Психология межличностного взаимодействия

Общество - система взаимодействий человека с другими людьми. Разнообразные социальные отношения, субъектом которых является личность, обусловленные многообразием социальных интересов. Социальные отношения имеют объективный характер, но для каждого человека они, отражаясь в ее внутреннем мире, приобретают личностного окраску, что проявляется в конкретном поведении человека, его чувствах, настроениях и др. Именно поэтому в конкретной реальности как факт предстает социально-психологический аспект социальных отношений. То есть межличностные отношения формируются не вне общественными, а внутри них, как персонифицированное воспроизведения обезличенных социальных связей. Иначе говоря, во взаимодействии общественные отношения «даны» через ту реальную социальную деятельность, частью (или формой организации) которого оно является (за Г. Андреевой). Межличностные отношения определяют тип взаимодействия, то есть это будет соперничество или сотрудничество, а также степень выраженности этого типа (более или менее успешное, эффективное сотрудничество). Непосредственные условия жизнедеятельности человека влияют на формирование межличностных контактов. Поэтому их основой является эмоциональная окрашенность. Ведь известно, что результат вашего взаимодействия с другим человеком будет различным в зависимости от того, в хорошем вы настроении или нет, испуганные или, наоборот, недовольство. Эмоция побуждает к действию, она играет важную роль в установлении и сопровождении таких отношений, как дружба, любовь, брак. С помощью эмоции человек может «инфицировать» собственным состоянием (страхом, смехом и др.) своего партнера по взаимодействию, который по-началу мог совсем иначе реагировать на предмет обсуждения. Эмоция также влияет на когнитивную переработку информации, дает возможность проявлять гибкость поведения индивида во взаимодействии с другим.

Все виды взаимодействия традиционно разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество. К первой группе относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающих ее успешность, согласованность, эффективность (известны и другие термины для обозначения этого вида взаимодействия: кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). Вторая группа охватывает действия, той или иной степени препятствуют совместной деятельности, создавая преграды на пути к взаимопониманию. Этот вид взаимодействия обозначается такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация. Упомянутая классификация использует так называемый дихотомическое деление всех видов взаимодействий. Другая классификация в своей основе имеет количественный аспект, то есть речь идет о количестве субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно этой классификации различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

Межличностный конфликт

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­ции. В случае необходимости — приглашение посредника.

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­
диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска
возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.


Наши рекомендации