Методологические основы педагогики.

План:

10.1. Методологические и теоретические основы педагогической науки.

10.2. Методы педагогики.

10.3. Сущность образования.

10.4. Обучение как общественное явление.

10.5. Педагогическая деятельность как общественное явление.

10.6. Факторы социализации личности.

10.7. Механизмы и средства социализации.

10.8. Теория поэтапного формирования умственных действий.

Методологические и теоретические основы педагогической науки.

1. Общая методология педагогики предполагает учет:

— основных положений и принципов материалистической диалектики;

— закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

— закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно при­водит к улучшению их качества;

— закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных ка­честв, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование от­рицательных характеристик, если они свойственны человеку;

— основных категорий материалистической диалектики;

— представлений о зависимости педагогического процесса от социаль­но-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей наций;

— представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учрежде­ниях.

2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет:

— устойчивых представлений о сознании и психике человека и воз­можностях педагогического и воспитательного воздействия па него ;

— особенностей формирования личности в обществе и группе (коллек­тиве) в процессе общественно полезной деятельности;

— единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллек­тиве);

— представлений о целостном формировании личности в группе (кол­лективе).

3. Частная методология педагогики предполагает учет:

— закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;

— неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, вос­питания, развития и образования в ходе педагогического процесса,

— соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру дея­тельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.

Методы педагогики.

Методы накопления фактов и проверки гипотезыв педагогическом ис­следовании:

— изучение литературных источников, документов- исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащим­ся в различных источниках и документах;

— наблюдение— наиболее распространенный метод, с помощью кото­рого изучают педагогические явления в различных условиях без вме­шательства в их течение;

— эксперимент— предполагает активное вмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспи­тания;

— анализ результатов деятельности— опосредованное изучение пе­дагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей;

— анкетирование— изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы;

— тесты— выполнение испытуемыми определенных действий по за­данию исследователя. Различают тестирование проективное, исследу­ющее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обычно оно включает использование кон­ститутивных, интерпрстативиых, катарсических, импрессивных, эксп­рессивных и аддитивных методик) и коррекционное (предполагает применение методик поведенческой и когпитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психо­драмы, психосинтеза и трансперсонального подхода);

— биографический метод— изучение результатов обучения и воспи­тания человека по сведениям, содержащимся в биографических ха­рактеристиках;

— беседа— непосредственное общение сучеником (воспитанником);

— фотографии, кино-, теле-и звукозаписи- изучение хода и ре­зультатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото-, кино-, теле- и звукоматериалов;

— обобщение независимых характеристик— выявление и анализ мнений о результатах обучения ивоспитания, полученных от раз­личных людей.

Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных: "теоретический анализ-- осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педаго­гической наукой;

математическиеи статистические методы— методы математиче­ской и статистической обработки результатов педагогических иссле­дований: (контент-анализ, факторный анализ, методы ранжирования, графопостроения и др.)

Сущность образования.

Под образованием понимают процесс поиска иусвоения человеком определенной системы знаний, навыков иумений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.

Образование есть относительный результат процесса обучения, выража­ющийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отноше­нийк явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сло­жившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсо­лютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, уме­ниями инавыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряю­щимся научно-техническим прогрессом.

Образование не только сумма знаний, но и основа психологической го­товности человека к непрерывному процессу их накопления, переработки и совершенствования.

В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о при­роде, обществе, мышлении, способах деятельности,позволяющих ему за­нять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.

Образование вооружает человека системой интеллектуальных и прак­тических навыкови умений,помогающих ему решать любые проблемы, воз­никающие в его жизни и профессиональной деятельности.

В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоцио­нально-волевого отношения к окружающему миру, к людям,что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психи ку и внутренний мир, а с другой — поддерживать взаимовыгодные отноше­ния с социальной средни.

Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой де­ятельности,необходимый для решения разнообразных проблем жизни и дея­тельности.

Результатом образования является всестороннее развитие личности, т. е формирование человека, имеющего широкие и фундаментальные знания, ус­тойчивые навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для обще­ства, человека, гармонически развитого в физическом и духовном отношениях активного общественного деятеля, обладающего высокими нравственными идеалами, развитым эстетическим вкусом, разносторонними материальными и духовными потребностями.

Наши рекомендации