В чем заключается активная старость
Ответственной задачей социальных служб является подготовка кадров, соответствующих работе со старыми людьми. Имеются в виду также специалисты, для которых воспитательное влияние на пожилых людей является как бы сопутствующим их профессиональной деятельности (журналисты, режиссеры, врачи и медсестры, архитекторы, администраторы, экономисты и др.).
Законы и положения, призванные способствовать благу пожилых, а также учреждения и центры, предназначенные для удовлетворения их потребностей, будут только тогда соответствовать этому, когда их будут реализовывать люди, обладающие необходимыми способностями и компетенцией.
Начнем с задачи по приспособлению к старости молодых и зрелых людей, которых сегодня это не заботит. Чтобы люди старшего поколения получали от жизни удовлетворение, следует заранее, уже в молодости, приобретать и закреплять навыки, которые, укоренившись в сознании и поведении человека, окажутся особенно ценными в позднем возрасте. После выхода на пенсию и появления свободного времени маловероятно, чтобы человек вдруг погрузился в чтение, устремился к контакту с природой или начал активную деятельность, заменяющую профессиональную работу. Если его не увлекало все это в молодости, в зрелые годы, не будет он этим "вдруг" заниматься и в старости.
Общество должно способствовать своеобразным "инвестициям" молодых и зрелых людей, чтобы гарантировать счастливый пожилой возраст. Как это сделать? Если профессиональная специализация данного человека не позволяет продолжать ее даже в ограниченном объеме в пенсионные годы, следует перейти к другой специализации в рамках своей профессии или к другой профессиональной работе, которую можно выполнять в ограниченном объеме после выхода на пенсию, либо к замене профессиональной активности (по прежней или вновь выбранной специальности) любительской работой — полезной, приятной, выгодной с экономической точки зрения (например, выращивание домашних животных, освоение какого-либо ремесла в сфере услуг и т.п.).
Широко понимаемая общественная активность (опекунская, социальная, культурная, политическая, профсоюзная, соседская) становится, как показывают исследования, хорошим заделом для усвоения навыков общественной активности, продолжаемой в третьем возрасте, активности, полезной для общества и способствующей хорошему самочувствию.
Работа для собственной семьи либо на благо требующей помощи семьи соседей является следствием развитой в человеке готовности помогать тем, кто в ней нуждается. Человек не становится отзывчивым в один день. Отзывчивость и участие к людям он усваивает по мере их проявления, а когда они переходят в привычку, то становятся фактором, обогащающим собственную жизнь.
Очень необходимы и полезны в третьем возрасте привычки, способствующие полезному проведению свободного времени, особенно те из них, которые касаются способности к индивидуальному выбору и оценке в какой-либо области культуры, например, чтение беллетристики и научно-популярной литературы, газет и журналов, умение выбрать интересную радио- и телепередачу, привычка индивидуально преодолевать трудности, связанные с приобретением билетов на любимое театральное представление, концерт, кинофильм и т.д.
Знаменательным является распространение в последние годы среди людей старшего поколения интереса к гимнастическим упражнениям, неутомительным подвижным играм (крокет, волейбол и др.), краеведению и туризму (пешеходному, велосипедному и др.). Привычка к физическим упражнениям в ранние годы способствует сохранению ее и в старости.
Особенно плодотворной бывает любительская активность, такая разнообразная и предоставляющая столько возможностей для ее реализации: огородничество и садоводство, разведение птиц, рыбок, декоративных растений, выпечка кондитерских изделий, шитье, столярные, токарные и другие работы, занятия живописью, музыкой и т.д. Однако к выполнению тех или иных любимых занятий следовало бы привлекать людей еще в молодости, чтобы у них заранее формировался вкус к такого рода отдыху, разумеется, не говоря им при этом, что это может принести свои плоды в старости.
Много интересного и полезного приносит старым людям участие в жизни клубов, домов культуры, объединений, профессиональных союзов. Это ценно не только потому, что является своеобразным "окном в мир", но и потому, что облегчает установление и поддержание дружеских контактов, является местом неутомительного развлечения и приятного отдыха. Однако замечено, что старые люди, которые и в прежние периоды жизни не бывали в клубах и домах культуры, смущаются и чувствуют себя лишними в их залах; в то же время те, кто в период молодости и профессиональной активности участвовал в жизни клубов, становятся нередко самыми верными их членами и партнерами руководства клубов.
Сегодняшним пенсионерам предстоит прожить в среднем 10—15 лет жизни, а через четверть века это будет 20 или более лет. Чтобы эти годы не превратились в жалкую старость, к ним следует соответственным образом подготовиться.
Рассмотрим поэтапную подготовку к пожилому возрасту.
Десятилетие перед выходом на пенсию.
Этот период, по мнению специалистов, является наиболее благоприятным для адаптации к старости. Необходимость этой установки отмечают не только различные воспитатели, но и сами пожилые люди, приближающиеся к пенсионному возрасту. Так что не только можно, но и следует побуждать и поддерживать такие самовоспитательные тенденции у людей, перешагнувших 50-летие, заинтересовывая их подготовкой к новым жизненным ситуациям.
Не будем в "полдень жизни" (как некоторые называют 50-летие) перегружать себя профессиональной работой, посвятим свободное время увлечениям и интересам, не подвластным моде, престижу; восполним пробелы в своем культурном воспитании с помощью мероприятий, соответствующих личным потребностям не только в плане развлечений и удовольствий, но 'и в свете саморазвития, так ценимого многими старыми людьми.
Следует постепенно увеличивать свой досуг как во время отпусков, так и выходные дни. А заполнение всего времени в этом предпенсионном десятилетии профессиональной работой и другими обязанностями таит в себе опасность появления "пустоты" и неприспособленности к "свободе" после выхода на пенсию. Личному отдыху (рекреации) надо "учиться", готовиться к этому заранее, так же, как надо "учиться" овладевать достижениями культуры и науки.
Особенно эффективной является связь старого человека с выбранным (соответственно его личным потребностям, интересам и наклонностям) клубом или кружком дома культуры для участия в кинопросмотрах, спортивных играх и экскурсиях, пользования библиотекой и читальным залом, учебы на курсах. Сейчас все чаще организуются курсы, на которых за 6—8 еженедельных занятий компетентные врачи, диетологи, психологи, социологи, юристы, педагоги расскажут о проблемах старости. Хорошая подготовка к реализации таких курсов дирекцией домов культуры, а также домов отдыха и санаториев (там, где преобладает контингент отдыхающих предпенсионного возраста) становится одной из важных задач адаптации к старости.
Важную роль в предпенсионный период могут играть библиотечные работники, которые могли бы предложить литературу (художественную, научно-популярную) по специально подготовленному списку и заботились бы об обеспечении библиотек этой литературой.
Желательна также помощь преподавателей физкультуры и тренеров, обладающих опытом проведения занятий с лицами пожилого возраста (гимнастика, подвижные игры, экскурсии) и пропагандирующих этот способ проведения свободного времени в соответствующих учреждениях, клубах и домах культуры. Нередко к занятиям пожилых людей гимнастикой относятся негативно, в связи с чем исправление такого ошибочного подхода является важной воспитательной задачей в процессе подготовки к старости.
Желательно "втягивать" людей предпенсионного возраста в подходящие им любительские занятия (через профсоюзы, дома культуры, частные кружки и студии), а также привлекать к участию в выбранной ими области общественной активности, лучше всего по месту жительства или на производстве, где этот человек трудится. Формирование ситуаций, "втягивающих" людей предпенсионного возраста в любительскую и общественную активность, необходимо признать важной задачей местных профсоюзных деятелей и коллег из различных объединений.
Во всех таких ситуациях особенно полную роль могут сыграть средства массовой информации. Влияние радио, телевидения, кино, прессы должно не только способствовать восприятию надвигающегося третьего возраста и новому самовосприятию, но и укреплять чувство, что этот период жизнь позволит эффективно использовать приближающийся отдых, освободившееся от работы время ("наконец-то я буду иметь свободное время!"), реализовывать нечто важное и желаемое, на что до этого никогда не было времени ("наконец-то я похожу по театрам, выставкам" и т.д.).
Чтобы эти и другие навыки полезного использования свободного времени могли укорениться в психике 50-летних людей, им должно соответствовать убеждение, что их двигающаяся пенсия не станет гильотиной, отрубающей человека от прежних дел, что возможно будет хотя бы частично продолжать то, с чем человек сжился, что обеспечивало ему достойное существование и поддержание достаточного материального уровня. Свободное время может восприниматься как истинное благо только тогда, когда оно сочетается с полезной и приносящей удовлетворение работой. Старые люди работают в целом медленно, но зато часто прилежнее, и, утрачивая способность к одному виду работы (например, требующей быстрой реакции), добиваются успеха в другой (например, требующей старательности, но без строгого ограничения во времени для выполнения задания). Разумные начальники умеют использовать работу старых людей, те же, в свою очередь, должны "подсказать" им, какую работу они могли бы выполнять лучше всего.
Отдельную категорию старых людей составляют женщины, которые всю свою жизнь были только домохозяйками. Для них нет проблемы выхода на пенсию, но зато остается трагедия утраты супруга, дома, взрослых детей или обречение на роль человека, полностью зависимого от домочадцев. И подготовка к приближающейся старости должна основываться на интенсификации контактов с соседями, а также с родными и близкими, проживающими не слишком далеко, на поиски общественной деятельности (посильной для данной женщины), на "вовлечении себя" в занятия, организуемые близлежащими учреждениями культуры (библиотека, клуб и т.п.).
Кроме того, всем людям в годы, предшествующие старости, рекомендуется выбрать и подготовить место, где будет протекать старость. Речь идет об усилиях (пока есть энергия, оперативность, средства), предпринимаемых с целью подыскания жилья с соответствующим окружением и неподалеку от близких себе людей, а также переезд туда и обустройство, пока для этого есть силы.
Второй этап:
Период сохранных возможностей.
Как известно, этот период может продолжаться до 80 лет и даже более. То есть это значительный отрезок времени, который должен приносить удовлетворение от "потребления вполне заслуженного хлеба".
Для педагогики это период иной направленности общественно-воспитательных мероприятий: теперь уже используются приемы и меры, направленные на улучшение и обогащение повседневной жизни представителей третьего возраста. Приобретение соответствующих навыков на этом этапе труднее, чем в предыдущие, и требует тщательного разъяснения, что для здоровья и удовлетворения жизнью старым людям полезно, а что вредно, что плохо, а что хорошо.
Союзником воспитателей (работников культурно-просветительских учреждений, публицистов, общественных деятелей, врачей, священников и др.) является хорошее психофизиологическое самочувствие людей в первые годы третьего возраста и естественное отсюда желание как можно дольше продлить это состояние, продлить как бы припорошенную сединой молодость до 60 и даже 70 лет. Ибо люди в начальный период старения готовы внимательно прислушиваться к советам компетентных лиц и выполнять их рекомендации. Эта готовность более заметна у "открытых" внешнему миру людей, что обычно сочетается с образовательным уровнем (и с общим уровнем культуры). Люди, которые не могут свободно чувствовать себя в мире культуры (например, лица, не закончившие даже начальной школы), находятся под угрозой "пустоты" и скуки в своем третьем возрасте. Постоянное просвещение будет постепенно уменьшать эту популяцию среди старых людей.
Наиболее интересующим старых людей вопросом является вопрос здоровья. Около 25% людей пожилого возраста жалуются на различные недомогания, на одиночество, на то, что время для них тянется бесконечно и они быстрее стареют. Эти люди нуждаются в успокоении и рекомендациях правильного поведения в определенных ситуациях. Охотно читают литературу и слушают лекции о здоровье, о рациональном поведении в этот период и те старые люди, которые оценивают свое здоровье как хорошее.
Со вниманием, доброжелательно воспринимают старые люди сведения, касающиеся гигиены и диеты в их возрасте. Усвоение старым человеком новых гигиенических навыков требует значительных волевых усилий, но не является редкостью, особенно сейчас, когда авторитетный лектор может убедительно рассказать слушателям, например, о психофизической связи хорошего внешнего вида с ощущением продолжающейся молодости. Возможности подработать, как правило, весьма актуальны для пенсионеров, которым в связи с этим необходимо ознакомиться с правовыми положениями, регулирующими вопросы дополнительного заработка в пенсионном возрасте.
Очень привлекают их занятия, которые сочетаются с разрядкой, отдыхом: возделывание садового участка, разведение мелких животных и птиц (голуби, кролики, куры). Пенсионеры составляют более 30% общего числа владельцев садовых участков. Обеспечением пенсионеров такого рода деятельностью, которая, с одной стороны, приносит доход, а с другой, является своеобразным отдыхом, занимаются профсоюзные организации, а также культурно-просветительские учреждения, но, к сожалению, не всегда успешно.
Из группы пожилых людей привлекается значительная часть общественников, работающих в качестве общественных опекунов и судебных кураторов. Многие занимаются общественной деятельностью на территории своего микрорайона (советники, заседатели, опекуны местных клубов и дворовых дружин). Удивительным фактом являются доброжелательные отношения пенсионеров с соседями (почти 70% обследованных пенсионеров), практическим результатом чего является высокий процент пенсионеров, оказывающих помощь соседям (около 40%), проявляющуюся главным образом в опеке над больными и частично в помощи по хозяйству.
Общественно-воспитательные мероприятия для лиц пожилого возраста, которые заключаются в основном в информации, советах и привлечении к активной деятельности, требуют сети соответствующих учреждений и организаций (клубы, дома культуры, дома отдыха, народные университеты, объединения пенсионеров и т.п.), а также хорошо подготовленных для этих задач кадров. Соответственно подготовленные "побудители" старых людей к полезным начинаниям нужны не только в названных учреждениях и организациях, но и среди персонала средств массовой информации, а также в министерствах, профсоюзах и объединениях, занимающихся проблемами старых людей. Герон-тологическая педагогика (то есть обучение пожилого и старческого возраста) становится очевидной потребностью нашего времени.
Следующий этап:
Период ограниченных возможностей.
Рассмотрим теперь проблему применения общественно-воспитательных мер в отношении людей, которые уже не в состоянии выходить из дома без посторонней помощи, а действия по самообслуживанию (а также помощь по дому и присмотр за детьми) осуществляется только в пределах квартиры и в ограниченных размерах. Согласно исследованиям Пиотровского, среди населения старше 65 лет люди неработоспособные составляют около 33%, в возрасте 75— 79 лет этот показатель составляет 47%, в возрасте 80 лет и более — 64%.
В этот период пожилого возраста уже окончательно укореняется ощущение старости, у большинства — даже глубокой старости. Определение "глубокая старость" соответствует преобладающей части этой возрастной категории.
В этот период чаще возникают расстройства здоровья, затруднительными становятся межчеловеческие контакты, нарастают сложности с выполнением работы, которая до сих пор давала какой-то доход, слабеет интерес к активному использованию свободного времени. Но это в целом изменения количественные. Многие люди продолжают выполнять рекомендованную им оплачиваемую работу, также поддерживают выгодные материально занятия, наполовину связанные с отдыхом (шитье, переписка на машинке, кустарные промыслы, переводы, изготовление игрушек на продажу и т.д.). Если только существует живая мотивация для работы, даже люди с весьма ограниченными возможностями могут быть пригодны для работ по услугам. Разумеется, их производительность ниже, но зато они компенсируют это большей старательностью. Социально-педагогические мероприятия имеют в этот период две цели: подкрепление мотивации к работе и облегчение получения заказов на работу, которую можно выполнять на дому без спешки.
При наличии соответствующей мотивации престарелые люди заполняют свое свободное время отдыхом, способствующим их физическому и психическому здоровью, а также живости ума. Многие мужчины и женщины заботятся о своем внешнем виде, старательно одеваются и даже выполняют специальные комплексы физических упражнений, отдавая себе отчет в том, что все эти действия направлены на поддержание хорошего самочувствия и способствуют необходимым семейным и соседским контактам. Но нарастающее чувство усталости и безразличия все чаще подкрепляет тенденцию к несоблюдению правил личной гигиены, опрятности в одежде, порядка в жилище. Воспитательные стимулы со стороны семьи, друзей, средств массовой информации необходимы для преодоления этих тенденций; "сохранение своей формы" — это самое лучшее средство против дряхления.
Основными формами активности в свободное время становятся в этот период чтение, слушание и просмотр радио- и телепрограмм; советы и рекомендации по рациональному пользованию ими очень желательны (например, в виде бесед на тему прочитанной книги, телевизионной программы, прослушанного по радио концерта). Разумеется, предварительным условием является организация выдачи книг в библиотеке, учитывая читательские вкусы данного человека (если не членами семьи, то кем-либо из соседей, членами харцерской дружины или молодежной организации), приобретение собственного радиоприемника и облегчение возможности приема интересующей данного человека телевизионной программы. Только тогда организационная помощь и рекомендации окажут необходимое действие на благо живительных контактов престарелых людей с культурой.
Если семья и соседи правильно относятся к престарелым людям, то последние охотно принимают их, выслушивают новости и т.п. Такие контакты бывают хорошим противоядием от чувства одиночества, которое угнетает многих пожилых людей, обреченных пребывать дома.
Наконец, надо сказать, что характерной чертой этого периода пожилых людей становится более частая, чем в предыдущее годы, тенденция к размышлению, направленному на поиск смысла собственной жизни и на ее оценку, к раздумьям над ценностями, которые выбраны в жизни, об одиночестве, к беспокойству о здоровье и о неумолимо приближающемся конце жизни. Такого рода мысли находят отражение в соответствующих книгах, радио- и телевизионных передачах. Очень ценной может оказаться помощь чувствующих эти потребности сотрудников библиотеки, редакторов, авторов книг и т.д. Старые люди ищут веры в непреходящие ценности, с которыми они желают соединиться. Для одних это будет религиозная метафизика, для других — нерелигиозные ценности идеализма, для третьих — стоицизм философского материализма.
В суждениях, касающихся пожилого возраста в период ограниченных возможностей, многократно подчеркивалось значение пробуждения мотивации к активности, ценной и полезной для человека. Это следует понимать как призыв к "воспитывающему обществу" предоставить старому человеку возможность разобраться в различного рода мотивациях и выбрать наиболее подходящую форму активности. Постепенная утрата активности — это естественная вещь в старости. Но утрата преждевременная и прогрессирующая, слишком широким фронтом, — это начало духовного умирания. Социальные работники должны отдалять эти минуты, сохраняя как можно дольше духовное начало, проявляемое в семейных, общественных, культурных, хозяйственных делах.
Следующий этап:
Старость людей, "прикованных" к постели.
Это последний период пожилого возраста, когда возможности его уже ограничены настолько, что человек вынужден проводить весь день в постели или кресле.
При посещении домов-интернатов, можно увидеть, что многие проживающие в этом доме, проводили дни в кроватях. Но в то же время большинство из них отличаются хорошим настроением, живостью их контактов, содержанием бесед, в основном "сплетенных" (то есть касающихся их повседневной жизни и взаимных отношений). Многие женщины были заняты разнообразной мелкой работой, мужчины читали, некоторые играли в карты, домино, шахматы. Есть пары, которые подумывают о женитьбе. Люди, "прикованные" к постели, если не очень больны, редко говорят о смерти; обычно разговоры идут о ежедневных потребностях, контактах, ожиданиях, желаниях, с чем, разумеется, могут сочетаться минуты или даже часы размышлений о конечности бытия.
Нормальный, здоровый старец, который знает, как и каждый человек в этом возрасте, о том, что каждая новая, прекрасная весна ему дарована, не думает о смерти... Разговоры в современных комфортабельных домах для престарелых касаются не смерти, а текущих вопросов, здоровья и содержания телевизионных программ. Частые, тревожащие размышления о смерти у людей, относительно здоровых, страх смерти, называемый танатофобией, — это, согласно профессору Келяновскому, проявления особого вида невроза — психастении, или невроза навязчивых состояний.
Итак, в жизни людей пожилого возраста, "прикованных" к постели, если они только находятся под заботливой и разумной опекой, по характеру бытия, потребностей и интересов этот период жизни является продолжением предыдущего, разве только с еще более "сбавленными оборотами". Люди по-прежнему желают быть полезными семье, друзьям, соседям, хотят, если удастся, зарабатывать (кустарные ремесла, репетиторство и т.п.), желают при помощи чтения (самостоятельного или слушая того, кто читает) и радио помечтать; для многих таких людей мир литературного вымысла бывает более лживым и как бы более реальным, чем мир повседневности, окружающий кровать или кресло. Живо ощущается потребность в контактах с членами семьи, как духовных, так и материальных, основанных на взаимных услугах.
Общественно-воспитательные меры в отношении упомянутой категории людей следует, как доказывает практика, направлять прежде всего на их семейную среду и соседей, ибо именно от этих людей, от их благожелательности и практических навыков по уходу зависит содержание, которым живет старый человек, его самочувствие и, в известном смысле, состояния здоровья. "Воспитывающее общество" должно играть особенно важную роль, давая нужное направление многосторонней опекунской деятельности семьи и соседей.
Условия достойного ухода из мира можно обеспечить в семье при сотрудничестве с врачом и сиделкой, если умирающий старик имеет в своем распоряжении отдельную комнату, соответствующим образом оснащенную (специальная кровать, кресло на колесиках, санитарное оборудование вблизи кровати и т.п.), где можно было бы постоянно присматривать за ним, следить за чистотой его постели, воздуха в квартире и т.д. Среди социальных работников, совершенствующихся в уходе за пациентами в последний период их жизни, укрепляется взгляд на полезность бесед о смерти и публичных дискуссий (в средствах массовой информации) на тему. Такие дискуссии должны уменьшить нежелание большинства людей говорить и даже думать о смерти... Изменение климата, сопутствующего смерти, должно в конце концов преодолеть старые взгляды в пользу рассудка и рационального современного подхода (Э. С. Мо-рисон); "...множество людей, — утверждает профессор Т. Келяновский, — согласятся с фактом своей близкой смерти и переносили бы это лучше, если бы могли говорить с семьей и с окружающими на тему более открыто".
Многие умирающие обеспокоены не своей близкой смертью, а тем, что его смерть причинит боль близким, поэтому скрывают от них свое состояние и свое страдание, диссимулируют. Преодоление этой ситуации и долгие, открытые, честные беседы с семьей приносят огромное облегчение всем.
Среди людей, готовящихся к смерти, нередки проявления полного спокойствия и упорядоченных раздумий о своих земных делах, а также погружение в философские и религиозные размышления.
Желательно подключение работников сферы попечения, культуры, а также работников средств массовой информации к умелому, тактичному показу основной проблематики жизни престарелых людей, которые могли бы при этом сохранять опрятную внешность и проявлять доброжелательное отношение к своему окружению, что так способствует семейным контактам, посещениям друзей и соседей.
Следовало бы также постараться уменьшить страх у старых людей перед домами-интернатами и преодолеть нежелание проживать в них. Действительно, не все учреждения социальной помощи старым людям являются такими, как хотелось бы; но от внутреннего к ним отношения нового жильца в значительной степени зависит, станет ли для него жизнь в нем сносной или нет.
И, наконец, социальными работниками необходимо деликатно внушать мысли о примирении с тем, что неизбежно. Правильное, умелое и постепенно усиливаемое внушение может не только ослабить горечь от наблюдаемых в себе телесных и психических изменений, а также страхов перед тем, что надвигается, но и сделать позднюю осень жизни настолько умиротворенной, насколько это возможно.
Вопросы для самоконтроля
1. Как Вы считаете, почему необходимо готовиться к выходу на пенсию заранее?
2. Какие, на Ваш взгляд, учреждения должны оказывать содействие пожилым людям?
3. Как поднять активность пожилых людей?
Глава П.