Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

Задание В3 ЕГЭ проверяет умение проводить синтаксический анализ словосочетания.

Например:

Из данного предложения выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Очень скоро нам позвонили и помогли устроиться в гостиницу.

Напомним:

Словосочетаниемназываются два или несколькосамостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные (связываются равноправные по смыслу слова), подчинительные (связываются неравноправные по смыслу слова).

Способы подчинительной связи:

Согласование- такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного (липовая аллея, эта аллея, опустевшая аллея, вторая аллея).

При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова.

Управление– такая связь, при которой зависимое слово- имя существительное и все слова с признаками существительного (встретить друга, вас, знакомого).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.

Примыкание– такая связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола (очень любить, совсем простой, почти незаметно, уехал учиться, говорил улыбаясь).

Задание В 4 ЕГЭ проверяет умение проводить синтаксический анализ предложения.

Например:

Среди предложений 22 – 29 найдите простое односоставное безличное предложение.

(22)Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи? (25)Насекомыми, червяками, воздухом? (26)Им хорошо. (27)А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

Напомним:

По составу простые предложения делятся на:

- односоставные (с одним главным членом предложения);

- двусоставные (в предложении есть и подлежащее, и сказуемое).

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.

Назывные - односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления. (Зима. Вот и снег.)

Определенно-личные – односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо. (Сидите тихо! Утром встаю раньше всех.)

Неопределённо-личные – односоставные предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо. (За окном громко и весело пели.)

Безличные – односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем. (Было холодно. Мне нездоровится.)

Задание В 5 ЕГЭ проверяет умение находить в тексте предложения с обособленными членами.

Например:

Среди предложений 22 – 37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(22)Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи? (25)Насекомыми, червяками, воздухом? (26)Им хорошо. (27)А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

(30)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.

(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(34) – На, смелей, кусни!

(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся.(36)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня.(37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак.

Задание В6ЕГЭ проверяет умение находить в тексте сложноподчинённые предложения и определять виды придаточных в их составе.

Например:

Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого сложного предложения.

(1)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (2)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(3) – На, смелей, кусни!

(4)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (5)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (6)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (7)Будь что будет. (8) Пускай они меня бьют, я буду делать это каждый день.

Вспомним:тип придаточного определяются по вопросу!

РЕЧЕВЕДЕНИЕ.

Задание В7 ЕГЭ проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложениями в нём.

Например:

Среди предложений 6 – 12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

(6)Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня её. (9)Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса. Демонстрационный вариант

(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо.

Напомним:этот важный навык связан с другим умением, которое нужно будет показать при выполнении задания С1, – излагать собственные мысли последовательно.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Задание В8 ЕГЭ проверяет умение находить средства художественной выразительности, использованные автором в тексте.

ПРИЛОЖЕНИЕ А2

Задание 1.

В каком слове ударение на первом слоге?
1) досуг 2) поняв 3) созыв 4) гербовый

Задание 2.

В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
1) документ 2) каракуль 3) позвоним 4) тенденция

Задание 3.

В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) лечо, дефис, дралась

2) приняли, наискось, досуха

3) завидно, изыск, квартал

4) кухонный, добыча, допив

Задание 4.

В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
1) портовый, процент, досуг

2) клялась, торты, искоса

3) замкнутый, звонница, навзничь

4) древко, живность, приняла

Задание 5.

В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?
1) красивее, прислала, агент

2) закупорить, допивший, километр

3) выключить, сорвала, заперлась

4) прибрала, аноним, алфавит

Задание 6.

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) закУпорить 2)договОр 3) досУг 4) газопрОвод

Задание 7.

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) тОрты 2) сирОты 3) лОмоть 4) тУфля

Задание 8.

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) некролОг 2) катАлог 3) звОнит 4) цЕпочка

Задание 9.

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИнять 2) бАловать 3) щавЕль 4) углУбить

Задание 10.

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) фенОмен 2) сАбо 3) пиалА 4) диспансЕр

КЛЮЧ К ОТВЕТАМ А2. ОРФОЭПИЯ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НОМЕР ЗАДАНИЯ
        Х     Х    
  Х Х             Х
      Х     Х   Х  
Х         Х        

БЛАНК ОТВЕТОВ А2. ОРФОЭПИЯ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НОМЕР ЗАДАНИЯ
                   
                   
                   
                   

ПРИЛОЖЕНИЕ А 2 – 2

Орфоэпический словарик

агЕнт агрономИя алфавИт апострОф арЕст асимметрИя баловАть(ся) бАрмен бесОвщина блАговесТ вАловые валОм вАлит вероисповЕдание верховЕнство вЕчеря гЕнезис граждАнство гротЕсковый грунтовЫе дедовщИна дефИс диАспора диоптрИя диспан­сЕр дОгмат дрЕвко духовнИк жалюзИ жерлО завИдно знАмениЕ изЫск Иконопись иконопИсец исконИ исчЕрпать каталОг кладовАя колОсс коклЮш крАшение кремЕнь кУхон­ный мАркетинг мастерскИ мЕльком мессИя многочасовЫе мусоропровОд намЕрение недвИжи­мость недремАнное (око) нЕнецкий непроторЁнный несказАнно неустАвные (отношения) нефтепровОд но­ворождЁнный обеспЕчение обесцЕнить облегчИть обо­дрИть образовАнщина односостАвное оптОвый освЕ­домиться Отзыв (на рукопись) отзЫв (депутата) откУпорить отчАсти пАмятуя пИхта платО по­вторЁнный подрОстковый предвосхИтить принУдить приобретЕние разгосударствлЕние санитарИя свЁкла слИвовый (джем) скрОен­ный созЫв сосредоточЕние срЕдства столЯр сторИцей страховщИк табУ тамОжня тамОженный торгИ танцОвщица тотЕм травянИс­тый углубИть украИнский умЕньшить упрОчение факсИмиле феЕрия фенОмен (явление) фетИш хвОя хлОпковое ходАтайство христианИн ценовАя шас­сИ щавЕль экспЕрт языковАя (норма) языкОвая (кол­баса)

Примечание.

Во многих словах наблюдаются колебания в постановке ударения: равноправные варианты — джИнсовый и джинсОвый, заИндевелый и заиндевЕлый, комбАйнер и комбайнЁр, металлургИя и металлУргия, пропОлис и прОпо­лис, пЕтля и петлЯ, рожЕница и роженИца, ржАветь и ржавЕть, сАжень и сажЕнь, твОрог и творОг;

при нормативном ударении Августовский допусти­мо августОвский, при берЁста допустимо берестА, при ракУшка допустимо рАкушка, при насторожЁнный допус­тимо насторОженный; при нормативном ударении индус­трИя — устарелое индУстрия, при сметлИвый — устарелое смЕтливый, при рАкурс устарелое ракУрс.

ЛЕКСИКА ПРИЛОЖЕНИЕА3

Следует различать, например, такие слова-паронимы:

адресант – тот, кто посылает почтовое отправление адресат – тот, кто получает почтовое отправление
абонемент – право на обслуживание, пользование абонент – тот, кто пользуется абонементом, или клиент некоторых коммунальных служб
артистичный – отличающийся артистизмом, виртуозный артистический – относящийся к артисту
гармоничный – стройный, согласованный гармонический – относящийся к гармонии
главный – основной, старший заглавный – относящийся к заглавию
демократичный – характерный для демократии, демократа демократический – относящийся к демократии, демократу
дипломатичный – тонко рассчитанный, уклончивый дипломатический – относящийся к дипломатии, дипломатам
драматичный – выражающий сильные чувства (жест, голос) драматический – относящийся к драме (актёр, кружок)
дружественный – основанный на дружбе дружеский – относящийся к другу, друзьям
злой – исполненный чувства вражды злостный – имеющий дурную цель, преднамеренный
командировочный – относящийся к командировке (удостоверение, деньги) командированный – работник, находящийся в командировке
невежа – грубый, невоспитанный человек невежда – необразованный человек
политичный – действующий дипломатично, осторожно политический – относящийся к политике
представительный – производящий выгодное впечатление представительский – относящийся к представительству, представителю
подписка – письменное обязательство в чём-либо расписка – документ с подписью, подтверждающий получение чего-либо
подпись – фамилия, собственноручно написанная под чем-либо роспись – декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта
скрытый – тайный, невидимый скрытный – неоткровенный
удачливый – счастливый; тот, кому везёт удачный – успешный, завершившийся удачей
фактичный – содержащий много фактов фактический – соответствующий фактам

Задание 1.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из ком­наты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.

2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важ­ной для него была честность.

4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специаль­ным проектам.

Задание 2.В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕ­ДОСТАВЛЯТЬ)?

1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕД­СТАВИЛИ к правительственной награде.

2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую цен­ность.

3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.

4) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.

Задание 3.В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙнужно употребить слово ПАМЯТЛИВЫЙ?

1) Это было очень ПАМЯТНОЕсобытие для всей семьи.

2) Этот ПАМЯТНЫЙразговор повлиял на мою судьбу.

3) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.

4) Мне дорог и ПАМЯТЕНкаждый уголок родного дома.

Задание 4.В каком предложении вместо слова КОМАНДИРОВАНННЫЙнужно употребить слово КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?

1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАНННЫХ.

2) КОМАНДИРОВАНННОЕ удостоверение инженер положил на стол.

3) Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАНННЫЙ— приятный человек с рыжей бородой.

4) Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАНННЫЙ?

Задание 5. В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙнужно употребить слово ВЗРЫВЧАТЫЙ?

1) ВЗРЫВНОЙ волной были разбиты все стёкла соседнего дома.

2) Нужно следить за тем,чтобы дети не играли со ВЗРЫВНЫМИ пред­метами.

3) Военные без особых усилий сумели обезвредить ВЗРЫВНОЕ устрой­ство.

4) ВЗРЫВНОЙхарактер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет

Задание 6.Значение какого слова определено неверно?

[) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ — осуществляемый группой лиц.

2) РЕЗЮМИРОВАТЬ — кратко обобщить.

3) ПРЕСЛОВУТЫЙ — широкоизвестный, заслуживающий положительной оценки.

4) КОМФОРТ — бытовые удобства; то, что создает удобства.

Задание 7.Значение какого слова определено неверно?

1)СОВЕТНИК – название некоторых должностных лиц.

2)СОВЕТЧИК – тот, кто даёт советы.

3)СТЕКОЛЬНЫЙ – состоящий или сделанный из стекла; застеклённый.

4)СТЕКЛЯННЫЙ – невыразительный, безжизненный взгляд.

Задание 8.Какое из перечисленных слов имеет значение «сделан­ный грубо, безвкусно»?

1) дилетантский;

2) аляповатый;

3) асимметричный;

4) непрофессиональный.

Задание 9.

Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразли­чия»?

1) аскетичный;

2) скептический;

3) хладнокровный;

4) апатичный.

Задание 10. Какое из перечисленных слов имеет значение «книга, пользующаяся наибольшим спросом у массового читателя»?

1) триллер;

2) бестселлер;

3) детектив;

4) новелла

КЛЮЧ К ОТВЕТАМ А3 ЛЕКСИКА

БЛАНК ОТВЕТОВ А3 ЛЕКСИКА

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НОМЕР ЗАДАНИЯ
                   
                   
                   
                   
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НОМЕР ЗАДАНИЯ
                   
Х     Х Х     Х   Х
    Х     Х Х      
  Х             Х  

МОРФОЛОГИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А 4

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
ИМ.П. МН.Ч на Ы/И: инженеры, шофёры, бухгалтеры, лекторы, тракторы, договоры, торты, офицеры, конструкторы, редакторы, контейнеры…. ИМ.П. МН.Ч. на А/Я: директора, инспектора, доктора, профессора, сторожа, повара, катера, паспорта, штемпеля, векселя, борта, веера…
Р.П. МН.Ч. с нулевым окончанием: валенок, ботинок, сапог, чулок, погон, солдат, яблок, вольт, грузин, осетин, татар, цыган, простынь, полотенец… Р.П. МН.Ч. с окончанием – ОВ/ЕВ: носков, килограммов, граммов, гектаров, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, лимонов, узбеков, казахов, монголов, киргизов..
2. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НА – МЯ имеют суффикс -ЕН- в Р, Д., Т. и Пр. падежах. Сколько времЕНи?
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ составная сравнительная степень образуется при помощи слов БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + начальная форма прилагательных (красивАЯБОЛЕЕ красивАЯ, умнОЕМЕНЕЕ умнОЕ)
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ 1.Собирательные числительные не согласуются с Ж.Р., кроме ОБЕ. ДВА ученика – ДВОЕ учеников; ДВЕ ученицы – НО НЕЛЬЗЯ: ДВОЕ учениц. ОБА ученика – ОБОИХ учеников; ОБЕ ученицы – ОБЕИХ учениц. 2.При склонении количественных имён числительных помните, что а) числительные от 6 – 20, 30 склоняются, как 5; б) от 60-80, как 50; в) от 300 -900, как 200;
Им. пятЬ пятЬдесят пятЬсОт двЕстИ рублей
Р. пятИ пятИдесятИ пятИсот двУХсот рублей
Д. пятИ пятИдесятИ пятИстАМ двУМстАМ рублям
В. пятЬ пятЬдесят пятЬсОт двЕстИ рублей
Т. пятЬЮ пятЬЮдесятЬЮ пятЬЮстАМИ двУМЯстАМИ рублями
П. (о) пятИ (о) пятИдесятИ (о) пятИстАХ (о) двУХстАХ рублях

г) 40, 90,100 имеют только в им. и в. п. - О, в остальных падежах – А;

д) при склонении составных количественных числительных изменяется каждая составная часть (двестИ тридцатЬ четырЕ – к двумстАМ тридцатИ четырЁМ)

3. При склонении порядковых числительных склоняется только последняя часть (сто сорок пятЫЙ – о сто сорок пятОМ)

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ а) образование форм местоимения ОНИ – ИХ (вместо – ихнего, ихнему) б) образование форм от ОНА, ОН – добавляется Н после предлогов (она – у Неё, он – о Нём) в) если предлог ПО + личное местоимение в ед. ч., то по форме Д.п. (по НЕМУ) если предлог ПО + личное местоимение в мн. ч., то употребляем форму П. п. (по ВАС, по НАС)
1. БЛАГОДАРЯ ВОПРЕКИ +Д.п. (кому? чему?) приказу СОГЛАСНО
2. ПО = ПОСЛЕ + П.п по окончаниИ (урока) по прибытиИ (самолёта)
3. СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ: оплачивать ЧТО, (не за что) описывать ЧТО-ТО (не о чём-то) уделять внимание ЧЕМУ-ТО (не на что-то) скучать, тосковать ПО КОМУ-ТО преимущество перед КЕМ-ТО (не над чем-то) заведующая ЧЕМ (но не чего)

Задание 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры

2) ихней работой

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель

Задание 2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) вкусные торта

2) в аэропорту

3) моложе брата

4) в трёхстах метрах

Задание 3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятисотым годом до нашей эры

2) гибридные сорта

3) группа турок

4) более веселее

Задание 4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) высохнула

2) оденьтесь теплее

3) с пятьюдесятью рублями

4) спелых абрикосов

Задание 5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в две тысячи двадцать втором году

2) старые пропуска

3) совсем озяб

4) несколько огурец

Задание 6.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять апельсинов

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

Задание 7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) больше шестиста рублей

2) нет мест

3) проиграв вступление

4) в двухстах метрах

Задание 8.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

Задание 9.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько килограммов

2) скучать по вам

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) строгие инспектора

Задание 10.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) немного апельсин

2) в обеих руках КЛЮЧ К ОТВЕТАМ А 4. МОРФОЛОГИЯ

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ НОМЕР ЗАДАНИЯ
  Х   Х     Х     Х
Х         Х     Х  
              Х    
    Х   Х          

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

БЛАНК ОТВЕТОВ А4. МОРФОЛОГИЯ.

Наши рекомендации