Программа социально-психологического тренинга по снижению уровня агрессивности поведения
1) Разогревающая стадия:
«Чемпионат борьбы на пальцах»
Цель: снятие усталости, задаёт мажорный тон работе.
Описание: Участники группы разбиваются на пары случайным образом. С помощью одного из членов группы ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх, остальные захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока — производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона.
«Всё новое и хорошее»
Цель: предоставление возможности поближе познакомиться, создание позитивной атмосферы к началу тренинга.
Процедура: участники по очереди рассказывают о событиях, произошедших с ними на прошлой неделе и являющихся для них положительными и новыми одновременно
Оценивание: каждый по очереди говорит сначала о том, что ему меньше всего понравилось в упражнении, затем о том, что больше всего понравилось, ведущий также высказывает своё мнение.
Данные упражнения помогут преодолеть недоверие и станут индикатором перехода к иной разновидности упражнений.
В ходе данных упражнений участники подготавливаются к вступлению в рабочую стадию тренинга, происходит разрядка напряжённой обстановки.
2) «Рабочая: стадия:
Игра «Обзывалки»
Цель: знакомство с игровыми приёмами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: участники передают по кругу мяч, называя друг друга разными необидными словами (названия деревьев, фруктов, грибов, рыб и т. д.). Каждое обращение начинается со слов «А ты …!» (А ты – морковка!). В заключительном круге играющие обязательно говорят друг другу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!».
Упражнение на развитие эмпатии
Цель: развить чувство эмпатии у детей, склонных к агрессивному поведению.
Содержание: методом «мозгового штурма» группа выводит определение эмпатии. Далее участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок («Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Гуси-лебеди»). Затем каждая группа зачитывает список составленных вопросов, а вся группа принимает участие в обсуждении целесообразности тех или иных из них.
Упражнение «Эффективное взаимодействие»
Цель: научить испытуемых выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами, помочь ребёнку расширить поведенческий потенциал..
Содержание: группа работает парами. Один из участников держит значимый для него предмет (часы, книгу). Задача второго – уговорить партнёра отдать ему этот предмет. Предмет отдаётся только тогда, когда первый участник этого захочет. Затем участники меняются местами.
3) Замораживающая стадия:
«Встреча взглядами»
Цель: закрепление результатов предыдущей стадии, разряжает напряженную обстановку в группе.
Инструкция: Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
На данной стадии использование подобного упражнения необходимо для того, чтобы у участников снялась усталость, накопленная в ходе всей продолжительности тренинга. Кроме того, игра развивает навыки социальной перцепции.
«Спутанные цепочки»
Цель: Раскрепощение участников, настройка на положительный лад.
Инструкция: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнёра. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Подобное упражнение также необходимо на завершающей «замораживающей» стадии тренинга, оно вызывает у участников положительные эмоции, поднимает настроение и помогает оставить хорошее впечатление о прошедшем занятии.