Методологические основы педагогики.
План:
10.1. Методологические и теоретические основы педагогической науки.
10.2. Методы педагогики.
10.3. Сущность образования.
10.4. Обучение как общественное явление.
10.5. Педагогическая деятельность как общественное явление.
10.6. Факторы социализации личности.
10.7. Механизмы и средства социализации.
10.8. Теория поэтапного формирования умственных действий.
Методологические и теоретические основы педагогической науки.
1. Общая методология педагогики предполагает учет:
— основных положений и принципов материалистической диалектики;
— закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
— закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
— закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
— основных категорий материалистической диалектики;
— представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей наций;
— представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.
2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет:
— устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия па него ;
— особенностей формирования личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно полезной деятельности;
— единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллективе);
— представлений о целостном формировании личности в группе (коллективе).
3. Частная методология педагогики предполагает учет:
— закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;
— неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса,
— соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру деятельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.
Методы педагогики.
Методы накопления фактов и проверки гипотезыв педагогическом исследовании:
— изучение литературных источников, документов- исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах;
— наблюдение— наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение;
— эксперимент— предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания;
— анализ результатов деятельности— опосредованное изучение педагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей;
— анкетирование— изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы;
— тесты— выполнение испытуемыми определенных действий по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обычно оно включает использование конститутивных, интерпрстативиых, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и коррекционное (предполагает применение методик поведенческой и когпитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода);
— биографический метод— изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках;
— беседа— непосредственное общение сучеником (воспитанником);
— фотографии, кино-, теле-и звукозаписи- изучение хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото-, кино-, теле- и звукоматериалов;
— обобщение независимых характеристик— выявление и анализ мнений о результатах обучения ивоспитания, полученных от различных людей.
Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных: "теоретический анализ-- осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;
математическиеи статистические методы— методы математической и статистической обработки результатов педагогических исследований: (контент-анализ, факторный анализ, методы ранжирования, графопостроения и др.)
Сущность образования.
Под образованием понимают процесс поиска иусвоения человеком определенной системы знаний, навыков иумений и результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также в теоретической и практической подготовке человека.
Образование есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношенийк явлениям природы и общественной жизни. Образование вместе с тем представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями инавыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
Образование не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывному процессу их накопления, переработки и совершенствования.
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности,позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыкови умений,помогающих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.
В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям,что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психи ку и внутренний мир, а с другой — поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средни.
Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятельности,необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.
Результатом образования является всестороннее развитие личности, т. е формирование человека, имеющего широкие и фундаментальные знания, устойчивые навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, человека, гармонически развитого в физическом и духовном отношениях активного общественного деятеля, обладающего высокими нравственными идеалами, развитым эстетическим вкусом, разносторонними материальными и духовными потребностями.