Анализ адаптационных стратегий младшего школьника и подростков в стрессовых ситуациях

Научный руководитель: канд. психол. наук, доц. Фельдман И.Л

Тульский государственный университет

На современном этапе развития общества проблема формирования социально-психологической адаптации детей – одна из наиболее актуальных проблем. Умение справляться с трудными ситуациями, вырабатывая при этом широкий набор конструктивных способов преодоления стресса, является важным показателем уровня развития личности.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, с преодолением стресса, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Работа посвящена изучению особенностей адаптационных стратегий школьников в стрессовых ситуациях. Эта проблема обусловлена ростом количества детей младшего школьного возраста и подростков, испытывающих психологические трудности в адаптации к стрессовым ситуациям. В процессе жизни школьников многократно возрастает интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка, увеличивается самостоятельное требование к личности. Свойства личности и социальные трудности могут способствовать как усилению, так и ослаблению реакции школьника на стрессовые ситуации. В связи с этим необходима разработка профилактических программ, направленных на развитие преодолевающих адаптационных стратегий личности школьников в стрессовых ситуациях.

Именно поэтому, основной целью нашего исследования стало выявление психологических особенностей и адаптационных стратегий личности младшего школьника и подростков в стрессовых ситуациях. На выявлении психологических особенностей могут оказывать влияние разнообразные факторы, среди которых важно отметить личность младшего школьника и подростков. В своем исследовании мы придерживаемся взглядов Р.С Лазарус и С.Фолкман, который определял термин адаптационная стратегия как «как проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные стратегии преодоления. В первом случае возможности человека направлены на изменение проблемы, во втором – нарегуляцию переживаний стресса» [3].

«По словам Г.Селье «стресс» – это и есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает индивида приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна, иди, неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» [6].

Стрессовой ситуацией в концепции Лазаруса и Фолкман »называются неблагоприятные отношения между человеком и внешней средой, оцениваемые им в качестве чрезмерных, или подавляющих для индивида ситуации»[3].

Выборку нашего исследования составили 60 испытуемых, среди них 30 девочек и 30 мальчиков в возрасте от 8 – 15 лет. Исследование было проведено по следующим методикам:

­ Адаптированные тесты Н.А. Сирота и В.М. Ялтонским;

­ «Опросник адаптационных стратегий детей младшего школьного возраста», «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки»;

­ «Изучение фрустрационных реакций» С. Розенцвейг;

­ «Шкала Я-концепция для детей» Е.Пирс и Д.Харрис, адаптация А.М. Прихожан;

­ Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

­ восьмицветовой тест М. Люшера;

­ Методика диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса;

­ Авторский опросник.

В данный момент идет обработка результата эмпирического исследования. Результаты эмпирических данных будут проанализированы с помощью количественных и качественных методов математической обработки.

Полученные результаты могут быть положены в основу индивидуальных и групповых программ коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия; Раритет, 1997. 704 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; ЭКСМО. 512 с.

3. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс // под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178 – 208.

4. Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского. М.: Политиздат, 1990.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.

Алиева А.М.

Наши рекомендации