Требования к результатам освоения дисциплины
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Кафедра менеджмента |
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Программа, методические указания и
контрольные задания
Направление 080100.62 – «ЭКОНОМИКА»
Направление 080200.62 – «МЕНЕДЖМЕНТ»
Квалификационная степень – бакалавр
Одобрено методическим Советом ИРЭСПиП
Москва – 2012
УДК 93/99(470+571)
ББК 63.3(2)Я73
О82
Составитель Дударевич Н.А. кандидат военных наук, доцент.
О82 Теория менеджмента. Программа, методические указания и контрольные задания. – М.: Институт рыночной экономики, социальной политики и права, 2012, – 32 с.
Приведены программа дисциплины «Теория менеджмента», литература для самоподготовки студентов, методические указания и контрольные задания.
Для студентов Института рыночной экономики, социальной политики и права.
ББК 63.3(2)Я73
Ó Институт рыночной экономики, социальной политики и права, 2012.
ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи изучения дисциплины
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры современного хозяйства, что и изучается в данной дисциплине.
Цели изучения дисциплины:
формирование устойчивых знаний об эволюции управленческой мысли и современных концепциях менеджмента;
ориентация студентов в проблемном и предметном поле теории организации, изучение основных концепций и подходов к пониманию феномена организации в исторической перспективе;
знания различных подходов к объяснению взаимодействия организации с внешней средой в рамках организационной теории;
формирование целостного представления об особенностях поведения человека в организации.
Задачами курса являются:
ознакомление с содержанием основных школ управления;
выработка умений сравнительного анализа различных теоретических подходов к управлению;
обоснование современных тенденций развития теории менеджмента;
выявление причинно-следственных связей формирования и функционирования организаций;
раскрытие принципиальных особенностей систем организационно-экономического типа;
формирование у студентов основополагающих знаний об организации как системе;
приобретение фундаментальных знаний о законах организации и практике их применения;
приобретение навыков оценки эффективности организационных систем и поддержания организации в состоянии, адекватном условиям и требованиям рынка;
формирование у студентов нравственных качеств, необходимых современному руководителю любого уровня.
сравнительный анализ различных организационных структур управления;
ознакомление с основными подходами к изучению организационного поведения;
ознакомление с психологическими методами распознавания тех или иных особенностей поведения;
овладение понятийным аппаратом, описывающим поведение человека на индивидуальном, групповом, организационном уровнях;
приобретение опыта построения психологических профилей личности, группы, команды;
приобретение опыта анализа поведения персонала в организации в периоды ее развития, роста, изменений, культуры.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
умение анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения (ОК-5);
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
принципы развития и закономерности функционирования организации;
роль, функции и задачи менеджера в современной организации;
основные бизнес-процессы в организации;
принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
типы организационной культуры и методы ее формирования;
основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений.
основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
основные подходы к пониманию поведения людей в организации;
особенности группового характера;
механизмы формирования команды.
Уметь:
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
диагностировать организационную культуру, выявлять ее слабые и сильные стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
правильно определять наиболее существенные причинно-следственные связи между основными концепциями менеджмента и этапами их появления;
определять сходные и специфические характеристики основных концепций менеджмента;
соотносить конкретные концепции менеджмента с типами и школами управления;
делать выводы о степени применимости зарубежных концепций менеджмента в условиях России;
разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность.
определять особенности поведения в команде;
выявлять причины сопротивления изменениям на различных уровнях: индивидуальном, групповом, организационном;
определять типы командных ролей;
классифицировать конфликтогенные факторы;
Владеть:
методами реализации основных управленческих функций (принятие решения, организация, мотивирование и контроль);
современными технологиями индивидуального влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
навыками сравнительного и ретроспективного анализа;
понятийно-категорийным аппаратом теории менеджмента;
умениями формулировать результирующие выводы по результатам анализа этапов и стадий эволюции управленческой мысли;
современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.
механизмами формирования различных психологических установок;
способами разрешения конфликтных ситуаций;
приемами моделирования организационной культуры.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А) Основная литература
1. Гончаров В.И. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: Современная школа, 2011 г., – 640 с.
2. Дудник О.В. Теория организации. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Зельдович Б. 3. Организационное поведение: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. 3. Зельдович. — М.: Аспект Пресс, 2010.
4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. — М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Карташова М.И. Организационное поведение: Учеб пособие.– М.: ИНФРА-М, 2010, -157с.
7. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. Учебник. СПб., Питер, 2008.
8. Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Дело, 2009. – 192 с.
9. Мескон, Майкл Х, и др. Основы менеджмента, 3-е изд. испр. – М.: ООО «ИД Вильямс», 2011 г. – 672 с.
10. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010.
11. Основы менеджмента, учебное пособие под рук. Л.В. Пляхова и др. – М.: КноРус, 2010 г. – 488 с.
12. Переверзев М.Р. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010 г. – 340 с.
13. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник / С. Д. Резник. — М.: ИНФРА-М, 2008.
14. Смирнов Э.А. Теория организации. Учебное пособие. М., ИНФРА – М., 2009.
15. Соколова М.И. Организационное поведение людей в организации. Учебник. – М.: Проспект, 2011, -272с.
16. Цветков А.П. Менеджмент. Учебник. – С-Пб.: Питер, 2010 г. – 256 с.
17. Чаусова Н.Ю. и др. менеджмент. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2010 г., – 496 с.
18. Шеметов П.В., Чередникова Л.Е. Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 407 с.
Б) Дополнительная литература:
19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – М.: Экономистъ, 2006 – 669 с.
20. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник.- М.: Проспект, 20011г., – 502 с.
21. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебник - М., Инфра-М, 2006, – 216 с
22. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебник - М.: Инфра-М,, 2005.–283с.
23. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 2002.
24. Мясоедов С.П. Общий менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2008. – 334 с.
25. Глухов В.В. Менеджмент, 3-е издание.- С-Пб.: Питер, 2007.– 600с.
26. Ермаков В.П., .Мякишев З.Г.. Менеджмент для студентов ВУЗов: Учебное пособие – М.:Феникс, 2007.– 184с.
27. Круглов Н.Ю. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Высшая школа, 2008.
28. Основы менеджмента: Учебное пособие. Под общ. ред. Истоминой Т.В. – М.: ИРЭСПиП, 2006.
29. Акимова Т.А. Теория организации. Учебное пособие для вузов. М., ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
30. Смирнов Э.А. Теория организации. Учебное пособие. М., ИНФРА – М., 2000.
31. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
32. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации. Учебное пособие. М., КНОРУС, 2004.
33. Иванова Т.Ю., Приходько В. И.. Теория организации. Краткий курс. – М.: 2004.
34. Алексеев В.А. Организационное поведение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2003.
35. Управление персоналом организации. Учебник. Глава 7 / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007.
36. Алиев В. Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. Учебник. — М.: Экономика, 2004.
37. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие. М.: ГАУ, 1999.
38. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы. – Спб.: Лениздат, 1999.
39. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. – Спб.: Специальная литература, 2000.
40. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: ГАУ, 1999.
41. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации /Пер.с англ. – М.: Фонд, 2001.
42. Зайцев А.К. Социальные конфликты на предприятии. – Калуга. 1999.
43. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М.: Славянский диалог, 2004.
44. Мильнер Б.З. Теория организаций: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
45. Тулъчинский Т. Л. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд / Т. Л. Тульчинский, В. И. Терентьева. — М.: Вершина, 2006.
В) Периодические издания:
46. Журналы: «Эксперт», «Профиль», «Компании», «Деньги», «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Европейское качество», «ЭКО», «Директор», «Проблемы теории и практики управления», «Российский экономический журнал», «Секрет фирмы», отраслевые журналы.
47. Газеты: «Ведомости», «Экономика и жизнь», «Коммерсант», «Инженерная газета», «Торговая газета», «Российская газета», «Финансовая газета», «БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации)».
Г) Пособия и методические указания:
48. Менеджмент. Программа курса и методические указания к практическим занятиям. / Под ред. Кудрявцевой И.Г. –М.:МИРЭА, 2007.- 24 стр.
49. Менеджмент. Программа, методические указания по выполнению контрольных заданий /Под ред. Ткачук Е.П..- М.:МИРЭА, 2008.-28стр.
50. Основы менеджмента. Методические указания и планы семинарских занятий. Под ред. Ткачук Е.П..-М.: МИРЭА, 2009.-43с.