Профилактика стрессов в деловом общении

Антистрессовое руководство (для руководителей)

1)Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

2)Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

3)Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

4)Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но почувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

5)Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

6)При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

7)Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

8)Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

9)Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

10)Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Помните о проблеме отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Страдающим от стрессов на работе обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

Антистрессовое подчинение

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших.

Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном, обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.

Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. Набираться опыта на собственных ошибках – ваше естественное право (хоть и не записанное в Конституции).

Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев через что-нибудь нейтральное.

Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Наши рекомендации