Воспитывать волевые качества личности
Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля- это способность человека управлять своим поведением, направлять все свои силы на достижение поставленных целей.
Сила воли -это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.
Воспитание различных волевых проявлений личности школьников - трудоемкий процесс, который должен постоянно осуществляться на уроках физической культуры, на удлиненных переменах, во время внеклассной и самостоятельной деятельности учащихся.
Целеустремленность -сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является важнейшим мотивационно волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств.
Самообладание -сила воли, способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу, в частности, во время паники, в ситуации эмоционального срыва другого человека. Типичная реакция – положительная, испытывание соответствующего воздействия.
Самостоятельность -это проявление воли, связанное с мобилизацией своих знаний, умений и навыков для достижения поставленной цели, а также с устойчивостью к внушению других людей или их действиям.
Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.
Настойчивость-это волевое качество, связанное с преодолением многих, возможно, неожиданно появляющихся препятствий различной степени трудности.
Развитие воли выражается следующими дифференцирующими признаками:
1. изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
2. индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
3. индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
4. нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
5. индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
6. цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.
Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.
Эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:
1. Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.
2. Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.
3. Повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения. Инвалидность ребенка определяет его не успешность практических во всех жизненных сферах. Многие психологические потребности остаются не реализованными. Совокупность данных обстоятельств и приводит к повышенному уровню тревоги и беспокойства. Тревожность ведет к агрессивности, страхам, робости, в некоторых случаях к апатии, безразличию.