Самостоятельная работа студентов по творческим проектам.

Самостоятельная работа студентов организуется в форме выполнения учебных проектов по основным темам курса.

План разработки проекта:

2 лекционное занятие:

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований студентов)

Студенты самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Рекомендуется провести "мозговой штурм", использовать метод наводящих вопросов.

(20 минут).

3 лекционное занятие:

Выдвижение гипотез решения проблем

(20 минут.)

4 лекционное занятие:

Определение творческого названия проекта

Студенты выбирают творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. (20 минут).

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Студенты делятся на мини-группы по 3-4 человека, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представлениярезультатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов. (20 минут).

5 лекционное занятие:

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Студенты продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования(20 минут).

6 лекционное занятие:

Обсуждение со студентами возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Обсуждается поиск источников информации по теме исследования - в библиотеках, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации..

(30 минут.)

7 лекционное занятие:

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.

(10 минут).

8 лекционное занятие:

Самостоятельная работа групп

Задача преподавателя: консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Цель: мотивировать студентов систематизировать полученные данные. Цель преподавателя — консультирование, помощь.

9 лекционное занятие:

Защита полученных результатов и выводов

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: преподаватель и студенты. Рекомендуется заранее разработать для студентов оценочные листы.

Оценивание результатов проекта преподавателем и студентами

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Современные руководители, в какой бы сфере деятельности они ни работали, должны не только реализовывать профессиональные цели через коммуникативный потенциал персонала, но и обучать работников эффективному взаимодействию, коллективному принятию решений, генерированию идей, моделированию профессиональной деятельности для поиска наиболее конструктивных её моделей.

Мир меняется так быстро, информация устаревает с такой скоростью, что даже специалисты не успевают приспосабливаться к переменам, которые сами же и вызывают своей инновационной деятельностью. Появляются новые опасности и угрозы не только для профессиональной карьеры, но и для благополучия людей в целом возрастает суммарный риск. Чтобы его уменьшить, надо знать и уметь учитывать всю совокупность факторов риска на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу.

Современная система образования подготовки специалистов открывает перед менджерами, возглавляющими коммерческие или государственные структуры, а также перед менеджерами по управлению персоналом широкий выбор, как философии обучения своих работников, так и способов развития критического и творческого мышления анализа практических задач методов разработки ноу-хау.

В рамка представленного спецпрактикума у студентов есть возмежность познакомиться с основными характеристиками ролевых и творческих игр:

· наличие модели управляемой системы, включённой в конкретную социально-экономическую среду (такой моделью в ролевой игре может стать фирма, структура, служба с достаточно подробным описанием её специфики, имеющихся ресурсов – материально-технических, финансовых, кадровых и пр.);

· наличие ролей;

· различие целей участников игры, исполняющих разные роли;

· взаимодействие ролей;

· наличие общей цели у всего игрового коллектива;

· многоальтернативность решений;

· наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;

· наличие управляемого эмоционального напряжения.

Разыгрывание ситуаций в ролях и ролевые игры имеют между собой много общего, но в тоже время различаются. При разыгрывании ситуаций студенты исполняют роль, так как сами считают нужным, при этом они могут позволить себе импровизацию исходя из своего видения заданной роли. Как правило, на таких игровых занятиях студенты играют или самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают. При обсуждении результатов такой игры, можно помимо профессиональных решать и корректирующие задачи.

В ролевых играх тому, кто выполняет роль, наряду с её описанием выдаётся инструкция, в которой предписано как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер, установки изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать. Такие же инструкции получают все участники ролевой игры. Таким образом, ролевые игрыэто игры по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхождения в заданный образ.

Метод разыгрывания ситуаций и ролевые игры, как правило, используются в программах по изучению человеческих отношений: взаимодействие деловых партнёров, переговоры и презентации, дискуссии и торги, межличностная коммуникация для успеха.

Занятия могут моделировать как совещание или деловую беседу, так и свободно развивающееся деловое совещание – диалог между участниками.

Метод ролевых игр позволяет обучаемому «походить на чужих ботинках», посмотреть как бы со стороны на себя, на своего героя, на результаты деловой коммуникации. критический разбор итогов позволяет отметить конструктивный и деструктивный потенциал общения.

Наши рекомендации