Высшая нервная, психическая деятельность и ее нарушения у детей

1. В чем заключается заслуга И.П. Павлова в изучении высшей нервной деятельности?

Открыл и исследовал условные рефлексы, торможение условных рефлексов, типы ВНД, закономерности иррадиации и концентрации процессов возбуждения в коре, первую и вторую сигнальные системы.

2.Что называют высшей нервной деятельностью?

Совокупность нейрофизиологических процессов в коре и подкорке, обеспечивающих сознание, мышление, обучение различным видам деятельности, приспособительное поведение.

3.Каковы основные правила выработки условного рефлекса у школьника?

Совместное неоднократное действие условного и безусловного раздражителей. Условный раздражитель для школьника, например, педагогическое требование, должен быть слабее безусловного (подкрепления) и вызывать ориентировочный рефлекс (непроизвольное внимание к новому раздражителю). Безусловным раздражителем для ученика чаще является его учебно-оценочная деятельность. Условный раздражитель должен предшествовать на 1–2 с безусловному.

4.Назовите условия выработки условного рефлекса у школьника.

Необходимы три условия: неоднократное подкрепление условного раздражителя безусловным; у здоровых детей условный рефлекс образуется после 2–8 их сочетаний; отсутствие посторонних раздражителей (шум, свет, звук и др.); нормальное функционирование нервных центров коры большого мозга.

5. Каков механизм формирования условного рефлекса у школьника?

В коре головного мозга формируются два нервных центра, воспринимающие, соответственно, условный и безусловный раздражители. Условным раздражителем может быть педагогическое требование, слово учителя, а безусловным – необходимость обучения, получения оценок за учебный труд. Между этими нервными центрами возникает временная нервная связь, обеспечивающая существование условного рефлекса. Условные рефлексы индивидуальны, изменчивы, вырабатываются на любой раздражитель (сигнал), поэтому их количество значительно. Главную роль в их выработке играет нормальное функционирование нервных центров коры головного мозга. Выработка условных рефлексов у детей с особенностями психофизического развития происходит медленно, с большим трудом. Поэтому необходимо многократное подкрепление условного рефлекса.

6. Каковы основные особенности условных рефлексов детей 1–3 лет?

Медленно формируются даже на простые виды учебной деятельности; требуют постоянного подкрепления, поскольку легко тормозятся. Это объясняется незрелостью нейронов коры и резким преобладанием процесса возбуждения над торможением.

7.Каковы основные особенности условных рефлексов подростков?

Усиление возбуждения и ослабление торможения в ЦНС приводит к тому, что образование временных нервных связей, являющихся основой формирования условных рефлексов, затрудняется. Поэтому замедляется выработка условных рефлексов, что проявляется в определенной инертности поведенческих реакций, снижении эффективности воспитательных и образовательных воздействий, нарушении стереотипов учебной деятельности.

8. Какие физиологические процессы лежат в основе выработки условного рефлекса у детей и подростков?

В основе выработки условного рефлекса лежат три физиологических процесса: иррадиация возбуждения; синаптическое облегчение (свободное прохождение нервных импульсов через синапсы; доминантный процесс (очаг возбуждения в коре).

9.Когда возникает запредельное торможение условного рефлекса, играющее охранительную роль?

При влияниина нервную систему сильного условного раздражителя или слабого длительно действующего раздражителя. Вследствие этого возникают чрезмерное напряжение нервных центров коры, резкое снижение работоспособности ее нейронов. Его возникновение возможно при учебных перегрузках у старших школьников, выпускников школ.

10.Что называют внутренним (условным) торможением условного рефлекса? Назовите его виды.

Торможение, требующее для своего возникновения индивидуальной выработки, затраты некоторого времени. Виды условного торможения: угасательное, запаздывающее, дифференцировочное, условный тормоз.

11. Как вырабатывается угасание условного рефлекса? Когда в воспитании детей и подростков его используют?

Угасание можно вызватьподачей условного раздражителя без подкрепления, или подачей нового, более сильного, подкрепляемого условного раздражителя. Оно используется при отучении детей и подростков от вредных привычек, изменении неприемлемого стереотипа поведения путем введения нового, более сильного раздражителя. Таковым может быть организация занятий в кружках, музыкальных школах, студиях, спортивных секциях, факультативах и т. д.

12.Охарактеризуйте особенности внутреннего торможения условных рефлексов у детей 7–11 лет.

Возрастной период 7–11 лет – время спокойного развития ВНД, что обусловлено оптимальной силой возбуждения и торможения, их сбалансированностью, уменьшением силы внешнего торможения. К этому возрасту все виды внутреннего торможения значительно лучше развиты.Поэтому важно не пропустить этот период и воспитание и обучение организовывать на научной основе, применяя оптимальные психолого-педагогические методы.

Угасательное торможение у детей и подростков происходит медленнее, чем у взрослых, в связи с чем, их легче научить какому-то виду деятельности, но тяжелее отучить, вызвать угасаниенегативныхдинамических стереотипов поведения.

13. Как вырабатываются запаздывающее, дифференцировочное торможение и условный тормоз?

Внутреннее торможение (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз) сильнее выражено только к 7 годам.Оно вырабатывается у детей при пониженной возбудимости нервной системы, в спокойной обстановке, без повышения на ребенка голоса, на фоне положительных эмоций. Для его совершенствования важным фактором является постоянная тренировка, которую надо начинать с 6–7 лет. Запаздывающее торможение вырабатывается посредством увеличения временного интервала между началом действия условного раздражителя и подкреплением. Особенно важно научить школьника тормозить двигательную рефлекторную деятельность, сдерживать эмоции. Тренировка тормозных процессов лежит в основе воспитания у ребенка норм поведения, дисциплинированности в школе и дома, хорошей успеваемости. Выработка запаздывающего торможения является основой усидчивости, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе. Этот вид торможения окончательно формируется с возрастом, его можно наблюдать у старших школьников.

Дифференцировочное торможение вырабатывается многократной поочередной подачей ряда сходных друг с другом раздражителей, среди которых подкрепляется только один (условный). Вначале ученик реагирует на оба раздражителя, но через некоторое время остается реакция только на подкрепляемый (условный) раздражитель. Выработка дифференцировочного торможения необходима для того, чтобы научить ребенка, подростка учебным и трудовым навыкам. С возрастом виды дифференцировок усложняются.

Условный тормоз вырабатывается с помощью присоединения к условному раздражителю другого дополнительного раздражителя и неподкрепления этой комбинации. Дополнительный раздражитель обладает силой и является условным тормозом для данного условного рефлекса.

14.Охарактеризуйте особенности торможения условных рефлексов у подростков.

В период полового созревания условное торможение ослабляется, что связано с повышенной возбудимостью ЦНС. В подростковом периоде (12–15 лет) значительно снижается дифференцировка условных раздражителей, и страдают все виды внутреннего торможения. Трудно вырабатывается дифференцировка сходных раздражителей, поэтому многие подростки могут не различать схожие процессы. Нередко это обнаруживается при решении исследовательских задач. У современных подростков затруднено запаздывающее торможение, поэтому им трудно сдержать какую-либо эмоциональную реакцию, что проявляется в недостаточном терпении, отсутствии выдержки, дисциплинарных нарушениях, часто в неумении сдерживать собственные желания и уважать требования окружающих. Воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование сдержанности,развитие и совершенствование внутреннего торможения. Современным педагогам предстоит совершенствовать формы и методы такой воспитательной работы.

15. Какие условные рефлексы можно выработать в ученическом коллективе? Как это можно сделать на научной основе?

Учитель с первого урока у учащихся вырабатывает условные рефлексы: как поддерживать порядок и дисциплину на уроке, как относиться к выполнению домашних заданий, классной или контрольной работы и т. д. К предъявлению педагогических требований учителю необходимо прибегать неоднократно, прививая учащимся навыки преодоления имеющихся нарушений и недостатков. На основе выработки условных рефлексов можно приучить учащихся соблюдению установленных норм и правил поведения в школе. В педагогической литературе этот метод носит название приучения (упражнения).

16. Какие детские типы ВНД различают по Н.И. Красногорскому?

В классификации детских типов ВНД Н.И. Красногорским учитывается значение корково-подкоркового единства в регуляции функций организма.

1) уравновешенный, или центральный тип – дети адекватного поведения, у которых корковые и подкорковые процессы уравновешены,подкорковые процессы и эмоции регулируются функционально сильной корой, чем подкорка. У детей данного типа происходит быстрая смена возбуждения на торможение, и наоборот;

2) корковый (кортикальный) тип – дети, у которых корковые процессы преобладают над подкорковыми – усидчивые, спокойные;

3) подкорковый тип – дети, у которых подкорковые процессы преобладают над корковыми, поэтому они возбужденные, иногда агрессивного, неадекватного поведения;

4) гиподинамический тип – дети, у которых возбудимость, как коры, так и подкорковых структур понижена – быстро утомляющиеся, застенчивые, робкие. Среди школьников с замедленным психическим развитием, особенностями психофизического развития преобладают подкорковый и гиподинамический типы. С детьми подкоркового и гиподинамического типов работают школьные психологи.

17. Каковы физиологические механизмы формирования внимания у детей разного возраста?

Формирование внимания требует активизации работы мозга. Если это осуществляется через ретикулярную формацию и сенсорные зоны коры, то такой механизм активизации работы мозга лежит в основе формирования непроизвольного внимания – процесса, происходящего помимо желания человека и без постановки определенной цели. Непроизвольное внимание преобладает до 4–5 лет. Большое значение имеют яркие игрушки, имеющие звуковое сопровождение, поскольку они активизируют у ребенка непроизвольное внимание и стимулируют ответную реакцию ребенка по отношению к игрушкам. Однако преобладание непроизвольного внимания нередко сохраняется и в более позднем возрасте и иногда может продолжаться до 12–13 лет. Произвольное внимание требует постановки определенной цели и выработки программы действий. В его основе лежит активизация работы мозга, связанная с деятельностью лобных долей полушарий большого мозга. Органическое поражение коры лобных долей приводит к тому, что больные дети не могут сосредоточиться на какой-либо деятельности, отвлекаются на незначительные раздражители. Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием речи. Поэтому выработка произвольного внимания у детей до 6–7 лет затруднена. Произвольное внимание формируется только к 12–13 годам, поскольку к этому возрасту созревает лобная кора, ответственная за его осуществление. Установлено, что биоэлектрическая деятельность лобных долей мозга, корковой области мышления ребенка, приближается к таковой у взрослых к 12–13 годам.

18. Как развивается внимание в онтогенезе?

У маленького ребенка привлекают внимание только эмоциональные раздражители, поэтому при обучении необходимо использовать красочные слайды, иллюстрации. По мере формирования центра Вернике (восприятия речи) к 5–6 годам формируется форма внимания, основанная на восприятии речи. К 10 годам созревают лобные доли (фронтальные зоны) коры больших полушарий и совершенствуются нейрофизиологические механизмы произвольного внимания. В 12–13 лет ввиду преобладания эндокринных процессов произвольное внимание ослабляется и восстанавливается к концу подросткового периода.

19. Кратко опишите механизмы памяти и ее возрастные особенности.

Память – способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и навыки. Выделяют кратковременную и долговременную память. Кратковременная память связана с обработкой информации в нейронных сетях и основана на циркуляции импульсов по замкнутым нейронным путям. Длительность хранения информации –секунды, минуты. Долговременная память связана со сложными структурными изменениями в нейронах. Она длится часы, дни, годы и не нарушается при травме, наркозе и.т.д. Это структурные изменения, происходящие в синапсах и нейронах, на основании которых долговременную память подразделяют на ультраструктурную и макромолекулярную. Ультраструктурная память заключается в том, что под влиянием обучения в ЦНС образуются новые синапсы, увеличиваются их размеры и количество нейромедиаторов. Изменение метаболизма в нейронах приводит к синтезу биологически активных молекул нейропептидов, которые повышают проводимость синаптических мембран. В результате образуются и хранятся следы возбуждения – энграммы памяти. Макромолекулярная память связана с синтезом белковых молекул, который ведет к формированию энграмм долговременной памяти. Если подавлены, или отсутствуют процессы синтеза белка, то долговременного запоминания не происходит, хотя кратковременная память сохраняется.

На ранних этапах развития ребенка формируется память, основанная на механизме выработке условного рефлекса. Этот вид памяти – базовый в формировании навыка. Такая простота системы памяти в детском возрасте определяет устойчивость и прочность запоминания в детстве. По мере развития сенсорных систем и усложнения процесса восприятия формируется образная память. В течение длительного периода созревания коры больших полушарий, развития речи формируется словесно-логическая память, когда человек запоминает не словесную формулировку, а содержание.

20. Назовите этапы развития речи у детей.

Большую роль в становлении поведения ребенка играет речь – вторая сигнальная система. Речь возникает на основе первой сигнальной системы и является ведущим звеном в формировании высшей нервной деятельности ребенка.С развитием речи познание окружающего мира идет быстро.Первый этап, подготовительный, или этап произношения отдельных звуков и слогов (от 2–4 мес до 6 мес). Второй этап – этап возникновения сенсорной речи, т. е. проявления первых признаков условного рефлекса на слово, на его смысл (от 6 до 8 мес). Третий этап – этап возникновения моторной речи, т. е. произношения осмысленного слова (от 10 до 12 мес). Словарный запас детей в возрасте 1 года составляет 10–12 слов, к полутора годам количество слов составляет 30–40, к 2-м годам оно увеличивается до 300, к 3-м – составляет от 500 до 1000, а к 4-м – до 2000 слов. Ребенок, изолированный от общества, отстает в развитии. Контакт ребенка с родителями с момента рождения – главное условие его развития. Речь развивается путем подражания, поэтому надо разговаривать с ребенком правильно

21. Назовите особенности формирования игровых рефлексов

Игровые рефлексы – это тип безусловных рефлексов, которые начинают проявляться у ребенка с 3–5 мес. В этот период родителям следует использовать детские игрушки желтого и зеленого цвета (цвета, воспринимаемые ребенком с 3-х мес) для психического развития ребенка. В 7–8 мес игровая деятельность приобретает обучающий и воспитывающий характер и способствует развитию речи, эмоциональной сферы. По мере взросления игровые рефлексы усложняются, создаются основы для адаптации ребенка в коллективе, развития отношений со сверстниками. Поэтому выработка игровых рефлексов – эффективное средство педагогического воздействия, широко используемое в обучении и воспитании детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Следует учитывать, что сложные игрушки вызывают напряжение нервной системы ребенка, а слишком простые – задерживают развитие его психики.

22. Какие невротические реакции наиболее распространены у детей?

Невротические реакции отмечаются у многих школьников, но в большинстве случаев поведение нормализуется по мере взросления. Однако у части детей могут возникатьастеноневротические состояния, депрессия, аффективное поведение, а также пограничные психические заболевания. Основной причиной является уязвимость психофизиологических функций растущего организма на фоне перегрузки нервной системы. Астеноневротические состояния интерпретируюткак «школьный дидактоневроз», возникающий из-заучебного процесса, связанного с нервно-психическим перенапряжением, неправильным построением и организацией учителем учебных занятий, предъявлением повышенных требований ко всем учащимся в классе. При этом ухудшается настроение, появляется тревожность, снижается аппетит, иногда значительно нарушается пищевое или питьевое поведение. Среди школьников распространен неврастенический синдром, который сопровождается слабостью, раздражительностью, неспособностью сосредоточиться, головными болями и др., а также синдром навязчивых состояний, когда дети испытывают навязчивые страхи. При этом появляются навязчивые действия (чрезмерное частое мытье рук, лица, сложные сборы перед уходом в школу и др.).

23. Каковы основы профилактики нервно-психических расстройств (формирования психического здоровья) у школьников?Для чего учителю необходимо изучать индивидуальные особенности нервно-психической сферы учащихся?

Гигиенические мероприятия по профилактике нарушений нервной системы могут быть оздоровительными и специальными. К оздоровительным относятся: рациональная организация учебного труда и отдыха, учебная адаптация, занятия физической культурой, физическая реабилитация, закаливание, рациональное питание, избегание стрессов. Это позволит снизить истощенность нервной системы, утомляемость, но вместе с тем повысить внимание, работоспособность и успеваемость школьника. Специальные мероприятия проводятся в зависимости от вида нарушений нервной системы. Они включают педагогический и медицинский компоненты. К педагогическому компоненту можно отнести учет в педагогической практике типологических особенностей школьника и показателей сенсорного, моторного, интеллектуального развития (скорость и уровень сложности выполнения заданий, темп мыслительной деятельности), функционального статуса (состояние вследствие болезни, острых пубертатных преобразований), возрастного периода (ребенок, подросток), особенностей поведения, ситуации в семье. Медицинский компонент – обследование, консультации невролога и психиатра с последующим лечением учащихся, проявляющих девиации в психическом поведении, употребляющих алкоголь.

Для организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо изучать индивидуальные особенности нервно-психической сферы учащихся, обращая внимание на следующие вопросы:состояние физического развития и здоровья учащихся, особенности внимания, психики, развитие мышления, памяти и др.

24. Каковы особенности работы с родителями по проблеме невротизации ребенка?

В случае, когда ученик страдает нервно-психическим отклонением, неврозом (истерический, астенический, депрессивный, фобический синдромы и др.), нарушением поведения на этой почве, необходима индивидуальная работа с родителями. Беседа с родителями должна носить характер педагогических консультаций и практических советов. Учителю следует проявлять культуру общения с родителями, и, называя признаки отклонений, не ущемлять их самолюбие.

Наши рекомендации