Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины
Экспериментальная психология
Направление подготовки 030300.62 Психология
Киров
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 Психология, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21.12.2009 г., регистрационный номер 759
Учебно-методический комплекс разработан С. Г. Касимовой,кандидатом психологических наук, доцентом кафедры практической психологии ВятГГУ
Рецензент – Е. В. Сараева, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ВятГГУ
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры практической психологии ВятГГУ «24» апреля 2012 года, протокол № 9
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2012
© Касимова С. Г., 2012
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины «Экспериментальная психология»
Цель дисциплины: расширение и углубление базовых знаний студентов о методологии психологического исследования; освоение студентами основных знаний по планированию, проведению и анализу данных эмпирических и экспериментальных исследований в области психологии; приобретение навыков применения стратегий и методов в исследовательской работе и профессиональной психологической практике; развитие исследовательских навыков у студентов.
Задачи дисциплины:
– овладение студентами представлениями о методологии и об основных методах психологических исследований;
– овладение приемами организации психологических экспериментов и знакомство с основными схемами исследований, служащими цели эмпирической проверки психологических гипотез;
– знакомство с требованиями, предъявляемыми к применению психологических методов;
– овладение базовыми знаниями и умениями организации психологического исследования;
– выработка критериев оценки планируемых и реально проводимых исследований в рамках научно-исследовательской практики и практической деятельности психолога;
– формирование методологической культуры практического психолога;
– развитие рефлексии как обязательного условия эффективной профессиональной деятельности будущего психолога;
– воспитывать самостоятельность и гражданскую ответственность за результаты своей деятельности.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» относится к базовой части общенаучного цикла ОПП. Данная дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими учебными дисциплинами ОПП.
Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» имеет межпредметные связи с предшествующими дисциплинами, в числе которых следующие: «Общая психология», «Введение в психологический практикум», «Современные информационные технологии», «Сравнительная психология и зоопсихология».
Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» имеет также межпредметные связи с сопутствующими дисциплинами, к числу которых относятся: «Психологический практикум по методам исследования познавательных процессов», «Практикум по психометрическим основам психологического исследования», «Психология личности», «Математические методы в психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Психология общения».
Дисциплина «Экспериментальная психология» логически и методически связана с последующими учебными дисциплинами, среди которых особое значение имеют следующие: «Психология волевой регуляции личности», «Психология характера», «Психология переживаний», «Психодиагностика», «Методологические основы психологии», «Психология труда», «Клиническая психология», «Дифференциальная психология», «Методология и методы психологического исследования».
Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «Экспериментальная психология»
Студенты, обучающиеся в ВУЗе по направлению подготовки 030300.62 Психология, должны иметь следующие знания, умения и навыки, необходимые для изучения учебной дисциплины:
знать:
– специфику и этапы проведения психологического эксперимента и других видов эмпирических исследований;
– современные представления об основных методах психологического исследования;
– требования, предъявляемые к эмпирическим методам, в том числе и экспериментам;
– методы первичной и вторичной обработки данных психологического исследования.
уметь:
– активно использовать знания по планированию экспериментов и других эмпирических исследований в психологии;
– оценивать формы экспериментального контроля и адекватность контроля за выводом;
– планировать и проводить психологическое исследование;
– интерпретировать результаты психологического исследования с учетом основных закономерностей психического развития испытуемых.
владеть:
– базовыми понятиями по общей психологии;
– базовыми представлениями об использовании основных эмпирических и неэмпирических методах исследования;
– навыками критического чтения профессиональной литературы и навыками самостоятельного выполнения практических работ.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология»
В результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования, представленные в общекультурных (ОК) и профессиональных (ОП) компетенциях в соответствии с компетентностной моделью выпускника, заложенной в ООП в по ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 Психология:
1. ОК-3 Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений:
1) знать: современные способы научного мышления;
2) уметь: рефлексировать над теоретико-методическими основаниями психологической практики;
3) владеть: анализом, обобщением, синтезом фактов и теоретических положений.
2.ОК-4 Способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики:
1) знать: содержательные составляющие методологической основы исследований в области психологии;
2) уметь: анализировать и обобщать накопленный опыт в области методологии научного исследования, а также использовать его в организации и проведении своих прикладных исследований;
3) владеть: навыками организации, проведения, обработки и анализа эмпирических исследований в области психологии.
3. ОК-5 Способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом:
1) знать: содержательные составляющие научно-исследовательских работ в области психологии;
2) уметь: анализировать и обобщать накопленный исторический опыт в области психологических исследований;
3) владеть: навыками организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии.
4. ОК-6 Способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния:
1) знать: основные методы эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний;
2) уметь: анализировать содержание своей профессиональной деятельности и соотносить способы регуляции своего поведения и состояния с содержанием и результатами исследовательской деятельности;
3) владеть: методами анализа практической деятельности и способами когнитивной и эмоциональной регуляции психических состояний экспериментатора и участников эксперимента.
5. ОК-9 Способность и готовность к выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы:
1) знать: современные математико-статистические методы анализа научных данных;
2) уметь: анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных;
3) владеть: различными статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными).
6. ОК-11 Способность и готовность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией:
1) знать: современные методы получения, хранения, переработки и анализа научных данных;
2) уметь: подбирать и проводить стандартизированные методы исследования с учетом проблемы исследования и особенностей контингента испытуемых; анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных;
3) владеть: различными стандартизированными методами исследования, статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными.
7.ОК-14 способность и готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности:
1) знать: современные нормативные правовые документы организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога);
2) уметь: соотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога;
3) владеть: этическими принципами проведения исследований с участием человека.
8.ОК-19 способность и готовность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные, необходимые для решения проблем профессиональной деятельности:
1) знать: способы и методы сбора, обработки и интерпретации данных, необходимых для решения проблем профессиональной деятельности;
2) уметь: подбирать, обрабатывать и интерпретировать методы и методики для изучения различных психологических аспектов;
3) владеть: навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем.
9.ОК-23 способность и готовность совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень:
1) знать: современные способы получения новой информации для расширения интеллектуального и общекультурного уровня;
2) уметь: расширять свой интеллектуальный и общекультурный кругозор в области современных методов исследования;
3) владеть: навыками подбора и анализа научных исследований в области психологии с целью постоянного совершенствования своего профессионального и общекультурного уровня.
10. ПК-1 Способность и готовность к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии:
1) знать: основные понятия и виды целей, гипотез и задач научного исследования в области психологии;
2) уметь: соотносить цели исследования с выдвигаемыми гипотезами и методами исследования;
3) владеть: навыками обоснования гипотез, постановки задач и подбора методов исследования различных аспектов личности.
11. ПК-2 Способность и готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций:
1) знать: требования к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов;
2) уметь: проводить, обрабатывать и интерпретировать результаты психодиагностических методик, применять математико-статистические методы обработки данных;
3) владеть: навыками проведения, обработки и интерпретации результатов исследования с использованием конкретных.
12. ПК-6Способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека:
1) знать: современные психодиагностические и эмпирические методы исследования в различных областях психологии;
2) уметь: проводить исследования познавательных и личностных особенностей;
3) владеть: методами и методиками диагностики уровней развития познавательных и личностных особенностей с целью гармонизации психического развития человека.
13. ПК-7Способность и готовность к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии:
1) знать: особенности планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии;
2) уметь: проводить прикладные исследования различных видов;
3) владеть: навыками анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива.
14. ПК-10Способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности:
1) знать: основные профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности практического психолога;
2) уметь: конкретизировать исследовательские задачи практической деятельности практического психолога;
3) владеть: навыками выдвижения и реализации научно-исследователь-ских задач.
15. ПК-18 Способность и готовность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека:
1) знать: современные дидактические приемы оптимизации психической деятельности человека;
2) уметь: организовывать и проводить экспериментальные исследования, включающие коррекционные, реабилитационные, обучающие программы;
3) владеть: навыками применения различных дидактических приемов в экспериментальных исследованиях разного вида.
16. ПК-24Способность и готовность организовывать и осуществлять проектную деятельность в рамках своей профессиональной деятельности:
1) знать: основы проектной деятельности в области психологии;
2) уметь: реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности;
3) владеть: навыками разработки и реализации исследовательских проектов.
17. ПК-25 Способность и готовность доказательно аргументировать, отстаивать свою позицию в решении профессиональных задач:
1) знать: способы представления, отстаивания и аргументации;
2) уметь: планировать и организовывать внедрение результатов исследования в практику;
3) владеть: навыками разработки программ по психологическому сопровождению внедрения результатов исследования различных аспектов личности в повседневную практику.
18. ПК-27Способность и готовность к самообразованию и самосовершенствованию:
1) знать: современные методы и способы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования;
2) уметь: составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования;
3) владеть: навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования.
19. ПК-28 Способность и готовность производить конкретный продукт, результат:
1) знать: современные инновационные технологии проведения инновационных психологических исследований;
2) уметь: проводить психологические исследования с использованием современных психологических технологий;
3) владеть: навыками проведения инновационных исследований в различных сферах жизнедеятельности с использованием различных технологий.