Организация итогового государственного экзамена

Санкт-Петербург

Программа утверждена на заседании Ученого совета Института телевидения, бизнеса и дизайна (протокол №3 от 24 декабря 2015 г.)

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения РФ по специальности 030601.65 (021400) – Журналистика и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направления 42.03.02 – Журналистика.

Зав.каф. журналистики Н.А. Гуторова

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую и практическую подготовку для решения профессиональных задач, соответствующих квалификации специалиста. Защита ВКР является обязательным элементом итоговой аттестации, в то время как решение о проведении госэкзамена принимается Ученым советом вуза.

В процессе итоговой аттестации реализуются следующие компетенции:

- способность использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (ОК-3);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8);

- способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4).

Условием допуска к итоговому государственному экзамену является полностью закрытый учебный план и представление творческого досье выпускника. Итоговый государственный экзамен включает вопросы, касающиеся истории, теории и практики журналистики.

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения.

ВКР может быть двух видов:

1) исследовательская – в которой анализируются актуальные проблемы истории, теории и практики журналистики (печати, телевидения, радиовещания, сетевых СМИ в соответствии со специализацией);

2) творческая (дипломный проект) – представляющая собой комплекс (серию) печатных, теле-, радиоматериалов (в зависимости от специализации), подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Экзаменационные билеты к итоговому государственному экзамену состоит из четырех вопросов, три из которых обращаются к истории, теории и практике масс-медиа, а четвертый посвящен защите творческого досье.

Творческое досье представляет собой комплекс медийных материалов, подготовленных студентами за время прохождения производственных практик. Это могут быть копии публикаций в печатных СМИ, записанные на диск сюжеты на радио и телевидении в сопровождении сценарной заявки и расшифровки синхрона, скриншоты с публикациями в сетевых СМИ. Каждый материал должен иметь выходные данные. В случае, если за время прохождения практик были подготовлены, но не опубликованы и не выпущены в эфир материалы, их можно приложить к творческому досье с печатью организации, где проводилась практика. Желательно, чтобы такие материалы сопровождались указанием причины, по которой они так и не вышли к аудитории.

Помимо непосредственно медийных материалов в творческое досье входят свидетельства участия студента в различных профессиональных конкурсах, а также материалы, подтверждающие ту сторону журналистской деятельности, которую невозможно подтвердить печатными и аудиовизуальными материалами (редакторская, координаторская, продюсерская работа и т.д.), например характеристики с места работы. Досье должно иметь также оглавление.

Студент включает в представляемое на кафедру досье собственный отчет о результатах практик. В этом документе он указывает, где и как он проходил практику, характеризует тот опыт, который получил в результате такой работы, анализирует собственный профессиональный рост за это время. Таким образом, главная цель творческого досье – показать эволюцию молодого журналиста, доказать его профессиональную состоятельность. Эту же цель будут преследовать и вопросы, которые могут задать студенту члены экзаменационной комиссии.

На подготовку к ответу на итоговом государственном экзамене студенту дается полчаса. Отвечает он перед членами государственной комиссии, каждый из которых имеет возможность задать уточняющий вопрос. Итоговая оценка формируется из оценок, поставленных за ответ каждым членом комиссии, после того, как все студенты выпускного курса ответили на билеты госэкзамена. Общее время ответа на госэкзамене не должно превышать 30 минут.

Критерии оценки

Оценка Критерии оценивания
Отлично Полный и исчерпывающий ответ по вопросам в билете и на уточняющие вопросы членов комиссии, уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом, умение логично выстроить свой ответ и обращение к наследию теоретиков в области журналистики и творчеству практиков
Хорошо Полный и исчерпывающий ответ по вопросам в билете и на уточняющие вопросы членов комиссии, умение грамотно выстроить свою речь, знание практики современной журналистики, но при наличии ряда фактических ошибок или неточностей, сложностей в интерпретации явлений из современной медиасферы
Удовлетворительно Достижение выпускником минимального уровня требований к профессионалу в области журналистики. В целом этот ответ соответствует требованиям, но поверхностен, демонстрирует неумение студента анализировать проблему, содержит фактические ошибки
Неудовлетворительно Не владение понятийно-терминологическим аппаратом, показывает неумение студента ориентироваться в теории и практике журналистики, большое количество ошибок, нелогичность изложения неготовность отвечать на вопросы членов комиссии

В случае если студент получил оценку «неудовлетворительно», он не допускается к защите выпускной квалификационной работы, но имеет право восстановится в следующем году и сдать экзамен повторно.

Во время подготовки к ответу на госэкзамене студент имеет возможность пользоваться программами дисциплин и методическими указаниями. В случае, если студент пользуется другими источниками, а также техническими средствами, использование которых на экзамене запрещено, итоговая оценка может быть снижена на два балла или же студент отстраняется от участия в сдаче госэкзамена.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Вопросы итогового государственного экзамена обновляются ежегодно и утверждаются на заседании кафедры.

Блок первый. История

  1. Становление печатной периодики в Европе и России.
  2. Развитие отечественной периодики XIX века.
  3. Роль литературной критики в развитии отечественной журналистики XIX века.
  4. Развитие западноевропейской журналистики в XIX в.
  5. Отечественная журналистика советского периода: основные этапы.
  6. Развитие западноевропейской журналистики в ХХ веке.
  7. Журналистика США XIX-XX веков.
  8. Основные этапы развития радиожурналистики в России и за рубежом.
  9. Основные этапы развития тележурналистики в России и за рубежом.
  10. Журналистика и пропаганда военного времени в России и за рубежом.
  11. Отечественная журналистика постперестроечного времени.
  12. Цензурная политика в России и за рубежом: история и современность.
  13. Журналистика Русского Зарубежья XIX-ХХ в.
  14. Журналистика в странах Азии, Африки и Латинской Америки: история и современность.
  15. Коммерциализация журналистики: от «нового журнализма» и «торгового направления» до современных медиаимперий.
  16. Формирование профессии журналиста и развитие журналистского образования.
  17. Развитие и особенности гражданской журналистики.
  18. Исторические типы и социокультурные модели журналистики.
  19. Интернет как глобальная информационно-коммуникационная сеть: этапы развития и влияние на традиционные СМИ.
  20. Творчество ведущих современных публицистов.

Блок второй. Теория

  1. Виды журналистской деятельности.
  2. Структура массово-информационной деятельности.
  3. Нормативные теории функционирования масс-медиа.
  4. Основные функции журналистики и средств массовой информации.
  5. Аудитория СМИ: типология, характеристики, информационные потребности.
  6. Инфраструктура СМИ. Мировые информационные агентства.
  7. Типологическая характеристика современных СМИ России.
  8. Трансформация медиасистемы в информационном обществе.
  9. Массовая коммуникация: понятие, структура, функции и модели.
  10. Правовые основы свободы слова в России и за рубежом.
  11. Права и обязанности журналиста в российском законодательстве.
  12. Профессиональная этика журналиста: принципы, нормы, кодексы.
  13. Понятие общественного долга и ответственности журналиста.
  14. Проблема формирования медиареальности.
  15. Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории.
  16. Психологическая специфика профессионального имиджа журналиста.
  17. Проблема психологической безопасности в системе воздействия СМИ.
  18. Сегментирование и позиционирование медиапродукции на рынке.
  19. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций в формировании брендов в медиабизнесе.
  20. Управление маркетинговой стратегией в печатных, аудиовизуальных, электронных СМИ.

Блок третий. Практика

  1. Специфика журналистского творчества и журналистского текста.
  2. Информационные жанры журналистики: цели, предмет отображения, методы исследования предмета, композиционно-стилистические особенности.
  3. Аналитические жанры в журналистике: цели, предмет отображения, методы исследования предмета, композиционно-стилистические особенности.
  4. Художественно-публицистические жанры журналистики: цели, предмет отображения, методы исследования предмета, композиционно-стилистические особенности
  5. Источники информации в журналистской деятельности и методы работы с ними.
  6. Фотоиллюстрация в печатных СМИ.
  7. Производство и выпуск печатного издания: основные этапы.
  8. Звуковое оформление радиоэфира.
  9. Технологии аудиовизуального производства.
  10. Реклама, связи с общественностью, журналистика: аспекты взаимодействия в медиапространстве.
  11. Традиционные и современные технологии рекламы и связей с общественностью
  12. Креативные стратегии в рекламе и связях с общественностью.
  13. Правовое регулирование деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью.
  14. Мероприятия в сфере рекламы и связей с общественностью: планирование, разработка, организация, оценка эффективности.
  15. Авторское право в журналистике.
  16. Проблема правового регулирования информационных потоков в сети Интернет.
  17. Методы изучения общественного мнения.
  18. Методы исследования медиатекстов.
  19. Особенности журналистской работы в экстремальных ситуациях.
  20. Организация работы маркетинговой службы телеканала, радиостанции, редакции журнала.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИГА

  1. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. – М., 2012. – 144 с.
  2. Базанов П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1917-1988 гг.). – СПб., 2008. – 467 с.
  3. Базанов П.Н. Издательская деятельность политических организаций русской эмиграции (1945-1988 гг.). – СПб., 2014. – 113 с.
  4. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М., 2010. – 128 с.
  5. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. – М., 2013. – 278 с.
  6. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. – М., 2011. – 648 с.
  7. Гольдман И.Л. Основы рекламы и паблик рилейшнз в СМИ. – СПб., 2014. – 67 с.
  8. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. – М., 2009. – 296 с.
  9. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: Коммуникационные стратегии социальных институтов. – М., 2013. – 479 с.
  10. Есин Б.И. История русской журналистики. 1703-1917. – М., 2009. – 464 с.
  11. Жирков Г.В. Одухотворенное слово: Журналистика Великой Отечественной войны. – СПб., 2014. – 164 с.
  12. Захарова М.В. Эволюция массовой газеты во Франции. – М., 2013. – 252 с.
  13. Зверева Н.В. Школа тележурналиста. – Нижний Новгород, 2009. – 272 с.
  14. Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода. История, проблемы, перспективы. – СПб., 2008. – 182 с.
  15. Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. – М., 2010. – 350 с.
  16. Исследования СМИ: методология, подходы, методы / [И.Д. Фомичева]. – Вып. 1. – М., 2011. – 236 с.
  17. История зарубежной журналистики 1800-1945 / [Г.В. Прутцков]: Хрестоматия. – М., 2007. – 397 с.
  18. История зарубежной журналистики 1945-2008 / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2008. – 224 с.
  19. История русской журналистики XVIII-XIX веков / отв. ред. Л.П. Громова. – СПб, 2013. – 528 с.
  20. Качественная пресса в медийных структурах / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2015. – 344 с.
  21. Кашеваров А.Н. Печать Русской Зарубежной Церкви. – СПб., 2008. – 256 с.
  22. Кашкин В.Б. Основы коммуникации. – М., 2008. – 316 с.
  23. Клюев Ю.В. Радиожурналистика: основы профессии. – СПб., 2015. – 151 с.
  24. Колесниченко А. Практическая журналистика. – М., 2008. – 192 с.
  25. Колесниченко А.В. Зарубежные исследования аудитории прессы / под ред. И.Д. Фомичевой. – М., 2009. – 70 с.
  26. Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. – М., 2014. – 328 с.
  27. Корконосенко С.Г. Введение в журналистику. – М., 2011. – 272 с.
  28. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009. – 320 с.
  29. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2011. – 224 с.
  30. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. – М., 2012. – 224 с.
  31. Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. – М., 2010. – 560 с.
  32. Маккуэйл Д. Журналистика и общество. – М., 2013. – 374 с.
  33. Массмедиа российского мегаполиса : типология печатных СМИ / под ред. М.И. Шишкиной. – СПб., 2009. – 323 с.
  34. Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века. – М., 2008. – 368 с.
  35. Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А.С. Пую, С.С. Бодруновой. – СПб., 2013. – 354 с.
  36. Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. – М., 2015. – 384 с.
  37. Международные стандарты профессиональной этики журналистов / [А.В. Байчик, Ю.В. Курышева, С.Б. Никонов]. – СПб., 2012. – 102 с.
  38. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналисткой деятельности. – СПб., 2008. – 272 с.
  39. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2009. – 272 с.
  40. Назайкин А. Медиапланирование на 100%. – М., 2010. – 460 с.
  41. Никонов С.Б. Правовые и геополитические проблемы функционирования СМИ. – СПб., 2010. – 174 с.
  42. Основы медиабизнеса / под ред. Е.Л. Вартановой. – М., 2009. – 360 с.
  43. Павлушкина Н. А. Аудиторный фактор развития периодической печати. – СПб., 2014. – 239 с.
  44. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения. – СПб., 2015. – 236 с.
  45. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2006. – 365 с.
  46. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2011. – 351 с.
  47. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1800-1929. – М., 2010. – 416 с.
  48. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики 1929-2011. – М., 2011. – 432 с.
  49. Рихтер А.Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики. – М., 2011. – 360 с.
  50. Сапунов В.И. Мировые информационное агентства: системное воздействие на аудиторию. – Воронеж, 2007. – 240 с.
  51. Сбруев В.В. Журналистика Латинской Америки от первой газеты до начала концентрации и монополизации СМИ. – М., 2008. – 264 с.
  52. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия журналист. – М., 2011. – 256 с.
  53. Свитич Л.Г. Социология журналистики. – М., 2015. – 397 с.
  54. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Российский журналист и журналистское образование: Социологические исследования. – М., 2006. – 324 с.
  55. СМИ в меняющейся России /под ред. Е.Л. Вартановой. – М., 2010. – 336 с.
  56. Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2012. – 324 с.
  57. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2011. – 391 с.
  58. Средства массовой информации России / под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2011. – 391 с.
  59. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / под ред. Е.Л. Вартановой. – М., 2014. – 92 с.
  60. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М., 2010. – 352 с.
  61. Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М., 2009. – 234 с.
  62. Тулупов В.В.. Колов А.А., Цуканова М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. – СПб., 2008. – 320 с.
  63. Уразова С.Л. От «зеркала Нарцисса» к экранной реальности. ТВ в контексте трансформаций цифрового времени. – М., 2013. – 392 с.
  64. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. – М., 2008. – 200 с.
  65. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. – М., 2008. – 319 с.
  66. Шамхалова С.Ш. Теле - и радиореклама. Секреты завоевания потребителей. – М., 2012. – 144 с.
  67. Шарончикова Л.В. Радиовещание и телевидение Франции. – М., 2011. – 224 с.
  68. Шестерина А.М. Психология журналистики. – Воронеж, 2010. – 480 с.
  69. Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. – М., 2010. – 464 с.
  70. Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского — Петербургского радио и телевидения / под общ. ред. С.Н. Ильченко, В.Г. Осинского. – СПб., 2013. – 320 с.
  1. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
  1. Проект, посвященный журналистике, рекламе и PR – http://www.evartist.narod.ru/
  2. Публикации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова – www.journ.msu.ru/science/books/
  3. Публикации факультета журналистики СПбГУ – http://jf.spbu.ru/about/825.html
  4. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» – http://www.biblioclub.ru/
  5. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп» - http://www.mediascope.ru/

Наши рекомендации