Методика и смежные науки

Методика тесно связана с рядом смежных наук, при этом некоторые сферы других наук рассматриваются как области исследования самой методики (философия, лингвистика, педагогика (дидактика), психология, психолингвистика, физиология, семиотика, логика, теория коммуникации, социология, культурология и др.). По сути своей современная методика – это дисциплина интегративного характера.

Философия образованияобеспечивает методологические основы, понимание целей и задач обучения русскому языку, она помогает выстроить, обосновать концептуальные подходы к обучению. Обучение языку формирует мировоззрение школьников. Философами и физиологами установлена связь языка и сознания, языка и мышления.

Лингвистикаопределяет социальную сущность языка (быть важнейшим средством общения), а методика в связи с этим определяет основную задачу его изучения в школе − развитие речи, «дара слова» учащихся. Лингвистика «диктует» последовательность изучения основных разделов науки о языке с учётом взаимосвязи ярусов языковых единиц. Методика изучения отдельных тем (выбор метода или приёма) определяется лингвистической природой изучаемого материала. Методика чутко реагирует на появление нового в лингвистике.

Последние десятилетия в ТМОРЯ прошли под знаком утверждения коммуникативного подхода в обучении русскому языку как родному. Такой подход предполагает преодоление грамматико-центрической направленности обучения. Появились новые, коммуникативно ориентированные программы, возродился курс риторики в школах различных типов, заметно усилился интерес к курсу «Культура речи», что выразилось в введении его на разных уровнях языкового образования.

В лингвистике на рубеже 20 и 21 веков акценты переместились с изучения языка на изучение речи, внимание учёных переключилось с объекта изучения (языка) на субъект речевой деятельности – человека. Этот факт предопределил усиление так называемого антропоцентрического подхода (от греч. аnthropos – «человек») не только в лингвистике, но и в методике. Согласно современному антропоцентрическому подходу акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, на управление этой деятельностью, на речевое развитие и саморазвитие личности.

ТМОРЯ использует данные ряда психологических наук. Общая психологияизучает такие психические процессы, как память, мышление, внимание, их разновидности) и индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, индивидуальные особенности и пр.). Эти психические процессы и свойства личности нужно не просто учитывать при планировании и проведении урока русского языка, но и совершенствовать средствами нашего предмета Возрастная психологияисследует закономерности и механизмы психологического развития человека и личностного формирования на разных возрастных этапах. Педагогическая психологияизучает закономерности овладениязнаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах. Фундаментальные труды этого плана создали Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, А.М. Орловой (усвоение орфографии и грамматики в школе), В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя (вопросы формирования понятий). Исследования в области психолингвистики (науки о порождении и восприятии речи) являются научной теоретической базой в организации работы по совершенствованию всех видов речевой деятельности (развитию речи) учащихся (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Педагогика (дидактика)предлагает общедидактические принципы преподавания (научность, системность, наглядность, доступность, преемственность и перспективность, связь теории и практики и пр.). Методика определяет применимость общих дидактических принципов, методов, приёмов, форм обучения и контроля к русскому языку как учебному предмету. Принцип воспитывающего обучения в методике реализуется прежде всего в отборе дидактического материала воспитывающего характера. В ТМОРЯ выделяют несколько связанных между собой воспитательных направлений, главное из которых сегодня – воспитание гражданина России. В связи с этим следует обратить внимание на патриотическое воспитание, которое должно способствовать пробуждению любви к Родине, появлению чувства причастности к судьбе своей страны. Проблемой сегодня является формирование у подрастающего поколения ценностных ориентиров, нравственных систем, морально-этических норм. В связи с этим необходимо нравственное воспитание, помогающее постигать школьникам правила общежития, сложность и неоднозначность понятий «добро» и «зло», «правда» и «ложь», «милосердие», «нравственный выбор» Очень важно сегодня также экологическое, трудовое, лингвоэкологическое и эстетическое воспитание школьников на уроках русского языка.

Самовыражение учащегося в творческих работах формирует самосознание, личностные качества школьника, его жизненную позицию.

Наши рекомендации