Рекомендации по преодолению
«Какую специализацию выбрать?»
Возникает вопрос о специализации в одной из сфер выбранной профессиональной деятельности: как специализироваться так, чтобы не остаться без работы на рынке труда.
Можно предпринять комплекс мер: проанализировать рынок вакансий + свои цели и приоритеты + свои склонности и особенности + свои знания, навыки и опыт + возможные угрозы (SWOT-анализ) и, исходя из этого, специализироваться.
5 курс
«Покажите мне мою профессиональную нишу!»
Возникают вопросы выбора своего индивидуального пути, позиционирования себя как молодого специалиста на современном рынке труда: «Чего я хочу? Что я могу?»
Ответ на вопрос, как выделиться среди всех остальных выпускников, кроется во всем образовательном пути. Важно «выкладываться» на каждом отрезке образовательного процесса.
Только сверхнормативная активность в поиске своего индивидуального пути может привести к его нахождению. Никто кроме самого студента не знает, что именно лучше подойдет ему. И чем раньше он это понимает, тем раньше начинает накапливать свои конкурентные преимущества в той области, которую он выбрал. Особенно актуальной у многих студентов эта проблема становится именно на 5-м курсе.
Страхи перед реальной деятельностью
V выпускников возникает страх перед выходом на рынок рабочей силы, ощущение непереносимого бремени личной ответственности за успешность своей профессиональной деятельности. Повышается тревожность в связи с кардинальной сменой социальных ролей «студент — специалист».
Необходимо подготовиться к ожидаемым изменениям, изучить их специфику в процессе развития с целью более высокой адаптации.
1. Можно посоветоваться с людьми, ус
пешно прошедшими аналогичный этап
(сравнительно недавно).
2. Важно осознать свои сильные и слабые
стороны уже на этом этапе, принять по
мощь психолога и старших коллег. В ре
зультате приходит осознание иррацио
нальности подобного рода страхов и их
пагубного влияния на определяющие шаги
в профессиональной самореализации
молодого специалиста.
В итоге получены следующие данные: 70% респондентов (28 человек) имели постоянные высокие результаты в деятельности, что подтверждено экспертами. А именно эти специалисты:
О достигали поставленных перед ними профессиональных задач;
□ проявляли творческую инициативу и брали за нее ответственность на себя;
О постепенно расширяли поле своей профессиональной деятельности;
□ показывали результаты выше средних по сравнению с коллегами в тех же
условиях;
3.2. Карьерные кризисы на ранних этапах профессионализации и технологии их преодоления
□ привносили инновации в сферу своей профессиональной деятельности;
□ оптимизировали свою деятельность, повышая ее эффективность в несколько раз;
□ имели опыт участия в значительных проектах организации и их успешного
завершения.
Согласно концепции признанного зарубежного авторитета в вопросах развития карьеры Э. Шейна, дополненной его коллегой Р. Ноу, ведущими факторами направленности карьеры являются «карьерные якоря», среди которых шесть основных: менеджмент, профессионализм, творчество, безопасность, стабильность, технологичность. Все эти специалисты (70%), как показало исследование, в качестве «карьерного якоря» предпочли выбрать технологичность. Все они прекрасно работают с алгоритмами, могут технологизировать как рабочие процессы, так и собственную деятельность, восприимчивы к нововведениям и отлично адаптируются.
Более половины опрошенных— 60% (24 человека) — заявили о том, что при прохождении кризисов регулярно ставили проблемные вопросы перед собой и последовательно их решали (по принципам, практически совпадающим с указанными выше рекомендациями в соответствующем столбце в таблице 23).
Следовательно, можно вывести определенный алгоритм успешного прохождения молодыми специалистами рассматриваемыхкризисов:
1. Осознание целей: карьерных, профессиональных, жизненных в целом иих
взаимоувязка.
2. Понимание своих личностных особенностей, сильных и слабых сторон и
«работа над собой» с точки зрения освоения и развития необходимых про
фессиональных компетенций.
3. Максимально полное использование возможностей по «наращиванию»
собственного профессионального и личностного потенциала уже во время
обучения в вузе. Например, освоение дополнительной специализации, смеж
ной с основным направлением обучения; участие в тренингах, специализи
рованных курсах и мастер-классах; выбор практически ориентированных
тем курсовых и дипломных работ; активное сотрудничество с опытным пре-
подавателем-коучем, помогающим развивать карьеру и включающим сту
дента-выпускника в собственные проекты и т. д.
4. Активное участие во всех мероприятиях, акциях, проводимых как на вузовском
уровне, так и в общегородском масштабе (Дни карьеры, ярмарки вакансий,
презентации компаний, конкурсы «Карьерист года» и т. д.).
5. Формирование готовности начинать профессиональную карьеру с низовых
ступеней в компаниях, пройти весь путь профессионального и должностного
роста в организации (именно излишние амбиции выпускников, их нереали
стично завышенные ожидания и желание сразу занять топ-позиции в фирме
являются, по мнению работодателей, главным препятствием в развитии карь
еры молодых специалистов).
Приведенные результаты, а также данные из других работ позволяют сделать выводы о существовании определенной зависимости между способом прохождения
Зак. 4139