Характеристика основных поведенческих теорий лидерства.
Одной из первых концепций лидерства была разработанная Д.Мак-Грегором теория X-Y, которая сводила всю совокупность стилей руководства к двум большим категориям - автократия и демократия - и соответственно выделяла два типа лидеров: автократ и демократ (см. п. 2.3. настоящей работы).
Первая поведенческая теория лидерства, основанная на статистическом анализе связи особенностей поведения руководителя и эффективности его работы, была сформулирована в 1950 г. Э.Флейшменом (университет штата Огайо, США). Она базировалась на комбинации двух параметров:
- внимательность, т.е. степень, в которой руководитель проявляет уважение, заботу и доверие к своим подчиненным;
- инициирующая структура или степень, в которой руководитель следует классическим правилам планирования, организации, руководства и контроля.
При этом "в природе" не встречаются руководители, которые по обоим параметрам имеют высокие оценки. Общий вывод из данной теории заключается в следующем. Руководитель с высокой внимательностью может добиться от персонала высокой интенсивности труда, что не всегда соответствует его высокой эффективности.
При высоком значении второго параметра интенсивность труда персонала не будет высокой, что не всегда однозначно его неэффективности.
Дальнейшее развитие теорий лидерства привело к появлению так называемой классификации К.Левина, который выделял три стиля лидерства: демократический, автократический и laissez faire, чаще переводимый на русский язык как попустительский или либеральный.
Логическим развитием классификации К.Левина стал континиум стилей руководства Р.Лайкерта (Мичиганский университет, США), который сводится к четырем основным типам лидерства. Каждый тип рассматривается как законченная система управления.
Система 1 - эксплуататорски-авторитарная, в которой руководители имеют четкие характеристики автократа.
Система 2 - патерналистски-авторитарная, где руководители, придерживаясь автократических отношений с подчинёнными, позволяют им ограниченно принимать участие в решениях.
Система 3 - консультативная, в которой стратегические решения принимают руководители, а тактические подчиненные.
Система4 -демократическая, предусматривающая групповую форму принятия управленческих решений.
Р.Лайкерт утверждал, что система 4 является наиболее эффективной, но не все руководители способны её практически применять. Эффективность систем 1,2 и 3 в целом ниже, но их легче применять на практике. Кроме того, в отдельных случаях они также могут давать очень хорошие результаты.
Логическим завершением поведенческих теорий лидерства явилась широко известная управленческая решетка Р.Блэйка и Дж.Мутона на основе которой можно выделить 5 стилей лидерства 1.1,1.9, 9.1, 5.5 и 9.9 (рис 5.1).
Рис. 5.1 Упрощенная графическая интерпретации
управленческой решетки Р.Блвйка и Дж.Мутона.
Авторы управленческой решетки утверждают, что самым эффективным стилем лидерства является 9.9, хотя и остальные стили достаточно хороши в следующих ситуациях:
-1.1 при руководстве деятельностью сплочённой рабочей группы, выполняющей простые технологические операции;
-1.9 для управления сложной деятельностью при высокой квалификации персонала и плохом социально-психологическом климате;
- 9.1 для руководства сплоченной рабочей группой, выполняющей сложную для неё деятельность;
- 5.5 при высокой текучести кадров и неоднородном характере деятельности.
В целом можно констатировать, что все поведенческие теории лидерства имеют низкую практическую ценность для реального менеджмента, ибо, рассматривая вопрос "какие бывают руководители", они почти никогда не дают ответ "что и когда лучше".