На этой фазе Вашей работы вы наносите последний мазок на картину всей Вашей жизни ради трансформации нового человеческого существа?
Моя работа не похожа на работу художника.
Она не такова, что я могу завершить картину, это - непрерывная живопись. И я буду наносить мазки на картину даже тогда, когда я буду находиться на смертном одре — и все-таки картина будет незавершенной.
В жизни только безумцы стремятся к совершенству. Тот, кто стремится к совершенству, уже находится на пути к безумию.
Однажды я был гостем во дворце одного магараджи, и магараджа показывал мне свои владения — это был прекрасный дворец. В одном месте он остановился и спросил: «Вы видите?» Там была недостроенная стена.
Я спросил: «Почему вы оставили ее недостроенной?»
Он сказал: «Дворец был построен моим дедом. И в нашей семье есть традиция: ничто не должно доводиться до совершенства. Должно оставаться какое-то несовершенство, чтобы следующее поколение помнило о том, что жизнь не допускает совершенства».
Несовершенство — это не нечто плохое. Несовершенство - это корень всего роста; совершенство же может быть только смертью.
Как только нечто становится совершенным, оно умирает.
Картина, которую я начал писать, останется несовершенной — хотя я буду продолжать пытаться сделать ее совершенной, но по самой природе Существования она не может быть совершенной.
И это не моя картина.
Те, кто со мной... это в такой же мере и их картина. Когда меня не будет, вам придется продолжить ее, на картине должны появляться новые цветы, новая листва. Не дайте ей умереть.
Другими словами, не дайте ей стать совершенной.
Прикладывайте все усилия для того, чтобы сделать ее совершенной, но не позволяйте ей стать совершенной.
Тогда в ней будет потрясающая красота, всегда - цветение и рост, и этому не будет конца.
В жизни мы всегда находимся посередине.
Вы не знаете начала жизни, вы не знаете конца жизни. Мы всегда посередине, и каждый всегда был посередине. Это процесс, непрерывный процесс — река, течение которой никогда не останавливается. В этом-то и вся красота, все великолепие. И так во всем, запомните это.
Примите тот факт, что несовершенство — это правило, нечто становится совершенным только тогда, когда приходит его смерть.
Стремиться к совершенству — значит стремиться к смерти. Смерть — это точка. В жизни вы можете ставить запятые, но точку — никогда.
В одном из стихотворений Рабиндраната Тагора... критики во всем мире критиковали его, так как это стихотворение внезапно начинается и внезапно заканчивается, у него нет начала и нет конца. Оно кажется средней частью — чего-то недостает в начале и чего-то недостает в конце.
И Рабиндраната спросили: «Вас критикуют, но почему вы молчите?»
Он ответил: «Эти люди не понимают жизни. Жизнь всегда посередине, а моя поэзия отображает жизнь. Она начинается из ниоткуда и внезапно испаряется и исчезает, не оставляя вам чувства завершенности».
Но ум всегда и во всем стремится к совершенству.
Поэтому уму всегда не по себе, когда он сталкивается с сердцем, с любовью, с жизнью, с медитацией. Со всем, что растет, уму всегда не по себе.
Он чувствует себя легко с машинами.
Машины совершенны.
Для меня несовершенство — это не нечто достойное осуждения, это нечто, чему надо радоваться и что надо высоко ценить — ибо это принцип самой жизни.
Возлюбленный Бхагаван,
Когда я в последний раз видела Вас во время беседы, случилось нечто странное: глядя на Вас, я почувствовала, как будто не могу видеть Вас; мне пришлось закрыть глаза, чтобы снова сосредоточиться. И я не могу сказать, что даже тогда я обнаружила Вас.
И днем, когда я остаюсь наедине с собой, внутри меня так много любви и нежности. Это похоже на то, что там, где раньше я находила Вас, есть только огромное пространство любви и мне кажется, что это — я. Вы же как-то далеки и холодны. Это озадачивает меня. Со мной что-то не так? — хотя я чувствую себя богатой, а Вы — мой возлюбленный учитель.
Нет нужды озадачиваться.
Все идет, как надо.
Чем больше ты любишь меня, чем больше ты приближаешься ко мне, тем больше я буду казаться тебе исчезающим. И в некой точке ты обнаружишь, что там, где раньше был я, есть только любовь, аромат, присутствие.
И самое странное... ты будешь чувствовать, как будто это - твой центр, это — ты.
Это один путь приближения к учителю.
Люди бывают разные.
У кого-то другого все может быть как раз наоборот: когда он приближается ко мне, он начинает исчезать. И когда он подходит ко мне совсем близко, он обнаруживает, что его больше нет.
Вот самый существенный факт: двое не могут войти в дверь рая.
Двое должны стать одним.
А кто исчезнет, и кто останется — это просто вопрос языка, который абсолютно несущественен.
И ты чувствуешь любовь, ты чувствуешь себя блаженной, ты чувствуешь себя богатой, так что, несомненно, все идет правильно. Когда все идет правильно, человек получает определенные подтверждения. Когда что-то идет не так, человек несчастен, пребывает в отчаянии и тоске.
Нет нужды спрашивать об этом; ты можешь просто посмотреть на свое собственное состояние и узнать, идет ли все как надо, или нет.
Если ты чувствуешь себя любящей, более богатой, более полной, более довольной, тогда все идет как надо.
Ты блаженна.
И учитель ли исчезает в ученике, или ученик исчезает в учителе — это зависит от того, откуда смотреть.
Мой дедушка говаривал... Он не был образованным человеком, он не был мыслителем. Он был очень практичным человеком. Но время от времени он, просто исходя из своего практического жизненного опыта, говорил такие вещи, которые обладали огромной вескостью.
Он был торговцем тканями.
Я часто сидел рядом с ним, когда он обслуживал покупателей, — его подход к покупателям был весьма странным.
Но покупателям он нравился; если его не было в лавке, они спрашивали: «Где же он? Когда он придет? Мы подождем его».
Первым делом он спрашивал посетителя: «Ты хочешь, чтобы тебя обманули? Тебе решать. Ты хочешь заплатить справедливую цену или ты хочешь заплатить больше? Решай и скажи мне. Если ты хочешь заплатить больше, тогда будем торговаться. И запомни вот что...»
В нашем городе была река, а на берегу реки росли очень сладкие арбузы. За все мои странствования по всему миру мне никогда не попадались такие сладкие арбузы. Арбузы были такими сладкими, что река получила название Саккар -сахарная.
И мой дед говорил покупателю: «Послушай, арбуз ли падает на нож или нож падает на арбуз — в любом случае разрезан будет арбуз. Ты — арбуз, а я — нож! Ну, каково твое решение? Будем торговаться или нет? Если мы будем торговаться, ты заплатишь больше. Я знаю точную цену. Я не могу согласиться на более низкую цену, но на более высокую цену я готов согласиться в любое мгновение. Если ты не хочешь быть обманутым, я назову тебе справедливую цену. Только помни о ноже и арбузе!»
Так что, ученик ли исчезает в учителе или учитель исчезает в ученике — это не имеет значения... арбузу все равно конец!
И ты — арбуз, а я — нож. Так что наслаждайся и чувствуй себя богатой.
Все идет, как надо.
Возлюбленный Бхагаван,
Когда я сижу на Вашей беседе, я чувствую Ваше безмолвие и чувствую, что становлюсь его частью. Это бессловесный процесс все большего и большего растворения в безмолвии. В то же самое время есть и Ваши слова. Я слышу их, и внезапно между безмолвием и словами возникает связь, и я чувствую благодарность за Ваши чудесные слова.