Социально-психологические проблемы гуманитарного образования и культуры как индикаторы состояния общества
Парадоксы взаимовлияния гуманитарной культуры, социально-психологической науки и идеологии. Несмотря на многие особенности социокультурных и национальных традиций в историческом процессе развития различных стран и народов, опыт научного, в частности социально-психологического, видения позволяет заметить не только различие, но и определенное сходство в некоторых тенденциях, связанных с изучением социума и человека в изменяющемся мире.
То, с чем во второй половине XX века американская социальная психология столкнулась как с неожиданной и шокирующей проблемой формирования человека в условиях динамичных перемен, в известном смысле (пусть весьма условно), но все же напоминает ситуацию, сложившуюся значительно раньше, еще в начале века, в 20-е годы, в нашей стране.
Правда, тогда в России стоял хоть внешне и аналогичный (нынешним проблемам подготовки нового типа личности в США) вопрос о формировании нового человека, но почвой для его постановки было не просто ускорение темпов перемен, а стремление к радикальному изменению всей системы общественных отношений.
Различными были и результаты сравниваемых процессов, успешное рождение и развитие новых плодотворных научных направлений в американской социальной психологии, с одной стороны, и перерыв затянувшийся на несколько десятилетий в осуществлении смелых попыток решения социально-психологических проблем человека у нас — с другой.
Слишком очевидное различие результатов научного поиска при внешнем и весьма условном сходстве задач и сейчас стимулирует потребность осмысления этого опыта, когда ситуация с положением отечественной социальной психологии существенно изменилась.
Статус и перспективы развития современной отечественной социальной психологии органически связаны с возможностью и необходимостью более полного включения ее потенциала в решение многих актуальных проблем реформируемой России, и в первую очередь с потребностями и задачами повышения эффективности системы гуманитарного образования.
Гуманитарное образование необходимо рассматривать как форму и фактор сохранения и развития культурного достояния нации, уникальности ее духовного опыта, особой духовной миссии России в мировом цивилизационном процессе [8, с. 3—6].
В свою очередь, в концептуальном обосновании приоритета российской гуманитарной культуры и гуманитарного образования несомненна значимость всей системы гуманитарного научного знания, и социально-психологического в частности.
В известном смысле можно было бы сказать о том, что в тенденциях развертывания именно гуманитарной культуры, образования, как в зеркале, отражается многогранный процесс духовной эволюции и России в целом по пути поиска альтернатив прежней командно-авторитарной системы.
На пути к такой перспективе, когда общественное сознание и общенациональная гуманитарная культура, образование и питающая их наука (прежде всего гуманитарная) не пребывали бы больше в состоянии жесткой и односторонней зависимости от идеологических и политических акцентов или императивов, все более привлекательным и популярным представляется тезис о деидеологизации и деполитизации всей духовно-нравственной жизни социума.
В этом тезисе отражается реакция и на те драматические страницы в истории отечественной науки, когда судьба последней предопределялась без достаточных на то оснований, как это произошло, например, с социальной психологией, лишившейся нормальных условий для своего развития да и просто существования на протяжении трех десятилетий.
В силу специфики своего предмета, связанного с изучением прежде всего массовой психологии, путей и методов формирования нового человека-коллективиста, психологического обеспечения строительства социалистического общества, эта наука оказалась на авансцене 20-х годов в далеко не простых, а точнее просто в "конкурентных отношениях с официальной идеологией". Последняя же опиралась не на научные, а на политические основания, что и предопределило "драматическую судьбу" социальной психологии [9].
Социальная психология вновь перед масштабным социальным заказом времени. На первый взгляд, сегодня меньше, чем когда-либо раньше, поводов для сравнения современного статуса социальной психологии с тем, каким он у нее был в прошлом. Она ныне получила все необходимые и достаточные права для своей самореализации и развития. Сегодня вновь все более очевидным становится растущий заказ на активное включение ее потенциала в решение многих проблем нашего социума.
В числе важнейших при этом оказываются прежде всего вопросы психологического обеспечения эффективности профессионального образования и профессионального труда в ситуации резкого падения их престижа[23] [10, с. 8].
Поскольку эта тенденция находится в зависимости от общего процесса трансформации российского общества, то вполне правомерно встает вопрос о необходимости создания "национальной системы психологического сопровождения и поддержки индивида на его жизненном пути", и прежде всего в процессе формирования и реализации его профессиональной карьеры [10, с. 13—14].
Разумеется, эта же проблема может быть поставлена несколько шире, как требующая научного решения всех ее аспектов, касающихся не только жизни и деятельности индивида как ресурса , но и как личности в условиях радикальной и глобальной трансформации социальных и человеческих отношений и структур.
Формирование социально-психологической культуры личности специалиста как одна из задач гуманитарного образования. Одним из условий именно такой постановки и решения названных выше проблем должно стать обеспечение более высокого уровня духовно-нравственной, в частности социально-психологической, культуры личности и ее деятельности в первую очередь для своей страны, готовности к профессиональной самореализации вопреки тем трудностям и психологическим барьерам, которые возможны на жизненном пути.
Социально-психологическая культура личности в предельно широком смысле этого слова — прежде всего культура ее психического состояния, предполагающая способность человека к испытанию стрессом, или стрессоустойчивость, а следовательно, достаточно высокий уровень готовности к психической саморегуляции и самокоррекции всех форм и видов собственной жизнедеятельности [11, с. 87—90].
А это, в свою очередь, предполагает воспитание и самовоспитание внутренней собранности, готовности как к полному психологическому включению в действие, так и к снятию психического напряжения, к релаксации. Значимость этой составляющей социально-психологической культуры трудно переоценить перед лицом эскалации или интенсификации психической напряженности как общечеловеческой тенденции социального и научно-технического прогресса.
Не менее значима коммуникативная культура деловых и межличностных отношений будущего специалиста. Высокая культура социального общения представляет собой достаточно многогранное явление, которое включает в себя культуру восприятия и понимания, отношения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимовлияния людей друг на друга в процессе совместной деятельности. Критерием этой культуры является адекватность человеческих отношений той ценности, которую эти отношения представляют для людей.
В самой профессиональной деятельности специалиста, особенно гуманитарного профиля, весьма существенна его психологическая готовность к работе с коллегами и руководителем, коммуникативная культура его как "вертикальных", так и "горизонтальных" отношений в группе и коллективе.
Антикультуре командно-авторитарных отношений, подавляющих личность и унижающих человеческое достоинство, должна быть противопоставлена и развита новая культура — партнерских и межличностных деловых отношений, предполагающих внимательное и уважительное отношение к человеку с учетом как его статуса в коллективе, деловых и профессиональных качеств, так и его уникальной индивидуальности [12, с. 14—16].