Волевые качества личности

Мотивация и воля. Основные потребности и мотивы. Мотивация. Виды мотивов. Борьба мотивов. Учебная мотивация и способы ее стимулирования в педагогическом процессе. Воля как процесс. Волевые качества и состояния. Развитие воли как педагогическая задача.

Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребности организуют и направляют поведение человека. По предмету потребности бывают материальные, духовные, социальные. По происхождению они подразделяются на естественные (необходимые для поддержания жизни) и культурные (выражают зависимость человека от продуктов человеческой культуры). Еще можно разделить: по актуальности: постоянные (в кислороде), - устойчивые ( в общении), - циклические (носят строго периодический характер), -ситуативные (возникают время от времени, связаны с действием вешнего/внутреннего фактора); по интенсивности субъективного переживания – сильные (большие эмоции, зависит от значимости потребности и времени ее удовлетворения и простота) и слабые; по степени врожденности и приобретенности – первичные (биологические -продолжение рода); вторичные – определяются научением.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но существен­ной характеристикой - предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Побуждающим к деятельности фактором является цель (осо­знаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено дей­ствие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потреб­ность).

пирамида Маслоу: базовые (сон, жажда, размножение); безопасности; эмоции (в любви, эмоц. Контактах); авторитета; в познании; эстетические (в красоте, искусстве); самореализация.

Социальные потребности: Познавательная – необходимость получать информацию, в новой информации. Эстетическая – потребность в красивом. Они связаны с теорией эстетического гедонизма – просто получаем удовольствие от рассмотрения красивого; теория вчувствования – человек переносит свои чувства, ощущения в предметы произведения, ощущает себя в этом произведении. Потребность в аффилиации (стремление к общению) – (по Мюррею) – быть в обществе, общаться.

Проблема мотивации и мотивов поведения в деятельности – одна из основных в психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса. Под мотивацией подразумевается совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение человека. Есть мотивация достижения и мотивация избегания неудач, например.

Мотив – это то, что побуждает человека к тем или иным действиям. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению; мотив выступает как форма проявления потребностей. Основные функции мотива заключаются в побуждении к действиям, организации направлению и поведения, приданию поведению личностного смысла и значимости.

Виды мотивов деятельности: осознанные/неосознанные, внутренние/внешние, положительные/отрицательные.

Характеристики мотивов:

Содержательные: наличие личностного смысла, действенность мотива, место мотива в общей структуре мотивации, самостоятельность возникновения и проявления мотива.

Динамические: устойчивость мотива, сила мотива, выраженность мотива, быстрота возникновения, эмоциональная окраска.

Борьба мотивов - столкновение разнонаправленных мотивационных тенденций, одна из разновидностей внутриличностного конфликта. Когда борьба мотивов получает звание "Внутриличностный конфликт", это понимается как трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.

Борьба мотивов и волевое поведение.Если в борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель - волевое.

Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Для того, чтобы процесс формирования познавательной мотивации младших школьников проходил успешно, педагог решает следующие задачи:

- изучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на её формирование;

- выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников;

- овладение приёмами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности

Причины спада школьной мотивации: Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.

1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Воля — это наиболее активная сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо для достижения цели (результата). это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия­ми: произвольные и не­произвольные. Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека опреде­ленных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Функции воли: стабилизирующая, регулирующая, активизирующая, ингибирующая (тормозящая).

Все многообразие обстоятельств, требующих волевой регуляции, может быть сведено к трем типам ситуаций, в основе которых лежит необходимость: 1) восполнения дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации; 2) выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; 3) произвольной регуляции психических процессов.

Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться: 1) переоценкой значимости мотива; 2) привлечением дополнительных мотивов; 3) предвидением и переживанием последствий действия; 4) актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации, и пр.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием: 1) мотивационно-смысловой сферы; 2) стойкого мировоззрения и убеждений; 3) способности к волевым усилиям в специфических ситуациях.

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

основные, базовые волевые качества:

Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности.

Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство — это неразумная воля.

Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Волевые состояния — состояния, возникающие при преодолении внешних и внутренних трудностей. Практические (характеризуют состояние человека на разных этапах деятельности): а) положительные (вдохновение, воодушевление, мобилизация, готовность, активизация), б) отрицательные (прострация, переутомление, монотонность, усталость). Мотивационные (сопровождают проявления человека, направленные на удовлетворение потребностей): а) органические (гипоксия, жажда, голод, секс.напряжение), б) ориентировочные (сенсорная депривация, скука, любопытство, удивление, сомнение, тревога, страх, ужас, паника).

Дошкольники: волевая готовность к школе. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий, переход от реактивной программы к программе школьных предметов.

Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача, тогда как слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий. Условием развития волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит собственное продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий. В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: сначала это словесная инструкция учителя, затем, с развитием самосознания, волевой акт вызывается собственными потребностями ребенка. К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка. Задача воспитания на этом этапе заключается в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка научить его сознательно управлять своим поведением. С этой целью необходимо формировать у детей положительное отношение к новому положению школьника и добиваться сохранения этого отношения на протяжении всего младшего школьного возраста; формировать познавательные интересы; формировать такие качества личности (прилежание, ответственность и пр.), которые составляют необходимое условие осуществления волевого поведения (Л.И. Божович).

У подростков: Особенности развития воли: ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте скорее "знаемый" мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться. По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимые для подростка (доминанта усилия). Л.И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются "ненасыщаемостью", делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Наши рекомендации