Психологический анализ ведущей деятельности младшего школьника
Учебная деятельность — специфический вид активности человека. В широком смысле она направлена на усвоение социокультурного опыта, накопленного человечеством. Учебная деятельность социальна по своей сущности (она значима для развития общества, им оценивается, организуется в специально созданных социальных институтах (дошкольных учреждениях, школах, вузах и т. д.). Ей присущи все те же признаки, как и любой человеческой деятельности: активность, предметность, осознанность, целенаправленность, субъектность, динамичность и др.
Учебная деятельность — деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде.
Благодаря учебной деятельности младшие школьники усваивают систему знаний и обобщенные способы действий по их применению в разнообразных жизненных ситуациях. Особое значение в этой деятельности играет усвоение научных понятий, которые отражают суть предметов и явлений. Усвоение знаний определяет и ход психического развития детей.
Содержание учебной деятельности связано с тем, на что она направлена (каков ее предмет). Предметом учебной деятельности выступает усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов учебных действий, а также изменение самого субъекта деятельности.
Структурный анализ учебной деятельности позволяет выделить 5 компонентов: 1) мотивацию; 2) учебную задачу; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценка.
По мнению Л. И. Божович, учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разную психологическую характеристику. Одна группа, в которую входят так называемые познавательные мотивы, порождается преимущественно самой учебной деятельностью и определяется ее содержанием. Другая группа (социальные мотивы) связана с побуждениями, которые порождаются «всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью». К познавательной мотивации относятся мотивация содержанием (желание познать новые факты, суть явления) и мотивация процессом (интерес к самому процессу учения). К социальным мотивам относятся «статусный мотив» («Хочу быть учеником»), мотив хорошей отметки и мотив самоутверждения.
Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка которого имеет важнейшее значения для освоения учебного действия. Формулируется это задание в конкретной педагогической ситуации.
Учебное действие как структурный компонент учебной деятельности подчинено учебной цели и включает совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи.
Учебные действия могут анализироваться с различных позиций. С точки зрения субъекта, выделяются такие учебные действия, как действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). С точки зрения особенностей деятельности ученика, выделяют мыслительные, перцептивные, мнемические и другие действия. В зависимости от характера используемых операций и полученного результата говорят о репродуктивных (воспроизводящих) и продуктивных (творческих) учебных действиях.
Учебные действия образуют основу процесса усвоения знаний, который включает:
1) непосредственное восприятие, наблюдение, обеспечивающие получение информации;
2) осмысление материала (переработка информации);
3) запоминание и сохранение обработанной информации;
4) применение запомненной информации (знаний) на практике.
Контроль и оценка являются важнейшими компонентами учебной деятельности. Контроль учебной деятельности — структурный компонент учебной деятельности, характеризующийся сличением имеющегося результата с поставленной учебной задачей.
Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку он позволяет управлять ее ходом, своевременно вносить коррективы, определять эффективность форм и методов организации учебной деятельности. При этом важно, чтобы постепенно субъектом контроля все в большей мере выступал сам ученик. Когда речь идет о самоконтроле учебной деятельности, можно говорить что она характеризуется более высоким уровнем развития.
Оценка учебной деятельности призвана подвести итог какому-то этапу учебной деятельности. Это своего рода подведение итогов учебного действия (действий) ученика на основе соотнесения его результата с поставленной целью.
О роли оценивания учебной деятельности в свое время заявил Д. Б. Эльконин: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций» (приводится по: Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М. 2003. С. 326).
Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка влияет на многие сферы личности младшего школьника. Надо помнить, что оценка не тождественна отметке. Оценка — это процесс оценивания, осуществляемый учителем с использованием различных способов. Отметка же является формальным результатом этого процесса, выраженном в баллах.