Тема 2. История становления и развития социальной психологии
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Воронежский государственный университет
Факультет журналистики
Кафедра рекламы и дизайна
Личность и группа: проблемы взаимодействия
Учебно-методическое пособие по изучению курса
«Социальная психология»
Составитель
Е.Ю. Красова
ВОРОНЕЖ
Утверждено Научно-методическим советом факультета журналистики ВГУ протокол № от 2008 года
Составитель Е.Ю. Красова
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре рекламы и дизайна Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов факультета журналистики ВГУ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса: овладение студентами знаниями о социальных и индивидуально-психологических механизмах общения и взаимодействия людей в группах и межгрупповых контактах.
Задачи курса:
· дать студентам знания теоретических основ социальной психологии, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук, практическую значимость для специалистов в области СМИ, PR и рекламы;
· помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа социально-психологических явлений и процессов;
· способствовать овладению студентами умениями и навыками распознавания индивидуальных и социально-психологических особенностей личности, в том числе, личности профессионального журналиста, коррекции собственного сознания и поведения.
Требования к уровню освоения содержания курса:
· знать основные понятия социальной психологии, научные направления и концепции;
· освоить социально-психологические категории и их характеристики;
· иметь представление о сущности социального восприятия и его психологических эффектах, особенностях восприятия информации СМИ;
· сформировать и развить навыки рефлексии, социальной перцепции;
· понять социально-психологические регуляторы межличностных конфликтов;
· понимать смысл межгрупповой коммуникации;
· знать механизмы воздействия на партнеров по общению в разных жизненных ситуациях;
· владеть способами и приемами влияния СМИ на массовое сознание;
· понимать природу агрессии и пути регулирования деструктивного поведения;
· владеть навыками социально-психологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Лекции | Самост. работа | Формы текущего контроля |
1. | Исследовательское поле социальной психологии | Рефераты | ||
2. | История становления и развития социальной психологии | Рефераты | ||
3. | Методы прикладных исследований в социальной психологии | Рефераты | ||
4. | Коммуникативная сторона общения | Рефераты | ||
5. | Взаимопонимание и социальное познание | Выполнение проблемных заданий | ||
6. | Психология конфликтных ситуаций | Тестирование | ||
7. | Личность в социальном мире | Выполнение проблемных заданий | ||
8. | Деструктивное поведение личности и его характеристика | Выполнение проблемных заданий | ||
9. | Социальное влияние | Выполнение проблемных заданий | ||
10. | Малые группы: структура, типология, исследования | Тестирование | ||
11. | Динамические процессы в малой группе | Дискуссия | ||
12. | Стихийные группы и способы воздействия в них | Рефераты | ||
13. | Психический склад этнической общности | Дискуссия | ||
14. | Социально-психологические особенности межгрупповых отношений | Дискуссия | ||
Итого: |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Исследовательское поле социальной психологии
Социальная психология как поведенческая наука и ее взаимоотношения с другими отраслями знания. Специфика социально-психологического подхода. Объект социальной психологии – социальные группы и их представители. Структура социальной психологии (психология общения, личности, малых и больших социальных групп, межгрупповых отношений). Функции социальной психологии. Ключевые положения социальной психологии – социальная ситуация, социальное влияние, социальное познание. Психологическое и социологическое направления в социальной психологии. Экспериментальный поход к психологии взаимовлияния людей.
Практические запросы общества и социальная психология. Области практической социальной психологии. Социально-психологические исследования массовой коммуникации. Позиции и стратегии работы социального психолога-практика. Социально-психологическая ситуация в России в начале XXI века.
Тема 2. История становления и развития социальной психологии
Основные периоды развития социальной психологии и их характеристика. К. Левин – основоположник динамической социальной психологии. Кризис социальной психологии и его преодоление. Научные парадигмы современной социальной психологии: «старая» - позитивистская и «новая» - социальный конструктивизм.
Теоретические ориентации (бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм) и социально-психологические проблемы, разработанные в их русле. Теория диадического взаимодействия Д. Тибо и Г. Келли. Теория развития группы В. Бениса и Г. Шепарда. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Концепция социальных представлений С. Московичи. Теория человеческой деструктивности Э. Фромма. Транзактный анализ
Э. Берна.
Современные тенденции развития социальной психологии. Основные вехи развития отечественной социальной психологии.