или иной группе увеличивает или уменьшает шансы безопасности. В частности, эти отличия могут приводить к непониманию людей друг другом, т.е. конфликтам, возбудимость повышает степень риска, но она же может и содействовать безопасности, т.к. такие люди обычно обладают большей скоростью реакции.
Функционирование анализаторов ведет к развитию психических процессов (схема 15), которые рассматриваются, как сложная система процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. На каждом этапе этих процессов информация претерпевает определенные видоизменения: кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия. Ощущения, восприятие, память, мышление являются психическими процессами и обеспечивают познавательную функцию организма.
Ощущение -отражение отдельных свойств предмета или явления с помощью органов чувств, например, рецепторы воспринимают температуру предмета, зрение дает представление о цвете, размере предмета и т.д. Ощущения являются основным источником наших знаний о мире. Они составляют основные каналы, по которым информация о состоянии внешней и внутренней среды доходит до мозга, что дает человеку возможность ориентироваться. Ощущение возникает в нервной системе как реакция нервной системы на раздражения и носит рефлекторный характер, его физиологическим механизмом является анализатор.
Все ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, пропроиорецептивные, двигательные) взаимосвязаны, это доказывает тот факт, что изменение чувствительности одних анализаторов ведет к изменениям в других органах чувств, например, некоторые запахи повышают или понижают световую и слуховую чувствительность.