Теория литературы и вспомогательные и смежные науки
Теория литературы тесно связана со вспомогательными и смежными дисциплинами. К вспомогательным относятся: текстология и библиография. К смежным: языкознание, философия, психология.
Источниковедческой базой теории литературы являются вспомогательные литературоведческие дисциплины, прежде всего текстология и библиография.
Текстология - наука о тексте произведений литературы. Задача текстологии -критическая проверка и установление подлинного текста автора. Эта задача осуществляется путем восстановления истории текста, соотношения различных авторских рукописей и списков, сопоставления редакций. Текстология устанавливает канонический текст произведения, который является выражением последней авторской воли.
Библиография - отрасль научного описания и систематизации информации о произведениях печати и письменности. В библиографическое описание включаются все необходимые фактические сведения о данной работе: автор, заглавие, место и год издания, объем в страницах, раздел науки и искусства, к которому эта работа относится. Библиография бывает научно-вспомогательной, в которой приводятся пояснительные аннотации, краткие комментарии, дополняющие описание, и рекомендательной, содержащей перечни основных публикаций по определенным разделам знания или темам, излагающей основные положения или содержание издания, дающей оценку и рекомендации читателям.
В исследовании закономерностей литературно-художественного развития литературоведение тесно соприкасается с такими смежными науками, как языкознание (лингвистика), философия, психология.
Языкознание | Теория литературы |
Общность объекта | |
Язык как средство коммуникации. Язык как материал всякого словесного произведения. | Язык как «первоэлемент» литературы |
Близость функций | |
Гносеологические (познавательные) функции слова | Гносеологические (познавательные) функции образа |
Единство объекта изучения - текста | |
Языкознание выявляет законы, по которым строится любой текст, признаваемый носителями языка грамматически правильным или осмысленным. Для лингвиста целое — это связанный текст. | Художественный текст как целое в жанровых его разновидностях. Для литературоведа целое - это фрагменты действительности, запечатленные в тексте. |
Философия помогает литературоведению познать сложную природу художественного мышления как особой формы освоения действительности. Философия и теория литературы находятся в известном генетическом и функциональном родстве друг с другом. Философия выясняет сущность и раскрывает наиболее общие закономерности развития природы, общества, человека и человеческого мышления; наука о литературе имеет специфические черты и признаки, носит сравнительно частный характер (имеет дело с одним из видов духовной деятельности человека). В теории литературы решение многих конкретных вопросов упирается в решение общих, то есть философских вопросов. Философия позволяет литературоведению делать существенные обобщения, объяснять те или иные явления, связывать их со всей духовной жизнью человека. Мировоззренческий аспект философии - отношение человека к объективной реальности и ее отношение к человеку - составляет основу художественного мировоззрения. «Вечные» вопросы мировоззренчески и методологически связывают также философию с литературоведением.
С помощью психологии теория литературы полнее постигает характер человека, весь сложный внутренний мир личности, запечатленный в творениях художников слова. Важное значение для науки о литературе имеет психология творчества, изучающая психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного произведения в динамике - от замысла до полного завершения. Психологизм в литературе обозначает глубокое, полное, детальное, конкретное воспроизведение мыслей, чувств, переживаний человека в их взаимосвязи и изменении. Каждый род литературы имеет свои возможности для раскрытия внутренней жизни человека, его характера, используя различные приемы и способы, прежде всего психологический анализ, самоанализ, внутренний монолог.
Литературоведение берет свое начало с античных времен (предыстория). Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля. Однако в России наука о литературе как самостоятельная дисциплина, как определенная система знаний и инструмент анализа литературных явлений со своими понятиями, теорией и методологией утверждается лишь к середине XIX века, когда обнаружилось стремление к точному знанию во всех областях науки. Цикл статей В.Г. Белинского о творчестве Пушкина, по существу, явился первым курсом истории новой русской литературы с разработкой теоретических проблем реализма, историзма, народности. В работах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова подчеркивалась связь художественного процесса с взаимодействием и противоборством различных социальных групп в обществе. Своеобразие и закономерности развития литературы стали предметом научного анализа в трудах А. Н. Веселовского, который создал новую литературоведческую дисциплину - историческую поэтику, и А.А. Потебни, установившего сходство в образовании слов и художественных образов. В последней трети XIX века углубляется философский и психологический подход к литературным явлениям. Начало XX века в литературоведении характеризуется повышением интереса к художественной форме, установкой на непохожесть описываемого и реальной жизни (символизм). Дальнейшее развитие получает социологический взгляд на литературу, ее роль в идеологической борьбе. В литературоведении XX века все больше становится различных школ, течений, методологий. Настойчиво дает о себе знать мифопоэтическое и метафорическое мышление в литературе, все активнее проникают в русское литературоведение западные идеи и эстетика.