Теория литературы и вспомогательные и смежные науки

Теория литературы тесно связана со вспомогательными и смежными дисциплинами. К вспомогательным относятся: текстология и библиография. К смежным: языкознание, философия, психология.

Источниковедческой базой теории литературы являются вспомогательные литературоведческие дисциплины, прежде всего текстология и библиография.

Текстология - наука о тексте произведений литературы. Задача текстологии -критическая проверка и установление подлинного текста автора. Эта задача осуществляется путем восстановления истории текста, соотношения различных авторских рукописей и списков, сопоставления редакций. Текстология устанавливает канонический текст произведения, который является выражением последней авторской воли.

Библиография - отрасль научного описания и систематизации информации о произведениях печати и письменности. В библиографическое описание включаются все необходимые фактические сведения о данной работе: автор, заглавие, место и год издания, объем в страницах, раздел науки и искусства, к которому эта работа относится. Библиография бывает научно-вспомогательной, в которой приводятся пояснительные аннотации, краткие комментарии, дополняющие описание, и рекомендательной, содержащей перечни основных публикаций по определенным разделам знания или темам, излагающей основные положения или содержание издания, дающей оценку и рекомендации читателям.

В исследовании закономерностей литературно-художественного развития литературоведение тесно соприкасается с такими смежными науками, как языкознание (лингвистика), философия, психология.

Языкознание Теория литературы
Общность объекта
Язык как средство коммуникации. Язык как материал всякого словесного произведения. Язык как «первоэлемент» литературы
Близость функций
Гносеологические (познавательные) функции слова Гносеологические (познавательные) функции образа
Единство объекта изучения - текста
Языкознание выявляет законы, по которым строится любой текст, признаваемый носителями языка грамматически правильным или осмысленным. Для лингвиста целое — это связанный текст. Художественный текст как целое в жанровых его разновидностях.     Для литературоведа целое - это фрагменты действительности, запечатленные в тексте.

Философия помогает литературоведению познать сложную природу художественного мышления как особой формы освоения действительности. Философия и теория литературы находятся в известном генетическом и функциональном родстве друг с другом. Философия выясняет сущность и раскрывает наиболее общие закономерности развития природы, общества, человека и человеческого мышления; наука о литературе имеет специфические черты и признаки, носит сравнительно частный характер (имеет дело с одним из видов духовной деятельности человека). В теории литературы решение многих конкретных вопросов упирается в решение общих, то есть философских вопросов. Философия позволяет литературоведению делать существенные обобщения, объяснять те или иные явления, связывать их со всей духовной жизнью человека. Мировоззренческий аспект философии - отношение человека к объективной реальности и ее отношение к человеку - составляет основу художественного мировоззрения. «Вечные» вопросы мировоззренчески и методологически связывают также философию с литературоведением.

С помощью психологии теория литературы полнее постигает характер человека, весь сложный внутренний мир личности, запечатленный в творениях художников слова. Важное значение для науки о литературе имеет психология творчества, изучающая психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного произведения в динамике - от замысла до полного завершения. Психологизм в литературе обозначает глубокое, полное, детальное, конкретное воспроизведение мыслей, чувств, переживаний человека в их взаимосвязи и изменении. Каждый род литературы имеет свои возможности для раскрытия внутренней жизни человека, его характера, используя различные приемы и способы, прежде всего психологический анализ, самоанализ, внутренний монолог.

Литературоведение берет свое начало с античных времен (предыстория). Первым сочинением по теории литературы была «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля. Однако в России наука о литературе как самостоятельная дисциплина, как определенная система знаний и инструмент анализа литературных явлений со своими понятиями, теорией и методологией утверждается лишь к середине XIX века, когда обнаружилось стремление к точному знанию во всех областях науки. Цикл статей В.Г. Белинского о творчестве Пушкина, по существу, явился первым курсом истории новой русской литературы с разработкой теоретических проблем реализма, историзма, народности. В работах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова подчеркивалась связь художественного процесса с взаимодействием и противоборством различных социальных групп в обществе. Своеобразие и закономерности развития литературы стали предметом научного анализа в трудах А. Н. Веселовского, который создал новую литературоведческую дисциплину - историческую поэтику, и А.А. Потебни, установившего сходство в образовании слов и художественных образов. В последней трети XIX века углубляется философский и психологический подход к литературным явлениям. Начало XX века в литературоведении характеризуется повышением интереса к художественной форме, установкой на непохожесть описываемого и реальной жизни (символизм). Дальнейшее развитие получает социологический взгляд на литературу, ее роль в идеологической борьбе. В литературоведении XX века все больше становится различных школ, течений, методологий. Настойчиво дает о себе знать мифопоэтическое и метафорическое мышление в литературе, все активнее проникают в русское литературоведение западные идеи и эстетика.

Наши рекомендации