ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1-23 01 04 04 Педагогическая психология;
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для специальности:
1-23 01 04 Психология;
специализации:
1-23 01 04 04 Педагогическая психология;
1-23 01 04 02 Социальная психология;
1-23 01 04 13 Спортивная психология
2013 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Н.Н. Дудаль, старший преподаватель кафедры психологии
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой психологии УО «Гомельского государственного университета
им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____________ 20___ г.)
Заведующий кафедрой
________________________Л.И. Селиванова
Кафедрой социальной и педагогической психологии УО «Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины»
(протокол № __ от ____________ 20___ г.)
Заведующий кафедрой
________________________Т.Г. Шатюк
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Методическим советом факультета психологии и педагогики УО «Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины»
(протокол №___ от _____________ 20__ г.)
Председатель
методического совета
____________________В.А. Бейзеров
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преддипломная практика студентов является важной частью профессиональной подготовки студентов-психологов и завершает их профессиональную подготовку, в ходе ее будущие специалисты должны актуализировать теоретические знания по специальности, научиться проявлять навыки экспериментального исследования, проявить знания в основных видах деятельности педагога-психолога.
Целью преддипломной практики является приобретение навыков проведения эмпирического психологического исследования, полученных в процессе обучения. В ходе практики студент должен самостоятельно разрабатывать или подбирать инструментарий, проводить исследование, обрабатывать результаты, используя методы статистической обработки и математического моделирования.
Задачами практики являются:
1. Углубление и совершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных при изучении специальных психологических дисциплин.
2. Формирование опыта профессионального взаимодействия и общения со специалистами других профилей и разными категориями клиентов (дети разного возраста, подростки, родители, люди, переживающие кризисные состояния и т.п.).
3. Формирование навыков и умений самостоятельной работы по основным направлениям профессиональной деятельности психолога (психологического просвещения, консультирования, психодиагностики, профилактической и коррекционно-развивающей работы) в различных учреждениях.
4. Формирование целостного представления о деятельности психолога на рабочем месте в учреждениях образования, социальной защиты либо иного конкретного учреждения.
5. Содействие адаптации студентов к условиям будущей профессиональной деятельности.
6. Формирование положительной мотивации к будущей профессии, культуры самоорганизации деятельности практического психолога и творческой активности будущего специалиста.
7. Построение модели исследования в соответствии с проблемным полем дипломной работы.
8. Подбор психодиагностического инструментария исследования.
9. Проведение исследования по дипломной работе, анализ и интерпретация полученных результатов.
Согласно требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника студент должен:
− понимать и анализировать существующие в обществе социальные проблемы;
− знать философскую и общенаучную методологию;
− знать основные принципы, теории и положения психологической науки;
− понимать концептуальные основы психологической теории;
− обладать знаниями в области организации и методологии психологической науки, экспериментальной психологии, основ психодиагностики, математической статистики, основ психометрики и методов социальной психологии;
− применять на практике психологические методы и техники.
Студент-практикант должен знать:
− специфику организации научного исследования в области психологии;
− основные методики, техники и процедуры научного исследования.
Студент-практикант должен уметь:
− проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою научную деятельность;
− планировать исследование в соответствии с основными этапами научного исследования;
− анализировать научную литературу и использовать ее для обоснования теоретической части исследования;
− модифицировать, адаптировать и разрабатывать методики исследования в соответствии с целями, предметом, объектом и гипотезами исследования;
− применять основные методы психодиагностики на практике;
− владеть методикой математической и статистической обработки данных с применением компьютера;
− составлять библиографический список;
− графически представлять полученные результаты;
− формулировать выводы и рекомендации;
Студент-практикант должен иметь представление:
− о специфике организации научного исследования в психологии;
− о методах психологического исследования;
− о возможностях применения компьютерной техники в научных целях.
Содержание преддипломной практики должно раскрывать теоретическую и практическую значимость научной работы студента. Организация работы предусматривает формирование модели эмпирического исследования, комплекса методов количественной и качественной обработки данных. Она проводится согласно ОСРБ 1-23 01 04 – 2008 на 5 курсе в 10-м семестре, общая продолжительность практики составляет 8 недель. Преддипломная практика проводится на кафедре психологии и социальной и педагогической психологии университета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Объектами профессиональной деятельности психолога являются личность, ее индивидуальные особенности, психофизиологические и психические процессы, свойства, состояния, а также социально-психологические феномены, проявляющиеся в разных областях поведения, деятельности и взаимодействия людей.
Содержание преддипломной практики находится в прямой зависимости от содержательной деятельности специалистов психологической службы учреждения образования, в котором практикуется студент и которое способно обеспечить ему проведение исследовательской и экспериментальной работы для написания дипломной работы. Перед выходом па практику студент представляет научному руководителю обзор научной литературы по теме исследования, обнаруживая теоретическую компетентность в области изучаемой проблемы. Вместе с научным руководителем в соответствии с темой исследования подбирается психодиагностический инструментарий, формируется модель исследования, определяется выборочная совокупность, которую исследует студент в период преддипломной практики (это могут быть воспитанники детских дошкольных учреждений, учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, колледжей, техникумов, студенты вузов). В период преддипломной практики собранный в результате эмпирического исследования материал статистически обрабатывается и интерпретируется студентом. Полученные психодиагностические данные, а также вопросы, связанные с их количественной и качественной интерпретацией студент обсуждает с научным руководителем на консультациях.
Планируемые в ходе практики направления деятельности студента соответствуют основным видам психологической деятельности (психологическое просвещение, консультирование, психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция) и должны соответствовать теме дипломной работы.
Более конкретно содержание преддипломной практики в рамках основных направлений работы психолога можно представить в следующем виде.
Психопросвещение–это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям, формирование у них психологической культуры. В этих целях студенты планируют:
- ознакомление педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- занятия с учащимися и студентами по формированию потребности в психологических знаниях и овладению ими основами самопознания и саморазвития, а также по обучению умениям своевременно распознавать необходимость обращения за психологической помощью в критических случаях.
Психопрофилактика– это вид деятельности психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья человека на всех этапах дошкольного, школьного и студенческого возрастов. Она предполагает:
- своевременное выявление таких особенностей человека, которые могут привести к отклонениям в развитии эмоций и интеллекта, поведения и взаимоотношений с другими людьми;
- предупреждение кризисов Я человека в связи с переходом его на следующую возрастную ступень;
- заботу о соблюдении в образовательных учреждениях психологических условий для полноценного личностного развития учащихся.
Психоконсультирование как вид деятельности состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. В этой связи студенты-психологи:
- консультируют по проблемам психического развития, обучения, воспитания и профориентации администрацию учебных заведений, преподавателей, воспитателей, мастеров и самих учащихся;
- по запросу судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводят психологическую экспертизу личности и условий семейного воспитания ребенка, подростка, студента с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением их дальнейшей судьбы.
Психодиагностика в деятельности психологической службы учреждений образования направлена на:
- выявление наиболее важных особенностей учебной деятельности, поведения и психических состояний учащихся, которые должны учитываться в процессе обучения и воспитания;
- углубленное психологическое обследование так называемых проблемных детей и отличие нормы психического развития от патологии;
- дифференциальную диагностику учащихся, претендующих на обучение в профильных классах и школах;
- определение готовности детей к школьному обучению.
Психокоррекция и развивающая работа как виды деятельности психолога направлены на работу с проблемами обучения, поведения и личностного развития, выявленными у конкретных детей и подростков. Этот вид деятельности предполагает от студентов:
- составление коррекционно-развивающих программ, к участию в реализации которых привлекаются по согласованию с руководством учебных заведений различные лица (прежде всего учителя и воспитатели);
- диагностический контроль за производимыми изменениями в психике человека;
- индивидуальные и групповые занятия с психологом в русле составленной программы.
Задачи по каждому из видов деятельности педагога-психолога в учреждениях образования определяются в соответствии с целями и задачами научного исследования, положенными в основу дипломной работы. Совместно с научным руководителем разрабатывается и обосновывается задание на учебно-исследовательскую работу и программа мероприятий, обеспечивающих достижение этих задач. Для углубления знаний студенты используют психолого-педагогическую литературу, включенную в библиографический список дипломной работы. Для каждого из мероприятий составляется свой план, приводится отчет по форме, предложенной научным руководителем дипломной работы, и оценивается эффективность проведенного вида деятельности.
По итогам проведения программы учебно-исследовательских мероприятий (задания на дипломную работу) студентом готовится отчет, включающий статистическое описание и оценку результатов научно-практической деятельности. В нем также раскрываются достоинства и недостатки программы – как в части планирования, так и в части реализации.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Организация преддипломной практики
Перед началом практики (или за 1 – 2 дня до ее начала) для студентов проводится организационное собрание, в котором участвуют заведующий кафедрой, руководители практики. На собрании рассматриваются организационные вопросы практики, уточняются планы работ в соответствии с индивидуальными заданиями студентов, определяется форма и содержание отчетной документации.
Руководитель практики осуществляет консультирование студента по всем возникающим вопросам и контроль над качеством выполнения всех видов деятельности.
Оценка эффективности реализуемых студентом направлений деятельности по теме дипломной работы осуществляется в соответствии с критериями, определяемыми совместно с научным руководителем.
По итогам реализации исследования в период преддипломной практики студент готовит отчет, который включает количественную и качественную оценку результатов научно-практической деятельности.
Практика завершается защитой отчетов.
По результатам практики студенты могут представлять акты о внедрении моделей работы психолога с теми или другими проблемными категориями населения, коррекционно-развивающих программ и т.д.
По окончании преддипломной практики проводится итоговая конференция.
2. Методические указания для руководителей практики
Научно-методическое руководство практикой студентов обеспечивается соответствующей кафедрой факультета психологии и педагогики.
Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедр психологии и социальной и педагогической психологии (ответственными за прохождение практики), которые определяют условия работы студентов-практикантов в конкретных органах, контролируют, дают консультации, организуют прием и защиту практики.
В обязанности научного руководителя входит:
- проведение еженедельных консультаций студентов;
- утверждение индивидуального задания;
- оказание помощи в планировании и проведении научного исследования;
- проверка отчетов, оценивание результатов практики.
Отчет научного руководителя содержит констатирующую часть и обобщение предложений студентов по совершенствованию формы и содержания преддипломной практики. Отчет предъявляется на очередном заседании кафедры.
3. Требования к отчетной документации студентов
Отчетная документация по итогам преддипломной практики включает в себя:
1. Путевку и дневник с отзывом непосредственного научного руководителя о прохождении преддипломной практики с выставлением дифференцированной оценки (по 10-балльной системе).
2. Письменный отчет о преддипломной практике, который должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе. Текст отчета имеет аналитический характер, пишется в произвольной форме и кратко отражает выполнение студентом основных видов профессиональной деятельности психолога-практика в учреждении образования, избирательно реализованных в соответствии с замыслом дипломной работы. Отчет может содержать приложения, где размещаются анкеты, схемы, диаграммы, рисунки с результатами исследования, протоколы индивидуальных бесед с учащимися и родителями, программы коррекционно-развивающих занятий, фото- и видеозаписи. Также могут быть сформулированы предложения по совершенствованию организации преддипломной практики.
При оценке отчета учитывается степень выполнения практикантами учебно-исследовательских заданий и понимания ими их роли в общей структуре дипломной работы.
4. Права и обязанности студента во время прохождения практики
К преддипломной практике допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план теоретического обучения.
В период прохождения преддипломной практики студент имеет право:
– обращаться за разъяснениями и методической помощью к университетским руководителям;
– пользоваться учебно-методической литературой библиотек кафедр факультета;
– принимать участие в проводимых специалистами социально-психологической и педагогической службы мероприятиях по психологическому сопровождению детей и подростков;
– заниматься научно-исследовательской деятельностью в соответствии с темой дипломной работы;
– высказывать предложения по улучшению и совершенствованию организации и проведения преддипломной практики.
В период прохождения преддипломной практики студент обязан:
– изучить программу практики, получить направление на практику, индивидуальное задание, дневник практики, рекомендации руководителя практики, содержании и структуре отчета о практике;
– подчиняться действующим в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;
– своевременно и качественно выполнять индивидуальные задания, выдаваемые руководителем практики, а также предусмотренные программой практики;
– регулярно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы и представлять его руководителю от организации для подписи;
– представить руководителю практики отчет о ее прохождении с соблюдением всех правил его составления, отчет о выполнении индивидуальных заданий, заполненный дневник прохождения практики;
– в установленный срок пройти защиту отчета о практике и получить по ее результатам оценку в зачетную книжку.
Студент, не выполнивший программу преддипломной практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время, если это возможно. В противном случае он отчисляется из университета. Студент имеет право быть направленным на практику повторно после восстановления в установленном порядке на учебу в университете.
Календарно-тематический план преддипломной практики
Название этапа | Сроки | Содержание работы |
Подготовительный | 1 неделя практики | Проведение организационного собрания, постановка практических и исследовательских задач, инструктаж по психодиагностическим методикам, подготовка методического обеспечения. |
Ознакомительный | 1 неделя практики | Знакомство с организацией или учреждением, основными задачами и направлениями работы психолога в нем, рабочим местом психолога, конкретизация задачи практики и плана работы, исходя из конкретной ситуации. |
Этап сбора, обработки и анализа диагностической информации | 2-3 недели практики | Проведение диагностического обследования с применением диагностических методик, математическая обработка и анализ диагностических данных |
Этап интерпретации полученных данных, выработки практических рекомендаций и поиска практических решений | 4-5 недели практики | Формулировка диагностического заключения, исходя из полученных данных и поставленных исследовательских и практических задач. Выработка практических рекомендаций и поиск возможных способов их реализации. |
Реализация одного из видов деятельности педагога-психолога, направленного на организацию психолого-педагогического воздействия | 6-7 недели практики | Диагностико-коррекционная, диагностико-развивающая, психопрофилактическая, психоконсультационная, психопросветительская, психореабилитационная и др. виды деятельности психолога, избирательно объединенные для достижения задач дипломной работы |
Заключительный | 8 неделя практики | Написание отчета о практике. Анализ своей работы во время практики, предложения по совершенствованию организации и содержания практики. |
5. Перечень литературы
Основной
1 Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М., 1999. – 368 с.
2 Битянова, М.Р. Организация практической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
3 Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного обучения и воспитания) // Образование и право. – 2006. – 16 декабря. – № 12. – С. 2-4.
4 Ковалева Т.Н. Состояние и перспективы развития психологической службы в системе образования Беларуси // Псіхалогія. – 2004. – № 2. – С.4-8.
5 Лытко, А.А. Психологическое обеспечение деятельности футболистов / Лытко, А.А. Зайцев Б.М. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2007. – 210 с.
6 Нормативные документы для педагогов-психологов // сб. ст. / автор-сост. А.Н. Сизанов. – Минск: НМЦ учебной книги и средств обучения, 2001. – 55 с.
7 Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3. Психология образования / Р.С. Немов. – М., 1995. – 524 с.
8 Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 528 с.
9 Практическое руководство к ознакомительной, научно-исследовательской и преддипломной практикам для студентов 2-5 курсов спец. 1-23 01 04 – Психология. Сост. А.А.Лытко, И.В.Сильченко. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2005. – 114 с.
10 Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1995. – 303 с.
11 Семаго, М. А. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения / М.А. Семаго // Школьный психолог. – 2002. – № 5. – С. 12-13.
Дополнительной
12 Нормативные документы для педагогов-психологов // сб. ст. / автор-сост. А.Н. Сизанов. – Минск: НМЦ учебной книги и средств обучения, 2001. – 55 с.
13 Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
14 Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рекомендуемая форма отчета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
ОТЧЕТ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
студента (ки) ____ курса факультета психологии и педагогики ____,
проходившего (ей) практику на кафедре психологии с ________ по ___________ .
Руководитель практики ______________________________________________
Гомель 20___
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные требования к содержанию отчёта по практике:
Введение:
− цель, место, дата начала и продолжительность практики;
− перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики.
Основная часть:
− описание практических задач, решаемых студентом за время прохождения практики;
− перечень не выполненных заданий и не отработанных запланированных вопросов.
Заключение:
− описание навыков и умений, приобретённых за время прохождения практики;
− предложения по совершенствованию организации работы учреждения;
− индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведённого вида практики.