Директивы министра обороны и Генерального штаба 28 страница
— несение службы часовым в пути следования (во время движения поезда);
— посадка (высадка) на тормозную площадку, платформу, в вагон;
— действия караула во время остановок поезда и длительных стоянок, при нападении на пост, задержании неизвестного, пожаре, остановке поезда и в других экстремальных ситуациях в движении и на стоянках;
— порядок допуска в караульное помещение и для осмотра и ремонта ходовых частей охраняемых вагонов;
— сдача транспорта; знание сигналов светофоров;
— охрана ящика с оружием и боеприпасами к нему в пути следования;
— оказание первой медицинской помощи;
— соблюдение требований безопасности в пути следования и на остановках (стоянках).
Перед отправлением караула дежурный по воинской части проверяет состав и обеспеченность караула, знание им своих обязанностей, состояние вооружения и боеприпасов, внешний вид каждого караульного.
О готовности караула дежурный по воинской части докладывает начальнику штаба или командиру воинской части.
Начальник штаба или командир воинской части производит осмотр караула, проверяет правильность оформления установленной документации, обеспеченность всеми видами довольствия и имущества на путь следования, инструктирует караул о порядке и особенностях выполнения поставленной боевой задачи, требованиях пожарной и личной безопасности, особенно на электрифицированных железнодорожных участках, правилах хранения, применения оружия, требованиях безопасности при обращении с ним и делает об этом запись в постовой ведомости. На разводе караула должны присутствовать командиры подразделений и начальники служб, которые участвовали в подготовке караула к выезду.
Командир воинской части (начальник штаба) обеспечивает своевременное прибытие караула к месту приема груза.
Командиры соединений и воинских частей, начальники штабов инструктаж караулов по охране, обороне и сопровождению транспортов с воинскими грузами перед отправлением проводят лично. О готовности караула к выполнению боевой задачи докладывают телеграммой своим непосредственным начальникам.
Организация охраны и сопровождения воинских грузов
Обязанности начальника караула.Начальник караула подчиняется военным комендантам железнодорожных участков и станций по пути следования транспорта и офицеру, сопровождающему груз. Кроме выполнения общих и дополнительных обязанностей, указанных в ст. 283 УГ и КС ВС РФ, перед отправлением из воинской части начальник караула обязан получить:
— удостоверение о назначении его начальником караула по охране и сопровождению транспорта с воинским грузом;
— командировочное удостоверение на себя и каждого караульного, в котором записываются наименование образца, серия, номер оружия, а также наименование и количество выданных к нему боеприпасов. Запись скрепляется подписью лица, подписавшего командировочное удостоверение, и гербовой печатью. Стрелковое оружие и боеприпасы записываются в командировочное удостоверение начальника караула (старшего команды) с указанием наименования образцов, количества, серий и номеров оружия, а также наименования и количества боеприпасов к ним. Номер и дата командировочного удостоверения записываются в книге выдачи оружия и боеприпасов роты;
— постовую ведомость с записью о проведенном инструктаже;
— оружие и боеприпасы к нему на весь личный состав караула, а также металлический ящик для их хранения и металлическую номерную печать для его опечатывания. Ящик оборудуется надежными запорами, замком и приспособлениями для опечатывания и должен иметь внешние габариты не более 50 х 50 х 100 см, а по диагонали — надпись «Воинский»,сделанную красной краской;
— справку о допуске (по первой, второй или третьей формам);
— воинские перевозочные документы для возвращения в воинскую часть (раздельно на каждого караульного) или наличные деньги для приобретения проездных документов при следовании в пассажирских поездах и воздушных судах в межгосударственном сообщении, а также деньги для оплаты постельных принадлежностей;
— деньги на помывку в бане и приобретение газет в пути, радиоприемник;
— продовольствие и продовольственно-путевые деньги на путь следования в оба конца, авансовую тетрадь и аттестат на продовольствие[25];
— посуду для приготовления и приема пищи, а также герметически закрывающуюся емкость для хранения питьевой воды согласно нормам;
— караульную форму одежды согласно ст. 103 УГ и КС ВС РФ;
— постовую форму одежды и дополнительные комплекты нательного белья[26], постельные принадлежности на весь состав караула[27];
— медицинскую аптечку первой помощи[28];
— сигнальные красные флажки и осветительные фонари[29];
— противогазы[30];
— раздаточную ведомость на оружие и боеприпасы караула;
— план воспитательной работы с личным составом караула;
— комплект общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
— пломбировочные тиски.
При следовании в воинские части и учреждения, дислоцированные в Калининградской области, на территории других государств и обратно начальником караула назначается офицер или прапорщик, которому выдаются дополнительно заграничный паспорт и список личного состава караула, оформленные в установленном порядке.
По прибытии к месту назначения оружие и боеприпасы, если они не требуются для выполнения служебного задания, сдаются на временное хранение в воинскую часть или военному коменданту по месту командирования.
Для доставки караула на железнодорожную станцию или к месту погрузки груза выделяется автотранспорт воинской части или грузоотправителя.
В крупных городах при перевозках караулов используется транспорт комендатур. Переезды городским общественным транспортомзапрещаются.
Начальник караула обязан при приеме груза:
— прибыть к отправителю груза вместе с караулом не позднее чем за 3 часа до погрузки и предъявить ему свое удостоверение о назначении его начальником караула;
— потребовать от отправителя груза жилое помещение для размещения личного состава караула;
— сдать ящик с оружием и боеприпасами согласно описи дежурному по воинской части.
Начальник караула обязан получить у отправителя:
— 2 экземпляра описи вагонов и отдельных мест на платформах и полувагонах с отметкой на них о приведении груза в транспортное состояние;
— табель постам;
— инструкцию начальнику караула и указания о свойствах груза, условиях его перевозки, перегрузки и сдачи;
— аварийную карточку или сертификат[31];
— необходимое количество крепежного материала для крепления и устранения возможных повреждений креплений груза на платформах;
— вагоны (платформы) по описи, сверяя при этом соответствие номеров и количество вагонов, наличие и соответствие пломб контрольным знакам, указанным в табеле постам, в том числе людской вагон со съемным воинским оборудованием, топливом и свечами.
При приеме груза наружным осмотром начальник караула обязан проверить состояние вагонов, надежность закрытия люков, дверей, бортов, грузы, перевозимые на платформах, принять по числу мест (боевую и другую технику по счету), проверяя состояние укрытия, исправность хранения и упаковки грузов.
Начальнику караула запрещается принимать под охрану транспорт и выставлять часовых на платформы, не оборудованные специальным ограждением, если в табеле постам нет разрешения часовому находиться в теплушке.
Начальник караула имеет право потребовать тщательно стереть с охраняемых вагонов все меловые надписи и запретить личному составу производить на вагонах какие-либо надписи о характере груза, станциях погрузки и выгрузки, фотографироваться с оружием у вагонов.
При нахождении в пути следованияначальник караула обязандокладывать военным комендантам железнодорожных участков или станций лично или по телефону, телеграфу, радио о происшествиях, нарушениях правил перевозки, задержках в пути, о необходимости получения продуктов, топлива, средств освещения, о прибытии транспорта в пункт назначения, сдачи груза получателю.
Караул размещается в оборудованном крытом или специальном вагоне сопровождения. Вагон должен быть промыт и продезинфицирован. Для обогрева личного состава в вагоне и приготовления пищи органами железной дороги с выполнением требований пожарной безопасности устанавливается печь.
При следовании караулов (отдельных команд) в пассажирских вагонах личный состав во главе с начальником караула (старшим команды) размещается в отдельном купе купейного вагона.
Оружие и боеприпасы хранятся и перевозятся в металлическом ящике, закрытом на замок и опечатанном печатью начальника караула (команды). Ключи хранятся у начальника караула, передача их другим лицамкатегорически запрещена.
При следовании караула в грузовом вагоне ящик с оружием и боеприпасами размещается в удаленном от дверей и печки месте.
При следовании караула в пассажирском вагоне к месту приема груза или при возвращении в свою часть после сдачи груза личный состав во главе с начальником караула размещается в одном вагоне. Для них выделяются 1 или 2 купе (в зависимости от состава караула). Ящик с оружием и боеприпасами укладывается в отсек для ручной клади под нижними полками. Личный состав караула осуществляет постоянный контроль за его сохранностью.
Окна (люки) и двери вагона должны постоянно находиться под охраной назначенного караульного.
В случае утраты оружия или боеприпасов в пути следования начальник караула (старший команды) обязан немедленно доложить об этом на первой остановке военному коменданту железнодорожного участка (станции), начальнику станции и органам МВД России на транспорте.
Оружие и боеприпасы выдаются только на стоянках и только сменам, несущим охрану.
Заряжание оружия производится рядом с людским вагоном на междупутье в соответствии с требованиями УГ и КС ВС РФ, при этом ствол автомата направляется вверх вдоль состава.
Часовые размещаются:
— во время движения — на тормозных площадках вагонов, а при их отсутствии — на платформах со специальным ограждением, при отсутствии платформ — в вагоне, где размещается караул;
— во время стоянки — на междупутье или обочине земляного полотна по обеим сторонам охраняемых вагонов, причем каждому часовому поручается охрана одной стороны транспорта.
На стоянках охрана усиливается караульными бодрствующей смены.
Смена часовых производится в зависимости от остановок поезда, но по возможности через каждые 2 часа в летнее время и через 1 час в зимнее время. Сменившиеся часовые во избежание отставания от поезда немедленно направляются в людской вагон.
Начальник караула отдыхает, как правило, во время движения поезда, чередуясь с разводящим (если он назначен) или с одним из караульных.
Категорически запрещаетсяперебегать пути перед движущимся подвижным составом.
Переходить пути можно на расстоянии 5 м от головы или хвоста поезда или группы вагонов, убедившись при этом, что по соседнему пути не движется состав.
На стоянках поезда часовой должен находиться на междупутье или обочине земляного полотна у охраняемого вагона. Если по соседнему пути идет поезд, необходимо подняться на тормозную площадку.
При отсутствии тормозной площадки часовой должен внимательно наблюдать за движущимся составом и следить, не окажется ли в нем выступающих частей, при их обнаружении — лечь посредине междупутья головой в сторону движения поезда, подобрать под себя полы шинели или постовой одежды.
При следовании смены на посты двигаться следует по междупутью или обочине земляного полотна в колонну по одному.
Во время движения поезда запрещается:
— сидеть на борту платформы, на краю и ступеньках тормозной площадки;
— переходить с одной платформы на другую;
— находиться на крыше вагонов;
— высовываться из люков, дверей крытых вагонов;
— сидеть на полу в дверном проеме крытого вагона;
— опираться на дверную закладку.
По прибытии поезда на станцию разрешается сходить с подвижного состава лишь после полной остановки поезда, предварительно осмотрев место стоянки.
Запрещается выходить из вагонов со стороны проходящего поезда.
При маневрах с охраняемым грузом часовым нельзя ездить на подножках, предназначенных для составителей поездов, а также на раме или буксе платформы, держать за ее борта.
Категорически запрещается пользоваться водой из случайных источников.
На эксплуатирующихся электрифицированных железнодорожных участках провода контактной сети и непосредственно соединенные с ними тросы, детали, а также электрическое оборудование электроподвижного состава находятся под высоким напряжением:
— 3 тыс. вольт — на участках постоянного тока;
— 25 тыс. вольт — на участках переменного тока.
На подвижном составе, находящемся на электрифицированных путях, запрещается:
— подниматься на крышу, находиться или производить какие-либо работы на крышах вагонов и контейнерах, становиться на башни танков, крыши специальных машин;
— открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов или проводить какие-либо работы на них;
— подлезать под электропоездами;
— производить погрузку или разгрузку с открытого подвижного состава, когда сами работающие или применяемые ими приспособления могут во время работы приближаться на расстояние менее 2 м к частям контактной сети;
— приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м, а также прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы.
При необходимости приближения для устранения нарушений в состоянии груза (сдвиг на платформах, поворот башен танков и стволов артиллерийских систем, неисправность тары, течь груза) к находящимся под напряжением частям контактной сети на расстояние менее 2 м начальник караула обязан доложить об этом военному коменданту железнодорожного участка (станции), а там, где его нет, — начальнику станции.
Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли или заземленных конструкций или нет.
Воинский караул, обнаружив обрыв контактной сети или линий электропередач, пересекающих железнодорожные пути, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить военному коменданту железнодорожного участка (станции), а где его нет — начальнику станции и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам ближе 10 м.
Лица, оказавшиеся на расстоянии 10 м от лежащего на земле контактного провода, должны выходить из опасной зоны маленькими (не более 0,1 м) шагами, чтобы уменьшить опасность поражения электрическим током.
При погрузке и следовании машин на железнодорожном подвижном составе нельзя оставлять или выдвигать штыревые антенны.
При сдаче груза получателю начальник караула обязан:
— проверить у грузополучателя документы на право получения груза и сдать ему по описи, под пломбами отправителя вагоны и по числу мест груз, перевозимый на платформах и полувагонах, а боевую и другую технику под пломбами — по счету;
— один экземпляр описи с распиской грузополучателя, заверенной гербовой печатью, оставить у себя;
— о сдаче груза доложить военному коменданту железнодорожной станции.
По возвращении в свою воинскую часть начальник караула обязан:
— доложить командиру (начальнику штаба) о выполнении задачи;
— сдать оружие, боеприпасы, имущество, полученные перед убытием;
— отчитаться в израсходовании денежных средств и продовольствия;
— сдать документы по сопровождению груза в штаб воинской части.
Часовые выполняют свои обязанности по охране воинских грузов в соответствии со ст.ст. 284, 285 УГ и КС ВС РФ.
Материально-бытовое и медицинское обеспечение
В настоящее время продолжает действовать приказ министра обороны Российской Федерации «О материальном стимулировании военнослужащих за несение караульной службы» от 15 июня 1994 г. № 224, которым установлена выплата денежного вознаграждения военнослужащим, назначенным для несения караульной службы.
Денежное вознаграждение за каждый суточный караул установлено в размере полевых денег[32], а за несение службы в карауле только в ночное время суток — в половинном размере установленной нормы полевых денег.
Выплата указанного вознаграждения производится по окончании месяца, в котором военнослужащие привлекались к несению караульной службы, одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц. Основанием для выплаты служит приказ командира воинской части, в котором указываются конкретные лица и дни месяца, в которых они несли караульную службу.
Рассматриваемое денежное вознаграждение не выплачивается:
— военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (кроме офицеров);
— курсантам военно-учебных заведений, школ прапорщиков, мичманов, техников, учебных частей, подразделений курсов, учебных отрядов и учебных центров;
— военнослужащим, командированным в составе караулов для выполнения задач по охране, обороне и сопровождению транспортов с воинскими грузами.
Автор полностью разделяет мнение А.Г. Тищенко, который считает, что на данное денежное вознаграждение не вправе рассчитывать и военнослужащие, назначенные в гарнизонный наряд дежурными по караулам или их помощниками, так как в соответствии с УГ и КС ВС РФ указанные лица не входят в состав караула, а назначаются для непосредственного руководства караульной службой[33].
При убытии из воинской части караул обеспечивается свежей периодической печатью. Обеспечение караула газетами[34] в пути следования возлагается на комендатуры военных сообщений. При следовании пассажирскими поездами, судами и самолетами личный состав караула приобретает их в счет полученного аванса.
Помывка личного состава караула в пути следования производится не реже чем через 7 суток в войсковых, городских или железнодорожных банях.
Аванс на помывку личного состава караула выдается начальнику караула в воинской части, снарядившей караул (отправителем воинского груза при повторном использовании караула) из расчета оплаты стоимости услуг в данном регионе с последующим перерасчетом по предъявленным оправдательным документам.
Военнослужащие, назначенные в состав караулов (команд) для охраны, обороны и сопровождения воинских грузов при их перевозке и в пути следования к месту приемки этих грузов и при возвращении после их сдачи, обеспечиваются горячим питанием по общевойсковому пайку (норма № 1) с выдачей дополнительных продуктов[35], с заменой мяса на консервымясные или рационами питания (нормы № 10, № 11) (приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время» от 22 июля 2000 г. № 400).
Приготовление пищи организуется силами личного состава караула. При следовании пассажирскими поездами военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут обеспечиваться взамен продовольственного пайка продовольственно-путевыми деньгами с учетом стоимости дополнительных продуктов, а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — денежной компенсацией.
Для оказания первой помощи укомплектовывается медицинская аптечка согласно приложению № 7 к Положению об охране и сопровождению воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом, введенному в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 23 августа 1997 г. № 321.
Контроль за организацией и несением караульной службы
Контроль за подготовкой караулов и несением ими службы осуществляется командирами рот (батарей), батальонов (дивизионов), от которых они назначены, их заместителями и всеми прямыми начальниками этих командиров, а также лицами, которым караулы подчинены (ст. 97 УГ и КС ВС РФ).
Караулы, сопровождающие транспорты с воинскими грузами, проходящие через станцию (порт), аэропорт, кроме того, обязаны проверять военный комендант железнодорожного (водного) участка и станции (порта), аэропорта или его помощники. При нахождении воинских транспортов на станциях (портах, аэропортах) проверка караулов осуществляется каждые 2 часа. При этом проверяются: обоснованность вызова караула для охраны и сопровождения воинского груза отправителем; состояние воинской дисциплины караула, его материально-бытовое обеспечение, наличие оружия и боеприпасов, документов, а также крепление вооружения, военной техники и других материальных средств; выполнение требований пожарной безопасности; санитарное состояние караульных помещений. О результатах проверки караула, принятых заявках на материально-бытовое обеспечение и проведенном обеспечении производится запись в постовой ведомости.
Проверка караулов должностными лицами гарнизона (воинской части) проводится по графику, утвержденному начальником гарнизона (командиром воинской части).
Не менее половины проверок должно проводиться в ночное время.
Накануне проверки караулов назначенные лица инструктируются о порядке проверки должностными лицами, отвечающими за организацию и руководство караульной службой.
Командир роты (батареи) или батальона (дивизиона), от которых назначается караул, накануне заступления в наряд проверяет подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам, перед отправлением личного состава караулана развод — состояние оружия и боевых патронов, наличие туалетных принадлежностей, внешний вид каждого военнослужащего, а также заполняет и подписывает постовую ведомость.
Начальники карауловдо выхода на развод проверяют по постовой ведомости расчет караулов, правильность снаряжения магазинов (обойм), исправность одежды и снаряжения и осматривают оружие.
Дежурный по воинской частина разводе проверяет численный состав караула, его вооружение, форму одежды, знание им своих обязанностей.
Офицерами управления и штаба воинской части согласно графику проверки караулов проверяется организация и проведение подготовки личного состава караула к несению службы. При этом проверяется проведение занятий по изучению положений уставов и особых обязанностей часовых в классе для теоретической подготовки караулов и практических занятий по отработке действий часовых на караульном городке.
Проверка несения службы караулами организуется таким образом, чтобы каждая смена часовых в течение суток была проверена должностным лицом. При этом в ночное время (с 01.00 до 07.00) назначаются наиболее подготовленные и ответственные офицеры из состава управления воинской части.
Командиры соединений, воинских частей, начальники гарнизонов не реже одного раза в месяц днем и ночью обязаны лично проверять все подчиненные караулы.
Запрещается проверять несение службы часовыми помощнику начальника караула и разводящим из числа сержантов.
§ 3. Организация боевого дежурства (боевой службы)[36]
Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск.
В состав дежурных сил и средств входят:
— боевые расчеты;
— экипажи кораблей и летательных аппаратов;
— дежурные смены пунктов управления;
— дежурные силы и средства боевого обеспечения и обслуживания.
В Военно-Морском Флоте боевая служба является высшей формой поддержания боевой готовности сил флота в мирное время.
Боевое дежурство организуется командиром воинской части. Он отвечает за выполнение задач дежурными силами и средствами (приказ министра обороны Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. № 067).
Заместители командира воинской части, начальники родов войск и служб отвечают за боевую готовность, обеспечение и подготовку дежурных сил и средств в части, их касающейся.
Состав дежурных сил и средств, степени их боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава, вооружения и военной техники к заступлению на боевое дежурство (боевую службу) и их смены определяются приказом командира воинской части в соответствии с требованиями УВС ВС РФ, приказов и директив министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба и главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации.
На боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать:
— военнослужащих, не приведенных к Военной присяге;
— военнослужащих, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме;
— военнослужащих, совершивших проступки, по которым ведется расследование;
— больных военнослужащих.
За неиспользованные в связи с несением боевого дежурства выходные и праздничные дни военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) предоставляется отдых в течение недели.
Подготовка личного состава к несению боевого дежурства
Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится на основании плана, утвержденного командиром воинской части, в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство[37]. Она проводится под руководством командира воинской части или лиц по его поручению с учетом характера и объема задач, специфики воинской части, подразделения, времени и места несения боевого дежурства в классах подготовки к боевому дежурству или специально подготовленных местах с использованием учебной (учебно-боевой) техники, аппаратуры, тренажеров, макетов и учебных пособий.
Вооружение и военная техника к боевому дежурству (боевой службе) готовятся заблаговременно.
Все мероприятия по подготовке дежурных сил и средств завершаются проверкой их готовности к несению боевого дежурства. Результаты проверки отражаются в журнале учета подготовки к боевому дежурству. Командир воинской части отдает боевой приказ о заступлении на боевое дежурство.
Порядок заступления на боевое дежурство (боевую службу) определяется приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации.
О заступлении на боевое дежурство командир дежурных сил и средств (оперативный дежурный, начальник смены, расчета, дежурный командного пункта) докладывает своему непосредственному начальнику и на вышестоящий пункт управления.
Командир дежурных сил и средств (оперативный дежурный, начальник смены, расчета, дежурный командного пункта) обязан детально знать обстановку, действовать смело и решительно, брать на себя ответственность за принятые решения и обеспечить выполнение боевой задачи.
Боевое дежурство (боевая служба)[38]
В период боевого дежурства с дежурной сменой проводятся раздельные и комплексные тренировки (часть из которых — контрольные) под руководством командиров дежурных сил и средств (оперативных дежурных, начальников смен, расчетов, дежурных командных пунктов) и старших начальников.
Кроме того, с личным составом дежурных смен, свободных от непосредственного выполнения задач боевого дежурства, проводятся занятия согласно расписанию, утвержденному начальником штаба воинской части.
Командиру дежурных сил и средств (оперативному дежурному, начальнику смены, расчета, дежурному командного пункта) запрещается отдавать личному составу приказы, которые отвлекают его от выполнения обязанностей по несению боевого дежурства и могут привести к срыву выполнения боевой задачи.
Личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства запрещается:
— передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств (оперативного дежурного, начальника смены, расчета, дежурного командного пункта);
— отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства;
— самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства;
— проводить работы на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность.
В воинской части (подразделении), от которой выделяются дежурные силы и средства, увольнение личного состава из расположения части, занятия, спортивные и культурно-массовые мероприятия проводятся с таким расчетом, чтобы при необходимости обеспечивалось усиление дежурных смен в установленные сроки.
Периодичность проверки боевого дежурства (боевой службы) должностными лицами определяется главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Проверка несения боевого дежурства осуществляется командиром воинской части, его прямыми начальниками или лицами по их поручению, для чего разрабатывается план проверки несения боевого дежурства.
После смены с боевого дежурства производится разбор несения службы личным составом, ее состояние отмечается в приказе командира воинской части.
§ 4. Организация гарнизонной службы
Гарнизонная служба — совокупность постоянно проводимых мероприятий с целью обеспечить согласованность действий войск гарнизона при переводе с мирного на военное время, необходимые условия для их повседневной деятельности и подготовки, поддержание воинской дисциплины в гарнизоне, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.
Гарнизонную службу организует начальник гарнизона силами управления и штаба своей воинской части и других воинских частей гарнизона. Если он не является командиром воинской части — с привлечением командиров и штабов воинских частей гарнизона (ч. 1 УГ и КС ВС РФ).