Глава четвертая, в которой автор расскажет о том, как закладывается мина замедленного действия под будущее человека?
Дорогой мой читатель! В этой главе я хочу осветить для тебя механизмы формирования психики с самого начала этого процесса и до того момента, когда образуется зрелая личность. Более подробно об этом процессе ты можешь прочитать в моих книгах: «Как не попасть на лечение к психотерапевту или Наука Радости»(изд. «Ниола-пресс», 2001) и «Здоровье не купишь»(изд. «Эксмо», 2004). Здесь же, на этих страницах, я хочу более подробно остановиться на механизмах формирования влечений и зависимостей.
Самое страшное неверие – это неверие в себя
В.Гюго
И для того, чтобы это получилось как можно лучше, я буду пользоваться наиболее передовыми западными психологическими теориями. С их помощью я постараюсь объяснить тебе - как и под влиянием каких факторов у человека появляются те или иные черты характера, те или иные влечения. И, вполне возможно, что ты после прочтения этой главы будешь больше понимать себя и движущие силы своей психики. А понимание - первый шаг к преодолению того, что тебе мешает жить и радоваться жизни.
Это действительно впечатляет, водитель, но мы хотели бы, чтобы вы подышали в баллончик... |
"Дейли миррор", Англия.
Как гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя?
Когда человек только - только появляется на белый свет, он находится под полным контролем инстинкта самосохранения. Все в нем в это время направлено только на выживание, т.к. самостоятельно сделать это он не может. Ему нужна помощь в добыче пищи, воды, тепла и обеспечении безопасности. Без помощи другого человека он не выживет.
Ребенок рождается на белый свет совершенно беспомощным. И все, что идет из внешнего мира, несет угрозу его жизни. Но в него природой вложено мощнейшее стремление к выживанию, которое заставляет его предпринимать все возможное для этого.
И этот инстинкт заставляет его плакать, когда ему голодно, холодно или одиноко. Он делает это потому, что в результате предыдущих плачей что-то происходило и неприятные чувства после этого исчезали.
Потом он начинает понимать, что это связано с каким-то существом, которое почему-то заботится о нем и защищает его. Он в это время не знает, что это его мать и он не может любить ее.
Но как он будет относиться к этому существу? Будет он делать все для того, чтобы оно было с ним всегда? Конечно! Будет он все больше и больше привязываться к нему как к гаранту своего выживания? Безусловно!
У ребенка образовывается условно-рефлекторная связь - поплачу и станет легче - на основе которой в будущем формируются его дальнейшие реакции. А на их суммарной основе - следующие реакции, которые в свою очередь явятся матрицей, информационным базисом, на котором будут строиться последующие реакции и акты поведения. То есть с каждым днем ребенок все больше и больше начинает реагировать также и на основе накапливающегося опыта.
От выборов зависит все! Даже в политике.
Если понаблюдать за ребенком в более зрелом возрасте, то может сложиться мнение, что он что-то делает, например, из любви к матери. Но на самом деле его поведение есть равнодействующая всех выборов, которые он уже к этому времени успел совершить.
В процессе роста ребенок должен считаться не только со своими потребностями, но и с мнением мамы, которое до этого было неоднократно ему выражено в той или иной форме и с которым он был вынужден согласиться.
Он продолжает зависеть от матери даже тогда, когда теряет ее. Мама в виде родительских программ продолжает руководить человеком до самой смерти. Некоторые люди так и не могут до самого конца освободиться от них и остаются "детьми".
Многие всю жизнь борются не на жизнь, а на смерть за свою независимость, но никогда ее не могут добиться, т.к. пытаются уничтожить часть себя. И только принятие себя, компромисс и мир в душе могут сделать человека "взрослым".
Компьютер в голове: откуда взялся?
В результате взаимодействия с окружающим миром новорожденный младенец очень быстро и многому чему научается. Видимо, это связано с тем, что он появляется на свет с великолепным биокомпьютером - человеческим мозгом.
Но даже у маленького ребенка его мозг работает на неизмеримо более высоком уровне, чем самые лучшие образцы современной компьютерной техники. И основное его отличие от механических собратьев - способность к саморазвитию и усложнению.
Разница между мозгом младенца и взрослого человека примерно такая же, как между самыми первыми компьютерами и последними их образцами. Если можно сравнить мозг младенца по быстродействию и объему памяти с компьютером, то в это время он на уровне самых примитивных советских компьютеров по типу БК - 0010. А у взрослых его можно сравнить с последними моделями "Пентиума".
Все хорошее под принуждением?
Жизнь постоянно ставит людей в ситуацию на грань своих возможностей, что заставляет их развиваться через "не могу". И, в конце концов, человек поднимается до достаточно высокого уровня в своем интеллектуальном и эмоциональном развитии. Однако прежние программы "от БК - 0010" сидят внутри него и периодически мешают ему хорошо функционировать, становясь чем-то подобным компьютерным вирусам.
Пьянство не рождает пороков, оно их обнаруживает.
Восточная мудрость.
Однажды на курсах повышения квалификации мне пришлось лечить одну свою коллегу из Казани. У нее была проблема: периодически у нее появлялся страх переходить дорогу перед движущимся транспортом. Потом я выяснил, что этот страх появлялся только в том случае, когда ее дела начинали идти плохо.
Оказалось, что в детстве она играла так. По дороге в школу она загадывала: если успею пробежать перед машиной - получу пятерку (т.е. добьюсь успеха). И у нее образовалась связь: Перешла улицу - у меня все будет хорошо. И, действительно, она ВСЕГДА в этом случае получала пятерку.
Но, когда она стала взрослой, этот рефлекс начал работать и в другую сторону: если дела начинают идти плохо, она заодно “запрещает” себе переходить и улицу!
Программирование будущего.
Если ребенок в детстве будет слишком часто сталкиваться с непосильными для себя в этом возрасте задачами и при этом терпеть неудачи, то в дальнейшей жизни он может стать очень неуверенным в себе. Я это называю синдромом "слишком большого ведра".
Есть такие родители, которые ради своего спокойствия говорят ребенку: "Много будешь смеяться утром, вечером будешь плакать". И человек становится на всю жизнь очень серьезным - кому охота каждый вечер плакать! Самое важное в этом то, что человек может совершенно не осознавать той причины, которая делает его чересчур серьезным или же тревожиться без видимого повода.
Если ребенку сказать: "Не ешь шоколадку, она для тебя вредна!", то у него может на всю жизнь сформироваться отрицательное отношение к шоколаду. И в результате человек лишится одной из жизненных радостей. Если же учесть, что счастье обычно ткется из малых радостей, то такой человек из-за подобных программ (а их внутри него может быть масса) практически теряет радость жизни.