Тема 1. Я в общении. Стили общения
Задание 1. Наблюдение и анализ стилей общения.
· Выберите кого–то из ваших знакомых и попробуйте описать его характерный стиль в ситуации делового и личного общения.
· Сравните их стили общения с вашим. Чем они похожи? В чем основные различия?
· Какими преимуществами, помогающими достичь цели в общении, обладаете вы?
· Определите ваши трудности и ошибки в межличностном взаимодействии с другими.
· В какой ситуации: делового или личного общения вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Задание 2.Определение трудностей и ошибок в межличностном взаимодействии.
А). Попросите вашего друга или одногруппника побеседовать с вами в течение приблизительно 6 минут. Первые 1,5 минуты беседуйте, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя инаоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.
Опишите:
1. Какое положение было для вас наиболее комфортным, а какое наименее комфортным для общения?
2. Почему для установления и поддержания контакта в общении важно сохранение равенства позиций участников разговора?
Б). Побудите другого человека что-либо сделать за вас.
Для этого мысленно поставьте себя на его место. Например, на место одного или нескольких ваших одногруппников. Подумайте, как бы вы могли обратиться к каждому, учитывая его личностные особенности. Запишите все возникающие варианты, а затем обсудите их с реальными людьми. В ходе обсуждения составьте перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.
Напишите:
1. Удалось ли понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора?
2. Был ли установлен эмоциональный контакт?
3. Были ли вы уверены в себе и достаточно открыты для беседы?
4. Насколько четко вы изложили причины побуждения?
5. Запишите в свой дневник основные ошибки и трудности, которые вы обнаружили в общении. Определите на основании их зоны ближайшего развития.
Тема 2. Средства общения.
Задание 1. Развитие невербальных средств общения.
Включите телевизор и выключите в нем звук. Попытайтесь понять, о чем говорят участники телепередачи. Через 5 минут включите звук и сравните ваши предположения с произносимым текстом.
Опишите:
1. Легко ли вам удалось выполнить задание?
2. Что помогло, а что осложнило ваше понимание?
3. Какие невербальные приемы использовали участники телепередачи для установления контакта?
4. Какие индивидуально–психологические особенности вам удалось заметить в процессе наблюдения?
5. Какие чувства у вас вызывает ситуация вынужденного невербального общения?
6. Вспомните собственные наиболее характерные невербальные средства общения? Помогают или мешают они вам и в какой ситуации?
7. Какие ваши личностные особенности способствуют, а какие препятствуют достижению цели?
Тема 3. Виды слушания.
Задание 1. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника.
Вспомните недавний разговор с другом, родителем, начальником, преподавателем и др., который вы оцениваете как конфликтный.
Опишите поведение каждого участника диалога.
1. Какие приемы активного слушания (уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование) применял каждый из вас?
2. Какие из них помогали, а какие мешали достижению цели диалога?
3. Как вы чувствовали себя в процессе диалога?
4. Что мешало взаимопониманию с обеих сторон?
5. Какой мотив в общении преследовал каждый участник беседы?
6. Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником?
Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания.
Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания.
Напишите:
1. Какие ошибки в общении чаще всего совершаете вы?
2. Какие приемы пассивного слушания вам знакомы?
3. Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника)?
4. Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения.