Центр нимба БМ расположен на верхней грани квадрата, стороны которого равны ширине композиции.
2. Радиус нимба БМ = 1/8 фигуры.
3. Радиус нимба БМЛ = 1/6 фигуры.
Богоматерь Одигитрия
Московская школа. 14 век. ГТГ
1. Расстояние от нижнего края композиции до верхнего края нимба БогоМЛаденца равно ширине композиции.
2. На этом же уровне расположен центр нимба БогоМатери.
3. Радиус нимба БМЛ = 1/6 высоты Его фигуры.
Московская школа. 14 век. ГТГ.
1. Расстояние от нижнего края композиции до верхнего края нимба БогоМЛаденца равно ширине композиции.
2. Радиус нимба БМЛ = 1/8 высоты Его фигуры.
3. Нимб БМЛ отстоит от края композиции на расстоянии, равном разнице половины диагонали с шириной композиции (построение см. на рис.)
Богоматерь Тихвинская /выносная/.
Север. 15-16вв. ГТГ.
1. Нимб БМЛ расположен в прямоугольнике, который строится следующим образом:
· Верх нимба БМЛ касается верхней грани квадрата со сторонами, равными ширине композиции.
· Слева край нимба БМЛ касается вертикали, проведенной снизу от точки проекции половины высоты композиции.
2. Радиус нимба БМЛ = 1/7 высоты композиции.
Умиление.
Богоматерь Ярославская. Х1Ув. ГТГ.
1. Пропорции иконной доски = 2:3.
2. Пропорции средника = 2:3.
3. Высота главы БМ = 1/3
высоты композиции.
4. Высота главы БМ = 1/4 диагонали композиции.
5. Радиус нимба БМ = 2 радиусам нимба БМЛ или = диаметру нимба БМЛ.
6. Радиус главы БМ = 1/6 высоты композиции.
7. Силуэт фигуры БМ симметричен,
его строят верхние диагонали, расходящиеся от вертикальной оси симметрии.
8. Симметричность силуэта Богоматери определяет ее статичность, а наклон главы и расположение Ее пречистого Лика и
рук в одной половине фигуры определяют внутреннюю динамику образа.
9. Фигура БМЛ вписана в
правую половину ромба,
образующегося диагоналями, проведенными от осей симметрии композиции.
10. Светлая половина ромба, где расположена фигура БМЛ, а также Лик БМ и Ее руки, уравновешена темной половиной ромба риз БМ.
11. Ручки БМЛ, равно и БМ, также многие складки риз БМ расположены строго по диагоналям, вертикалям и горизонталям композиции.
12. Глава БМЛ покоится на верхней горизонтальной трети композиции иконы.
Глава 5
ИКОНОГРАФИЯ СПАСИТЕЛЯ
«Собезначальный Сын Отцу, и Превечный,
и Невидимый существом, и неосязаемый,...
остави нам изображение на спасение душам нашим».
Смысл и содержание любой иконы всегда сводится к тайне Боговоплощения. «Слово стало плотию» для спасения рода человеческого, Слово воплотилось. И само изображение Воплощенного спасительно. Любой образ- икона христоцентрична.
Все священные изображения суть проявления Воплощенного Предвечного Слова, некие Его отголоски, сливающиеся в стройный хор. Подобно тому как ангельское пение – это общение бесплотных сил с Богом на сверхгармоничном языке любви, так и святые иконы языком изобразительной гармонии, языком линий и красок, способствуют общению человека и Бога, пробуждению у человека высшей творческой способности – молитвы.