Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

Экспериментальная психология

Направление подготовки 030300.62 Психология

Киров


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 Психология, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21.12.2009 г., регистрационный номер 759

Учебно-методический комплекс разработан С. Г. Касимовой,кандидатом психологических наук, доцентом кафедры практической психологии ВятГГУ

Рецензент – Е. В. Сараева, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ВятГГУ

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры практической психологии ВятГГУ «24» апреля 2012 года, протокол № 9

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2012

© Касимова С. Г., 2012

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины «Экспериментальная психология»

Цель дисциплины: расширение и углубление базовых знаний студентов о методологии психологического исследования; освоение студентами основных знаний по планированию, проведению и анализу данных эмпирических и экспериментальных исследований в области психологии; приобретение навыков применения стратегий и методов в исследовательской работе и профессиональной психологической практике; развитие исследовательских навыков у студентов.

Задачи дисциплины:

– овладение студентами представлениями о методологии и об основных методах психологических исследований;

– овладение приемами организации психологических экспериментов и знакомство с основными схемами исследований, служащими цели эмпи­рической проверки психологических гипотез;

– знакомство с требованиями, предъявляемыми к применению психологических методов;

– овладение базовыми знаниями и умениями организации психологического исследования;

– выработка критериев оценки планируемых и реально проводи­мых исследований в рамках научно-исследовательской практики и прак­тической деятельности психолога;

– формирование методологической культуры практического психолога;

– развитие рефлексии как обязательного условия эффективной профессиональной деятельности будущего психолога;

– воспитывать самостоятельность и гражданскую ответственность за результаты своей деятельности.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» относится к базовой части общенаучного цикла ОПП. Данная дисциплина логически, содержательно и методически связана с другими учебными дисциплинами ОПП.

Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» имеет межпредметные связи с предшествующими дисциплинами, в числе которых следующие: «Общая психология», «Введение в психологический практикум», «Современные информационные технологии», «Сравнительная психология и зоопсихология».

Учебная дисциплина «Экспериментальная психология» имеет также межпредметные связи с сопутствующими дисциплинами, к числу которых относятся: «Психологический практикум по методам исследования познавательных процессов», «Практикум по психометрическим основам психологического исследования», «Психология личности», «Математические методы в психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Психология общения».

Дисциплина «Экспериментальная психология» логически и методически связана с последующими учебными дисциплинами, среди которых особое значение имеют следующие: «Психология волевой регуляции личности», «Психология характера», «Психология переживаний», «Психодиагностика», «Методологические основы психологии», «Психология труда», «Клиническая психология», «Дифференциальная психология», «Методология и методы психологического исследования».

Требования к знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для изучения дисциплины «Экспериментальная психология»

Студенты, обучающиеся в ВУЗе по направлению подготовки 030300.62 Психология, должны иметь следующие знания, умения и навыки, необходимые для изучения учебной дисциплины:

знать:

– специфику и этапы проведения психологического эксперимента и других видов эмпирических исследований;

– современные представления об основных методах психологического исследования;

– требования, предъявляемые к эмпирическим методам, в том числе и экспериментам;

– методы первичной и вторичной обработки данных психологического исследования.

уметь:

– активно использовать знания по планированию экспери­ментов и других эмпирических исследований в психологии;

– оценивать формы экспериментального контроля и адекватность контроля за выводом;

– планировать и проводить психологическое исследование;

– интерпретировать результаты психологического исследования с учетом основных закономерностей психического развития испытуемых.

владеть:

– базовыми понятиями по общей психологии;

– базовыми представлениями об использовании основных эмпирических и неэмпирических методах исследования;

– навыками критического чтения профессиональной литературы и навыками самостоятельного выполнения практических работ.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология»

В результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования, представленные в общекультурных (ОК) и профессиональных (ОП) компетенциях в соответствии с компетентностной моделью выпускника, заложенной в ООП в по ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 Психология:

1. ОК-3 Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений:

1) знать: современные способы научного мышления;

2) уметь: рефлексировать над теоретико-методическими основаниями психологической практики;

3) владеть: анализом, обобщением, синтезом фактов и теоретических положений.

2.ОК-4 Способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики:

1) знать: содержательные составляющие методологической основы исследований в области психологии;

2) уметь: анализировать и обобщать накопленный опыт в области методологии научного исследования, а также использовать его в организации и проведении своих прикладных исследований;

3) владеть: навыками организации, проведения, обработки и анализа эмпирических исследований в области психологии.

3. ОК-5 Способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом:

1) знать: содержательные составляющие научно-исследовательских работ в области психологии;

2) уметь: анализировать и обобщать накопленный исторический опыт в области психологических исследований;

3) владеть: навыками организации, проведения, обработки и анализа экспериментальных и эмпирических исследований в области психологии.

4. ОК-6 Способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния:

1) знать: основные методы эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний;

2) уметь: анализировать содержание своей профессиональной деятельности и соотносить способы регуляции своего поведения и состояния с содержанием и результатами исследовательской деятельности;

3) владеть: методами анализа практической деятельности и способами когнитивной и эмоциональной регуляции психических состояний экспериментатора и участников эксперимента.

5. ОК-9 Способность и готовность к выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы:

1) знать: современные математико-статистические методы анализа научных данных;

2) уметь: анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных;

3) владеть: различными статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными).

6. ОК-11 Способность и готовность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией:

1) знать: современные методы получения, хранения, переработки и анализа научных данных;

2) уметь: подбирать и проводить стандартизированные методы исследования с учетом проблемы исследования и особенностей контингента испытуемых; анализировать и обобщать накопленный эмпирический материал с помощью различных методов первичной и вторичной обработки данных;

3) владеть: различными стандартизированными методами исследования, статистическими программами обработки данных (бланковыми и компьютерными.

7.ОК-14 способность и готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности:

1) знать: современные нормативные правовые документы организации исследовательской деятельности (например, кодекс практического психолога);

2) уметь: соотносить нормативные правовые документы с содержанием практической деятельности психолога;

3) владеть: этическими принципами проведения исследований с участием человека.

8.ОК-19 способность и готовность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные, необходимые для решения проблем профессиональной деятельности:

1) знать: способы и методы сбора, обработки и интерпретации данных, необходимых для решения проблем профессиональной деятельности;

2) уметь: подбирать, обрабатывать и интерпретировать методы и методики для изучения различных психологических аспектов;

3) владеть: навыками сбора, обработки и интерпретации результатов исследования различных психологических проблем.

9.ОК-23 способность и готовность совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень:

1) знать: современные способы получения новой информации для расширения интеллектуального и общекультурного уровня;

2) уметь: расширять свой интеллектуальный и общекультурный кругозор в области современных методов исследования;

3) владеть: навыками подбора и анализа научных исследований в области психологии с целью постоянного совершенствования своего профессионального и общекультурного уровня.

10. ПК-1 Способность и готовность к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии:

1) знать: основные понятия и виды целей, гипотез и задач научного исследования в области психологии;

2) уметь: соотносить цели исследования с выдвигаемыми гипотезами и методами исследования;

3) владеть: навыками обоснования гипотез, постановки задач и подбора методов исследования различных аспектов личности.

11. ПК-2 Способность и готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций:

1) знать: требования к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов;

2) уметь: проводить, обрабатывать и интерпретировать результаты психодиагностических методик, применять математико-статистические методы обработки данных;

3) владеть: навыками проведения, обработки и интерпретации результатов исследования с использованием конкретных.

12. ПК-6Способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека:

1) знать: современные психодиагностические и эмпирические методы исследования в различных областях психологии;

2) уметь: проводить исследования познавательных и личностных особенностей;

3) владеть: методами и методиками диагностики уровней развития познавательных и личностных особенностей с целью гармонизации психического развития человека.

13. ПК-7Способность и готовность к планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии:

1) знать: особенности планирования и проведения современных прикладных исследований в области психологии;

2) уметь: проводить прикладные исследования различных видов;

3) владеть: навыками анализа результатов прикладных исследований различных аспектов личности, коллектива.

14. ПК-10Способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности:

1) знать: основные профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности практического психолога;

2) уметь: конкретизировать исследовательские задачи практической деятельности практического психолога;

3) владеть: навыками выдвижения и реализации научно-исследователь-ских задач.

15. ПК-18 Способность и готовность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека:

1) знать: современные дидактические приемы оптимизации психической деятельности человека;

2) уметь: организовывать и проводить экспериментальные исследования, включающие коррекционные, реабилитационные, обучающие программы;

3) владеть: навыками применения различных дидактических приемов в экспериментальных исследованиях разного вида.

16. ПК-24Способность и готовность организовывать и осуществлять проектную деятельность в рамках своей профессиональной деятельности:

1) знать: основы проектной деятельности в области психологии;

2) уметь: реализовать экспериментальные исследования, включающие компоненты проектной деятельности;

3) владеть: навыками разработки и реализации исследовательских проектов.

17. ПК-25 Способность и готовность доказательно аргументировать, отстаивать свою позицию в решении профессиональных задач:

1) знать: способы представления, отстаивания и аргументации;

2) уметь: планировать и организовывать внедрение результатов исследования в практику;

3) владеть: навыками разработки программ по психологическому сопровождению внедрения результатов исследования различных аспектов личности в повседневную практику.

18. ПК-27Способность и готовность к самообразованию и самосовершенствованию:

1) знать: современные методы и способы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования;

2) уметь: составлять индивидуальные планы профессионального самообразования и личностного самосовершенствования;

3) владеть: навыками реализации программ профессионального и личностного самосовершенствования.

19. ПК-28 Способность и готовность производить конкретный продукт, результат:

1) знать: современные инновационные технологии проведения инновационных психологических исследований;

2) уметь: проводить психологические исследования с использованием современных психологических технологий;

3) владеть: навыками проведения инновационных исследований в различных сферах жизнедеятельности с использованием различных технологий.

Наши рекомендации