Идеологические тенденции
В период с 1939 по 1960 г. количество представителей взрослого населения, относящих себя к либералам или консерваторам, было примерно равным, но затем консерваторы начали численно превосходить либералов.
Когда в качестве критерия идеологической ориентации используется самоидентификация, формальный уровень образования оказывается напрямую связанным с Л.: самыми либеральными оказываются люди, получившие образование в колледжах. С Л. связан и возраст: люди до 30 лет сильнее тяготеют к Л., чем представители более старших возрастных групп.
Если принимать в расчет убеждения, то лица с более низкими доходом, формальным образованием и профессиональным статусом имеют тенденцию быть более либеральными в вопросах соц. обеспечения, но более консервативными во всем, что касается гражданских прав, соц. проблем (расхождений во взглядах и гражданских свобод) и внешней политики, тогда как люди с более высокими доходом, формальным образованием и профессиональным статусом высказывают более консервативные взгляды по вопросам соц. обеспечения, но более либеральные в отношении гражданских прав, соц. проблем и внешней политики.
Особенно важны политические последствия К./Л., поскольку, начиная с 1960 г., идеология играет все более важную роль в избирательной борьбе, особенно в вопросах политической идентификации партий и оценки кандидатов.
См. также Авторитарная личность, Национальный характер, Политические ценности, Социальный класс
С. Лонг
Константность (constancy)
Мы воспринимаем объекты и события благодаря их воздействию на наши органы чувств — световой энергии, передаваемой глазу, колебаниям давления, к-рые проникают в ухо, и т. д. Физ. характеристики самого объекта, такие как его размеры, форма и отражательная способность, — это дистальныестимулы внешнего мира: качества, относительно неизменные для данного объекта и важные для нашего взаимодействия с окружающей действительностью. Для восприятия этих качеств мы должны извлечь информ. о них из паттернов стимульных энергий в наших органах чувств — проксимальнойстимуляции.
Проксимальная стимуляция обычно непрерывно изменяется: напр., когда мы приближаемся к объекту или удаляемся от него, размер изображения, к-рое он проецирует на сетчатку глаза, изменяется соответственно; количество отражаемого от него и попадающего в глаз света изменяется вместе с изменением его освещения; и, наконец, место его проекции на сетчатке меняется всякий раз, когда глаз наблюдателя изменяет направление рассматривания.
Из этого потока постоянно меняющейся проксимальной стимуляции мы должны извлекать наши образы мира, тем не менее мы не видим людей меняющимися в своих размерах при нашем приближении к ним, как и не воспринимаем предметы изменяющими форму, когда смотрим на них под другим углом, цвет и светлоту, когда мы переходим со света в тень, или положение в пространстве, когда мы изменяем свое положение относительно них.
Говоря коротко, дистальные характеристики объектов, по-видимому, остаются относительно постоянными, даже если проксимальная стимуляция, к-рую они предоставляют глазу, все время меняется. Главные аспекты восприятия, в к-рых это наиболее очевидно, исследовались отдельно и получили соответствующие названия: К. формы, К. громкости, К. положения, или, в целом, К. предмета. Сказанное выше можно сформулировать в виде более общего принципа: при всех условиях, когда мир являет нам устойчивые и не изменяющиеся дистальные свойства, а органы чувств получают меняющуюся проксимальную стимуляцию, мы склонны воспринимать постоянные дистальные свойства.
Данное утверждение — это не что иное, как переформулирование еще более общего правила, предложенного Германом фон Гельмгольцем и звучащего в вольном изложении примерно так: мы воспринимаем такое положение дел в мире, к-рое, при нормальных условиях, вызвало бы паттерн проксимальной стимуляции, воздействующий в данный момент на органы чувств.