Психологическая характеристика предпринимателей и работников банков
Американские ученые выявили психологический профиль успешного американского предпринимателя (М. Лапуста, 1994; С. Н. Тидор, 1997). Он включает в себя следующие особенности:
1. поиск возможностей и инициативность (способность видеть и использовать новые или необычные деловые возможности, готовность действовать до того, как к этому вынудят обстоятельства);
2. реалистическая оценка при выборе альтернатив;
3. долгосрочное видение;
4. критичность в представлении о своих возможностях и одновременно высокий уровень притязаний;
5. способность к изменению стратегии достижения цели, корректирование краткосрочных задач;
6. настойчивость (готовность к неоднократным усилиям при возникновении препятствий);
7. склонность к риску, но и взвешенность поступков, контроль результатов;
8. ориентация на эффективность и качество, выраженный мотив достижения (поиск путей к тому, чтобы делать все лучше, быстрее и дешевле, стремление к достижению совершенства);
9. ответственность и личные жертвы для выполнения работы;
10. информированность (личное участие в сборе информации о клиентах, поставщиках и конкурентах, использование в этих целях личных контактов, стремление устанавливать личные контакты, что предполагает наличие общительности);
11. независимость и уверенность в себе (готовность полагаться лишь на себя в ситуации противостояния или в случае отсутствия успеха).
По данным С. Т. Посоховой, предприниматели придерживаются мнения, согласно которому бизнесом могут заниматься как эмоционально чувствительные люди, так и «жесткие», «толстокожие». Согласно другой точке зрения, в бизнесе нужны люди, способные спокойно решать любые поставленные задачи. Эмоции же мешают объективно оценить реальность, и потому их надо исключать из оценок и действий. Объективные исследования во многом подтвердили вторую точку зрения. Предприниматели могут быть отнесены к эмоционально устойчивым лицам. По этому показателю они превосходят как потенциальных предпринимателей, так и не занимающихся бизнесом. При этом активно занимающиеся бизнесом отличаются более высоким уровнем эмоциональной стабильности. Они редко доверяют своим эмоциональным впечатлениям. Круг ситуаций, вызывающий у них сильные эмоциональные реакции, весьма ограничен. Эмоциональное равновесие сохраняется у них и в межличностном общении.
Потенциальных предпринимателей отличает средний уровень эмоциональной устойчивости. Они сохраняют спокойствие в ситуациях, развитие которых могут предсказать. Дополнительные и неожиданные трудности нарушают их эмоциональное равновесие, появляются тревога, беспокойство, эмоциональное напряжение. Критика окружающих вызывает раздражение.
У мужчин-предпринимателей, отличающихся низкой личностной тревожностью, практически отсутствует страх действия. При этом они меньше подвергаются страху, чем женщины-предприниматели.
По информации В. Я. Нечаева (1996), российские предприниматели отмечают наличие у себя таких качеств, как порядочность, обязательность, компетентность, немеркантильность. По данным Т. В. Корниловой с соавторами (1993), успешные предприниматели обладают низкими показателями «социального догматизма», устойчивостью к давлению авторитетов, независимостью, стремлением полагаться только на себя, подчиненностью поведения внутренним ориентирам, умением доводить начатое дело до конца, готовностью брать на себя роль лидера и оказывать давление на других людей. Отвергаются предпринимателями такие свойства личности, как демонстративность и подчинение авторитетам.
И. В. Ромазан (1996) в результате исследования выявила следующие психологические особенности предпринимателей:
1. «готовность к энергозатратам, труду, расширению знаний о законах и чувствительность к восприятию новых стимулов;
2. ответственность и развитый внутренний контроль управления ситуациями;
3. способность в затрудненных ситуациях "соседствовать" с проблемой или строить проблемную ситуацию по-новому;
4. концентрация границ деятельности на индивидуальных способностях независимо от конвенциальных норм при глубоком осознании собственных проблем и сохранения цели;
5. противоречивое сочетание импульсивности, спонтанности в деятельности, свободная самоактуализация со способностью к осознанному отказу от того, что не по способностям;
6. сдержанность, требовательность в оценке результата деятельности (видимо, вследствие определенного уровня компетентности);
7. высокое эмоционально-психическое напряжение как индекс индивидно-личностных ресурсов (повышенный уровень тревоги)» (с. 14).
Работники банков. Как показано Т. А. Большаковой (1997), банковские служащие невосприимчивы к угрозе, смелы и решительны, обладают тягой к риску, способны принимать решения, брать ответственность на себя. У них наблюдается выраженная направленность на свой внутренний мир, эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, интуитивность в принятии решений, и в то же время они хорошо контролируют свои эмоции и поведение, действуют упорядочение и планомерно. Чувствительны к социальному одобрению, склонны к радикализму и новизне. Обладая высокой критичностью мышления, стремятся во всех новых идеях разобраться самостоятельно. При построении своей карьеры в большей степени ориентируются на стабильность работы, доходов, прогнозируемость профессионального развития.
Близкая к этому характеристика мотивационной сферы сотрудников банка выявлена Л. А. Верещагиной с соавторами (2004). Наиболее актуальными потребностями являются: материальные, в безопасности, в самовыражении и признании. Превалирует выраженность производственных мотивов над общежитейскими; это объясняется тем, что банковские работники в условиях жесткой конкуренции дорожат своим местом.
В то же время, как следует из данных Т. А. Большаковой, имеются психологические различия между банковскими рабочими в зависимости от выполняемых ими функций. Для менеджеров больше, чем для сотрудников, работающих с клиентами, характерны организованность, умение контролировать эмоции и поведение, самодисциплина. Строя свою карьеру, менеджеры в большей степени заинтересованы в работе, позволяющей руководить другими людьми, нести полную ответственность за конечный результат деятельности подразделения или организации. В то же время менеджеры по сравнению с сотрудниками, работающими с клиентами, меньше ориентированы на предпринимательство, не стремятся создавать что-то новое, преодолевать препятствия, иметь «свою марку».
У служащих front office по отношению к служащим back office более выражена активность, беспечность, импульсивность. Первые более оптимистичны, верят в удачу, более конформны, зависимы, в большей степени нуждаются в одобрении и поддержке окружающих, менее самостоятельны в выборе собственной линии поведения. Сотрудники, работающие с клиентами, при выборе работы в большей степени заинтересованы в возможности своего профессионального развития, повышении квалификации. Сотрудники front office в меньшей степени, чем сотрудники, работающие с документами, стремятся иметь работу, позволяющую реализовать главные ценности жизни, приносить пользу.
Менеджеры, по сравнению с сотрудниками back office, более активны, беспечны и импульсивны. Для них характерно стремление к получению работы, позволяющей развивать свои способности, повышать свою профессиональную компетентность.