Тема10а: Возраст как показатель развития человека.
Основные понятия: возраст, физический и психологический возраст, периодизация возрастного развития человека, возрастные кризисы, акселерация, инфантильность, сенситивные периоды.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,2013.
2. Амосов Н.М. Преодоление старости. М., 2010.
3. Крэйг Г. Психологии развития. СПб., 2010.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.,2010.
5. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2010.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2012.
7. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 2010.
8. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб., 2009.
9. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2010.
Тема 10 б: Профессиональное общение и управление процессом общения.
Основные понятия: общение, виды общения, виды, культура профессионального общения, виды профессионального общения
Литература:
1. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Педагогика, 2013.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Знание, 2012.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 2013.
Педагогический поиск. М.: Педагогика, 2010.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Человек как объект изучения психологии.
2. Мотивация (потребности, мотивы, цели).
3. Типы акцентуации характера у подростков.
4. Психологические аспекты взросления.
5. Педагогическое общение.
6. Психологические характеристики процесса воспитания.
7. Социально-психологические аспекты личностного развития в подростковом и юношеском возрасте.
8. Психосоциальные конфликты в период взросления.
9. Эмоциональные переживания человека и аффекты.
10. Мышление. Виды мышления.
11. Я – концепция личности.
12. Эмоции и чувства.
13. Интересы, убеждения и мировоззрение личности. Установки личности и особенности их формирования.
14. Ощущение и восприятие.
15. Темперамент (типы и их психологическая характеристика)
16. Понятие о личности в психологии.
17. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности.
18. Методы исследования в психологии.
19. Методы исследования в педагогике.
20. Общение.
21. Характер и его формирование.
22. Способности: общие и специальные.
23. Малая группа. Групповая динамика.
24. Конфликты. Виды конфликтов. Пути разрешения конфликтов.
25. Психоанализ З. Фрейда.
26. Роль обучения и воспитания в формировании личности.
27. Педагогическое общение. Культура педагогического общения.
28. Роль семьи в формировании личности.
29. Коллектив. Роль коллектива в формировании личности.
30. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
31. Нравственно-психологический образ педагогики.
32. Поиски новой модели образования и воспитания.
33. Семейное воспитание и семейная педагогика.
34. Проблема взаимоотношений и поколений.
35. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
36. Мастерство педагогического общения.
37. Психическое состояние человека.
38. Причины конфликтов и их профилактика.
39. Дидактика: теория и практика обучения (образования).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2010.
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т - М., 2012.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 2010.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник. М.: Психология образования, Т1,2012.
5. Павлов И.П. Полн. собр. соч.., 2 изд. М., 2010
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: ИЦ «Академия»,2012.
7. Психология и педагогика /сост. и отв. ред. А.А. Радугин М.: Центр, 2011.
8. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др.; Отв. ред. к. ф. н., доц. В.М. Николаенко. М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 2010.
9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. М.: Владос, 1995.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. Ростов на - Дону: Феникс,2009.
11. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М.,Академия, 2011.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа,2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.
4. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика для вузов. СПб.: Питер, 2000.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Академия,1996.
7. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: « Академия»,1994.
8. Годфруа Ж.. Что такое психология. Т1. М.: Высшая школа, 1992.
9. Земска М. Семья и личность. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., Логос,1999.
11. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
13. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
14. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского./ М.: Педагогика, 1984.
15. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Избр. психол. тр./ М.,1969.
16. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Просвещение 1996.
17. Проблемы профессиональной подготовки учителя: Сборник. М.: Педагогика, 1992.
18. Радугин А.А.. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. М., Центр, 1999.
19. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., Питер,1999.
20. Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993.
21. Харламов И.В. Педагогика. Учебное пособие. М., Гардарики,1998.
22. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
23. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб: Полиус, 1998.