Интеллект как способность к научению
Сторонники естественнонаучного подхода полагали, что интеллект есть не что иное, как способность к научению, поскольку речь идет об умении индивидуума приспособиться к новым условиям окружающей среды. Бине и др. связывали интеллект с различиями между неуспевающими и успевающими учениками в школе. В рез-те проведенных экспериментов удалось установить, что IQ и скорость научения при разных заданиях весьма слабо связаны между собой, причем сила этой связи варьирует в зависимости от конкретного задания. Был сделан вывод о том, что не существует универсальной способности к научению. В дальнейшем эксперименты показали, что разные способности связаны с эффективным выполнением одной и той же задачи на разных этапах обучения и что значение этих разных способностей меняется по мере того, как происходит научение.
Коэффициент корреляции: факторный анализ
Наибольшее распространение получил подход, осн. на вычислении коэффициентов корреляции между парами тестов.
Предполагается, что два теста, положительно коррелирующих между собой, измеряют одну и ту же способность (или неск. способностей). Если корреляция между двумя тестами равна нулю, то между ними нет ничего общего: они измеряют независимые способности или факторы. Когда два или более теста имеют общий фактор, это значит, что испытуемому необходимо проявить при тестировании одни и те же умственные процессы в зависимости от природы оцениваемой способности. Общая для двух и более тестов способность называется «фактором». Процедура выявления факторов из интеркорреляций получила название «факторного анализа».
Исторические модели интеллекта
Рез-ты факторного анализа позволили предложить неск. моделей интеллекта. Эти модели отражают логические взаимосвязи между факторами.
Однофакторная модель Спирмена
Первая модель была предложена Ч. Спирменом, создателем факторного анализа. Спирмен был убежден, что интеллект представляет собой единую общую способность, к-рая проявляется при выполнении всех интеллектуальных тестов. Кроме того, каждый тест характеризуется присущим только ему «специфическим» фактором. Универсальный фактор был назван Спирменом g (от general — общий), а специфические факторы обозначались буквой s.
В конечном счёте Спирмен признал существование ограниченных групп тестов, имеющих между собой нечто общее помимо g, что он интерпретировал как «групп. факторы». Три из этих факторов были определены им как вербальные, зрительные и арифметические способности. Спирмен полагал, что должен быть еще групп. фактор, ответственный за понимание психол. явлений у др. людей, но не реализовал эту идею в исслед. Значительно позднее при помощи факторного анализа были идентифицированы четыре таких широких способности.
Другие модели интеллекта
Последователи Спирмена были твердо убеждены в существовании g, но при этом выделили и описали целый ряд групп. факторов различной широты или общности. Сирил Барт и Филин Вернон предложили сходные иерархические модели с универсальной способностью на вершине, широкими групп. факторами на втором уровне, более узкими факторами на третьем уровне и т. д.
Доказательства в пользу существования универсальной способности g нельзя признать бесспорными. При наличии g все тесты интеллекта должны бы были положительно коррелировать между собой. Если же обратиться к фактам, то из 48 000 коэффициентов корреляции между такими тестами 17% оказываются ниже 0,10, а нек-рые равны нулю или даже отрицательны. Модель структуры интеллекта SOI, разраб. Дж. П. Гилфордом, является наиболее детальной и всеобъемлющей. В ней отражены 150 различных способностей, 105 из них уже обнаружены, причем иногда не по одному разу и неск. независимыми исследователями. Существование др. факторов пока не доказано, но их существование предсказывается исходя из природы модели SOI в силу ее систематического построения. В своей простейшей форме модель представляет собой классиф. осн. способностей SOI по трем пересекающимся измерениям: а) вид умственной операции или процесса (напр., память или суждение); б) вид информ. содержания (напр., зрительное или вербальное); в) вид информ. продукта (напр., класс или отношение).