Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности.
Основное понятие- мотивационное поле (включает субъекта с квазипотребностями и объекты с их валентностью). Левин изучал те потребности, которые возникают и развиваются в конкретной ситуации (как и Мюррей не отрицая базовых).
Источник мотивов: это все поле целиком, т.е. целостная, гештальтная ситуация. Поведение субъекта в ситуации исходит из гештальта. Сама ситуация должна быть представлена субъектом, все поле целиком отображается феноменально, субъективно. Это поле существует в настоящем времени.
Факторы выбора: Причина поведения не является однонаправленной: системная причинность поведения- на человека влияет сразу масса предметов с различной валентность. Называл теорию конструктивной.
Факты из Левиновской школы:
-эффект Зейгарник о непроизвольном запоминании прерванных действий
-исследование фрустраций- замещение: одно действие феноменально может замещать собой другое
-мотивационные конфликты- соподчинение мотивов
Когда человек выполняет определенное действие, он не просто стремится его завершить, а имеет представление об ожидаемом результате действия- уровень притазаний.
УП-сообщаемое экспериментатором и внутренне принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известной, более или менее освоенной и вновь решаемой задаче. Уровень притязаний формируется в ходе деятельности. Это значит, что измерять уровень притязаний надо в динамике. Надо застать испытуемого в процессе формирования двигательного навыка, фиксировать 4 события: предшествующее достижение, постановка цели (целевое несоответствие- различие между поставленной целью и предшествующим достижением- это и есть первый замер уровня притязаний), очередное достижение (успех/ неудача- можем выявить уровень притязаний второй раз), реакция на успех или неудачу.
Хоппе:
Когда человек стремится к успеху, у него есть определенное представление о себе- «Я- уровень»- стремление удерживать представление о себе на возможно более высоком уровне, т.е. определенный внутренний стандарт достижения. Эта тенденция проявляется тогда, когда человек решает задачу средней сложностиàповышает уровень притязаний или тенденция стремиться к успеху.
Деятельностный подход:
Предпосылка любой деятельности – субъект с потребностями (фундаментальное условие существования).
Источник мотивации: Потребность (био) – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.
Свойства:
ð Предметность (выступает и как мех развития, через развитие объекта)
ð Специфическая динамика - способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь (цикличность, определение биологической ролью).
ð Сигнальный характер, опережающий. Т.о. поведение не следует за предметом, а Ч или Ж выполняют поисковую активность, конкретные объекты ищутся, запечатляются и закрепляются УР. В развитии происходит усложнение \ частичная замена желаниями и тд.
Потребность (высшая) имеет свойства:
ð Иерархичность (всегда потребностей много)
ð Опосредованность культурными средствами (едим вилкой)
ð Имеющая идеаторный характер объекта (значение пищи не исчезает, человек может начать добывать пищу не имея голода), именно это позволяет формироваться потребностям, не имеющим связи с состоянием
ð Имеющая био (едим, но вилкой) или соц (не имеющие аналогов у Ж) природу
Формирующиеся у человека высшие потребности не накладываются сверху на элементарные (наблюдается раскол), образуя лишь поверхностные наслоения, не способные доминировать (от витальных потребностей не откажешься). Но сначала человек действует, чтобы удовлетворять витальные потребности, но потом отношение обращается и человек ест, чтобы действовать сообразно высшим потребностям.
Факторы выбора: эмоции- как сигнал о том, того хотим или не того. Они указывают на личностный смысл. У человека сущетсвует иерархия мотивов, поэтому вбираем то, что не противоречит нашему главному смыслообразующему мотиву.
Реализация мотива: когда есть мотив, то есть цель. Субъект начинает разбивать цель на задачи. Составлять ориентировочную основу для построения действия.
Мотив – опредмеченная потребность.
Ф: побудительная и направляющая (обычно не разделяются), смыслообразующая.
Виды:
ð Смыслообразующий (побуждение + придача ЛС) \ мотив-стимул (дополнительные побуждающие факторы), как раз их отношение является отражением иерархичности мотивов,
ð Потенциальный (установка) \ актуальный
Смысл – отношение мотива к деятельности. Позволяет рассматривать личность за пределами отношения «валентности» вещей и актуального состояния субъекта, а усматривать его в более широкой системе общественных отношений. Проникновение в этот широкий мир, в его объективные связи и порождает мотивы, побуждающие человека к действиям.
Мотив и цель.
Осуществляя деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности. Мотив осознается редко в силу исторического несовпадения мотива и цели (представленность мотива – эмоция как непосредственное отражение отношения мотива к цели \ в виде осознаваемой цели в результате механизма сдвига мотива на цель, имеет вторичный характер). Мотивировка – объяснение человека его поступков, чаще всего не соответствующее действительности.
**Узнадзе (теория установки): соображение, заставившее субъекта совершить этот акт, это потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным.
**Рубинштейн (теория ): опосредованная процессом отражения субъективная детерминацию поведения человека (=более-менее осознанное побуждение). Указывает на важность рассмотрения внутренних условий, через которые преломляется деятельность.