Рекомендации по выбору игр
Игра должна быть осмысленной, деятельной, достаточно сложной |
Целесообразно использование следующих форм игровой деятель
ности: дискуссии, деловые игры, игры с профориентационным
содержанием._________ t______ __^_
Игра может быть рассчитана на длительную подготов- |
КВНы, ролевые игры
Снятие сексуального напряжения |
Тактильное взаимодействие
Для подростка становятся важными причины и мотивы поступков людей. Возникает желание в этом разобраться |
И:ры с психологическим подтекстом, элементы веревочного курса с дальнейшей рефлексией.
РАБОТА С РАЗНОВОЗРАСТНЫМ ОТРЯДОМ
Причины образования РВО:
1.Наличие дружеских и семейных отношений до лагеря. Образуются «Могучие кучки» внутри коллектива, которые чрезвычайно сложно разбить
2.Нехватка мест в отрядах ссоответствующим возрастом.
3.Отношения ответственности (просьба родителей присмотреть за более младшими}. У «ответственных» детей возникает напряжение, ведь они приехали отдыхать, а не приглядывать за кем-то. Выходом является помощь вожатого: погуляй, я сам за ним присмотрю
4.Выезд сложившимся коллективом. Это могут быть спортивные или творческие коллективы - объединяет общее дело: может быть детский дом - привозят все негативные отношения с собой. Их лучше рассортировать, дать таким образом возможность увидеть другие способы поведения и отношений, или пересекать деятельность с другими отрядами в несоревновательном режиме.
5.Больные дети. Чувствуют дискомфорт с детьми своего возраста, особенно при социально неодобряемых заболеваниях (энурез и пр.)
6. Традиция лагеря или эксперимент
Совместимость по возрасту
7-10 лет (младший школьный возраст). Считают себя взрослыми, с удовольствием участвуют во взрослых играх. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого, следить за тем, что говорят старшие дети.
В отличие от более старших должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль.
10-13 лет (младшие подростки). Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание - изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для разновозрастных отрядов (РВО) - 1-2 подростка среди младших.
Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.
14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Приказывать им бесполезно. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя и к малышам тоже более лояльны. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Если таких детей 1 -2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.
Вывод.Для работы с РВО необходимо обязательно выполнять следующие требования:
• Глаз да глаз, но не надзирательство
• В отряде можно замкнуть старших на младших при контроле (тем более, что маленькие дети все делают лучше при помощи иприсмотре более старших детей)
• Более младшие дети тянуться к занятиям старших (лучше всего не разрешать, а допускать их присутствие)
Необходимо избегать ситуаций, вызывающих эмоциональное и психическое напряжение.
Демонстрировать нужно: младшим - заботу, старшим - уважение.
На мероприятия, основанных на рефлексии, и осваивании жизненного опыта (например, свечки) не боятся делить отряд на
2 возрастные группы: старшие и младшие.
РАБОТА С ЛИДЕРАМИ
Лидер- это человек способный повести за собой, отвечать за поступки других людей, организовать их на интересное дело. Он чувствует и понимает интересы большинства, активно влияет на окружающих.
Можно выделить несколько видов лидерства. Каждый из представителей отличается своей спецификой и несет свою нагрузку в коллективе.
1. Деловые лидеры - играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом. Они способны управлять собой и отрядом, имеют незаурядные организаторские способности. Стоят у руля жизни коллектива. В лагере таких ребят можете смело делать командирами и своей правой рукой в любом мероприятии.
2. Лидеры-инициаторы - выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности коллектива. Их необходимо привлекать в момент придумывания чего бы то и было. К ним не предъявишь требование «предлагаешь - выполняй!», как правило, они способны лишь предложить массу идей, а выбор и выполнение их оставляют для других.
3. Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива. Например, ребенок, профессионально занимающийся танцами, который может поставить хороший номер для отряда. Как правило, чувствуют уверенно себя только в сфере им близкой, в остальное время не выделяются из отряда.
4. Эмоциональный лидер - действуют в основном в сфере межличностного общения, не испытывают потребности в управлении коллективом. От эмоциональных лидеров зависит психологический климат, самочувствие сверстников, а также принятые в коллективе моральные ценности, поэтому очень важно, чтобы то, что транслирует этот человек на отряд, вас полностью устраивало. Обратите особое внимание на налаживание контакта с такими ребятами.