Решение любой исследовательской задачи начинается с выбора области исследования, определения проблемы, уточнения темы и цели исследования, формулировки научных задач
1. Тема исследования. Существуют определённые научные требования к формулированию темы. Само название должно нести в себе элемент неожиданности, неочевидности, название не должно быть ни публицистичным, ни информативным. В название темы должны быть отражены проблема, объект и предмет исследования; в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному. В названии темы лучше не употреблять слова «проблема», «роль», «посредством»; желательно избегать союза «и» или запятых.
2. Актуальностьтемы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.
3. Анализ Литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.
4. Любое научное исследование начинается с определения Проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который нужно ответить. Проблема – это мост от неизвестного к известному. «Проблема – это знание о незнании».
5. Определение Объекта и Предмета исследования – довольно сложная задача даже для опытного исследователя. Отсюда следует помнить: объёкт и предмет исследования – это не рядоположенные понятия. Объект – это та объективная сфера социальной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Объект – это «актуальное поле исследования» в котором и должен разобраться исследователь. Предмет – это тот специфический угол зрения, под которым мы рассматриваем изучаемый объект. Предмет – это совокупность эмпирических описаний, дающих нам возможное видение объекта. Предмет – это то, относительно чего мы хотим получить новое знание. Предмет должен быть отражён уже в самой теме исследования. Предмет – это некая идеальная модель объекта. Итак, если объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», то предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».
6. Цель исследования. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.
7. Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются три-четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленную цель.
К КР прилагается аннотация (1 стр.), в которой необходимо отразить:
· что нового получено в данной работе по сравнению с уже известными выводами;
· что сделано студентом самостоятельно, а что в работе использовано в качестве выводов и результатов, полученных другими исследователями.
КР сдается на кафедру не позднее 25 апреля текущего учебного года (если иной срок не оговорен специально). Нарушение сроков представления КР на кафедру без уважительных причин влечет за собой снижение оценки на 1 балл.
Срок защиты КР назначается научным руководителем.
КР подлежит публичной защите. Защита КР студентом состоит из выступления (5 – 10 минут) и ответов на вопросы членов аттестационной комиссии.
Качественные требования к КР:
1. Знание исследуемой предметной области.
2. Владение современными приёмами и методами научного исследования.
3. Степень решения поставленных задач.
4. Умение кратко и аргументировано излагать результаты исследования и отвечать на поставленные вопросы.
· Поощряется самостоятельность работы студента на любом из этапов исследования.
· Итоговая оценка за КР выставляется руководителем курсовой работы.
· По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка в зачётную книжку студента.
· В ходе защиты проводится конкурс курсовых работ.
· В качестве поощрения лучшие студенческие работы могут рекомендоваться к публикации в научных и учебно-методических материалах кафедры, а также к участию в научных конференциях, конкурсах и исследовательских грантах.
· КР могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов для студентов.