Nbsp; Установите соответствие.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (МОДУЛЬ 7)
Тема: Гештальтпсихология
1. Сравнительный анализ подхода к проблеме мышления в бихевиоризме и гештальтпсихологии.
1. Проблема инсайта и подход к его изучению в гештальтпсихологии.
2. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии.
3. Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности.
Рекомендуемая литература
1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.
3. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.
4. Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.
5. Коффка К. Основы психического развития. – М., Л., 1934.
6. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб, 2000.
7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
8. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. (или: История психологии. XX век. – М., 2002).
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
10. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб, 1998.
11. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.
Литература электронной библиотеки ИХТИК
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1082.rar
2. Зейгарник Б.В Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина. http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_252.rar
3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1996.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_3199.rar
Контрольные вопросы
1. В чем роль гештальта в развитии восприятия?
2. В чем сущность понятия «психологического поля»?
4. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
5. Какова роль инсайта в творческом мышлении?
6. Чем различаются волевое и полевое поведение?
Тема: Глубинная психология и ее развитие в ХХ веке
Вопросы:
1. Понятия вытеснения и сопротивления в теории З. Фрейда
2. Техника толкования снов по Фрейду
3. Явления регресса и фантазии, боязни освобождения вытесненного в психоаналитической работе З. Фрейда.
4. Понятия идентификации и стадного инстинкта в психологии масс
5. Структура души по Юнгу
6. Понятие архетипа в теории Юнга
7. Основные положения индивидуальной психологии А. Адлера.
Изучение тревожности в трудах К. Хорни.
9. Психологическая теория личности Х. С. Салливана.
Рекомендуемая литература
1. История психологии. XX век / П.р. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М., 2002. 2. Фрейд З. «Я» и «Оно». Кн. 1. –Тбилиси, 1991. С. 102-117.
3. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.
5. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991. С.95-128.
6. Юнг К. Г. С. Проблемы души нашего времени. – М., 1996. С.134-157.
Литература электронной библиотеки ИХТИК
1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1082.rar
2. Фрейд З. Очерк истории психоанализа и др.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1110.rarhttp://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1123.rarhttp://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1114.rar
3. Фрейд З. Толкование сновидений.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1120.rar
4. Фрейд З. Я и Оно. http://ihtik- lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1119.rar
5. Хорни К. Тревожность.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1332.rar
6. Юнг К.Г. Коллективное бессознательное.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_1338.rar
7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1996.
http://ihtik-lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_3199.rar
Модуль 8.
Тема 13. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ(продолжение)
13.5. Модификация глубинной психологии во второй половине XX века
Значительное влияние на развитие глубинной психологии во второй половине XX в. оказали работы младшей дочери З. Фрейда – Анны Фрейд(1895–1982), уже с детства приобщившейся к научной деятельности отца. В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» ею были систематизированы мысли З. Фрейда о защитных механизмах и показана их роль в психической жизни. Наибольшее внимание А. Фрейд уделяла детскому психоанализу и стала одним из авторов Эго-психологии. Концепция Эго-психологии исходила из того, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, а осознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности. Анна Фрейд выступила против того, что психоанализ занимается только сферой бессознательного.
Основные исследования А. Фрейд были посвящены психологии детей, прежде всего
«трудных детей», агрессивных и тревожных. В 1939 г. она открыла ясли, где нашли приют свыше 80 детей разного возраста, а в 1952 г. организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии. Согласно А. Фрейд, как для детей, так и для взрослых характерно то, что их поведение направляется двумя основными стремлениями: агрессией и либидо. Сплав агрессии и либидо нормален и типичен. Однако бывают и патологические проявления детской агрессивности. Исследования А. Фрейд показали, что патологические проявления агрессивности возникают при аномальных условиях развития ребенка, в частности под влиянием психической депривации, когда полностью отсутствуют объекты любви в окружении ребенка, либо происходит частая их смена, либо отсутствует возможность установления отношений с объектами любви. Таким образом, агрессивные и тревожные тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии. Исходя из этих выводов, А. Фрейд пришла к убеждению, что коррекционная работа с агрессивными и тревожными детьми должна строиться на развитии либидо, формировании привязанности к другим людям, развитии у детей чувства защищенности, а не на преодолении у них агрессивных реакций. А. Фрейд занималась также разработкой методов детского психоанализа и раскрытием возможностей «игровой терапии».
Большое значение для современной детской психологии имела теория привязанности психоаналитически ориентированного английского психолога и психиатра Джона Боулби(1907- 1990). В 1929 г. он начал работу в школе для малолетних правонарушителей. Общение с этими детьми привело его к мысли о том, что основные проблемы социализации таких детей связаны с нарушениями общения с родителями, недостатком тепла и заботы в раннем детстве. Боулби обучился психоаналитической психотехнологии в Лондонском университете и в начале 1930-х гг. начал работу в главной лондонской детской больнице в качестве детского психоаналитика.
В своей неопсихоаналитической концепции Боулби стремился соединить этологический, когнитивный и культурологический подход к детскому развитию. Основная идея Боулби состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Такие нарушения могут проявиться не сразу, часто лишь в подростковом возрасте.
На основе своих исследований Боулби доказывал, что формирование эмоциональной связи между ребенком и матерью способствует созданию ощущения защищенности и безопасности. Именно тепло и ласка в первые годы жизни, исходящие от матери, а не уход и обучение, осуществляемые ею, имеют наибольшее значение для развития ребенка. Дети, у которых формировалась устойчивая теплая эмоциональная связь с матерью, оказываются более активными в познавательной деятельности, а в подростковом возрасте - более устойчивыми к возникновению депрессий и изменений в структуре личности. Эти работы Боулби привели в 1950-х гг. к изменению условий госпитализации маленьких детей, которых не разлучают с матерью.
Одним из значительных модифицированных продолжений психоанализа стала теория Эриха Фромма(1900–1980), получившего образование и начавшего свою творческую карьеру в Германии, но переехавшего в 1933 г. в США в связи с надвигавшейся угрозой фашизма. Фромм является наиболее социально ориентированным из всех психоаналитиков, так как социальное окружение в его теории рассматривается в качестве главного фактора развития личности. В отличие от Адлера Фромм под социальной средой понимал не только родителей, но и социальное окружение в целом, характер эпохи. В ранний период своего творчества он пытался соединить теории К. Маркса и З. Фрейда. У Маркса Фромм позаимствовал идею о большом значении социальной формации для развития психики и идею о развитии отчуждения при капитализме и попытался соединить их с главной идеей Фрейда о доминировании бессознательного в личности человека.
Исследуя развитие личности, Фромм пришел к выводу, что главными движущими силами этого процесса являются две врожденные бессознательные потребности: в укоренении и в индивидуализации. Потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, строить общую систему идеалов, убеждений, а потребность в индивидуализации ведет к изоляции от других людей, к свободе от требований общества, его давления. Две противоположные тенденции вызывают внутриличностный конфликт. Поиск примирения двух этих потребностей является, по Фромму, двигателем развития личности и всего общества.
Способы, которыми человек реализует свои внутренние возможности, определяются общественным устройством. Так, стремясь к свободе и независимости, люди приходят от жестких рамок феодализма к капитализму, который максимально способствует их развитию, но ограничивает их возможности укоренения, оставляя людей наедине с самими собой во враждебном им мире. Человек начинает тосковать по укорененности и стремится убежать от
обретенной свободы. Бегство от свободы проявляет себя и в желании получить хорошую работу, и в идентификации себя с лидером, который обещает надежность и стабильность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, Фромм объяснял появление фашизма в Германии. В 1932 г., будучи руководителем отдела социальной психологии Института социальных исследований во Франкфурте, Фромм организовал исследование неосознаваемых мотивов больших социальных групп и пришел к выводу, что народные массы не только не окажут сопротивления фашизму, но и своими руками приведут его к власти, променяв свободу на «порядок» и ряд социальных гарантий.
Единственной силой, которая может помочь примирить два противоречивых стремления человека к укорененности и к индивидуализации, является чувство любви в самом широком смысле слова. Стремление к индивидуализации связано с желанием освободиться от обязательств и догм. Жажда свободы часто не позволяет человеку задуматься, зачем ему нужна эта свобода, поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и опять меняет ее на укорененность. Осмысленная свобода, или «свобода для», по Фромму, необходима прежде всего для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают осуществить задуманное. Рождается такая свобода в любви. Она не тяготит человека и является необходимой для жизни с любимыми людьми. При этом удовлетворяются одновременно и потребности в индивидуализации, и в укорененности.
Поскольку человек постоянно подвергается воздействию двух противоположных потребностей, существует риск возникновения внутреннего конфликта. Для его избежания человек прибегает к психологической защите, которая примиряет его с самим собой и с обществом. Фромм выделил четыре механизма психологической защиты: садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм. При садизме и мазохизме существует тесная созависимость. При конформизме доминирует чувство укорененности, а при деструктивизме верх одерживает стремление к индивидуализации и разрушению общества. Эти механизмы хотя и позволяют частично преодолеть внутреннее несоответствие, все же не решают глобальных проблем гармоничного развития основных стремлений человека и общества.
Фромм пришел к выводу, что существуют два способа реализации человеком своей внутренней природы – способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития. Для них главное – показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет. При этом не важно, за счет чего они хотят придать себе значительности, чем они хотят обладать: знаниями, властью, любовью, религией, деньгами. Их не интересует сама суть этих ценностей, для чего они нужны. Им важно только показать, что это их собственность. Такой способ реализации себя часто вызывает напряженность, неуверенность, приводит к догматизму, агрессивности, подозрениям, что кто-то покушается на их собственность.
Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой, уверенностью. Для таких людей главное – не продемонстрировать свое обладание знаниями, любовью, а чувствовать
себя любящим, знающим. Они не стремятся рвать все связи с обществом и окружающими, поскольку свобода им нужна для самореализации в творчестве, целенаправленном созидании, для удовлетворения потребности в трансцендентности. Именно в этих стремлениях лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства. Именно такие люди, по мнению Фромма, помогут появлению нового общества, способствующего гармоничному развитию основных стремлений человека.
В своей работе «Душа человека» (1964) Фромм обращается к исследованию природы любви и насилия и выделяет два основных вида ориентирования, полностью определяющих образ жизни человека: некрофильное и биофильное. У многих людей имеются как биофильные, так и некрофильные тенденции в различном сочетании. Однако одна из тенденций может превалировать и обусловливать поведение человека. Человек с некрофильным ориентированием чувствует влечение ко всему не-живому, ко всему мертвому, охотно говорит о смерти, болезнях; очень зависим от прошлого и постоянно думает о нем; держится на дистанции от других и подвержен
«закону и порядку». Для него характерна установка на силу, которая связывается в его представлениях со способностью превратить живое в мертвое, с властью убивать. Для такого человека наибольшим достижением является не производство, а разрушение жизни. Он движим потребностью превращать органическое в неорганическое и воспринимает жизнь механически, как будто все живые люди являются вещами. Для него важно не живое переживание, не бытие, а обладание. Он боится и ненавидит будущее и жизнь, которые никогда не бывают чем-то определенным и их нельзя поставить под контроль. Чтобы сделать жизнь более контролируемой, он стремится превратить ее в мертвое.
Противоположностью некрофильному является биофильное ориентирование, которое по своей сути есть любовь к живому. Биофильно ориентированный человек способен удивляться новому. Его установка на жизнь функциональна, а не механистична, он хочет формировать и влиять посредством любви, разума и примера, а не с помощью силы и управления людьми как вещами. Биофильная совесть мотивирована жизнью и радостью: добро есть все, что служит жизни. Важнейшей предпосылкой развития любви к жизни Фромм считал совместное проживание ребенка с людьми, которые любят жизнь. Любовь к жизни так же заразительна, как и любовь к мертвому, она передается без всяких слов.
Фромм обратился к анализу социальных предпосылок некрофилии и обнаружил ее связь с духом современного индустриального общества, основной целью которого является производство вещей. В ходе поклонения вещам люди превращают себя в предметы потребления, находят больше удовольствия в механических аппаратах, чем в живых существах11.
11 См.: Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 42-43.
Исследования на стыке нескольких психологических направлений, начатые Х.С. Салливаном, продолжил американский ученый Эрик Берн(1910-1970). Его главным достижением является разработка концепции трансакционного анализа, которую он вначале называл социальной психотерапией, подчеркивая ее связь с социальным научением. В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (1972) он изложил ведущие положения трансакционного анализа. В его основе лежит идея о трех Эго- состояниях, в которых может находиться человек: «родитель», «взрослый», «ребенок». «Ребенок» олицетворяет наши чувства и желания до шести лет; это аналог «индивидуального бессознательного» К.Г. Юнга, однако, по Берну, возможно осознание чувств и желаний «ребенка».
«Родитель» - это ценности, традиции, нормы, которые мы усвоили от родителей и которые могут быть осознаны; аналог «коллективного бессознательного» Юнга. «Взрослый» - это Эго-состояние самостоятельного изучения и освоения мира, сознательная часть личности.
Приобретенные самостоятельно навыки могут переходить на бессознательный уровень. Общение двух людей происходит часто в сложном взаимодействии трех частей личности одного с тремя составляющими личности другого партнера. Единицей общения, по Берну, является трансакция: вопрос, реплика, ответ или ответное действие. Последовательность трансакций не является случайной, она находится под контролем определенного Эго-состояния. Изменение Эго- состояния может происходить при изменении ситуации. Каждое из Эго-состояний хранит определенную информацию о правилах поведения, долговременных сценариях жизни (скриптах) и определяет поведение человека в конкретной ситуации.
Задачей трансакционного анализа является оказание помощи человеку в нахождении скрытого смысла своих и чужих действий, поступков и слов, а также избавление его от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его межличностных отношений. Для этого проводится работа по изучению и осознанию клиентом межличностных отношений, стереотипных схем поведения, или игр, по терминологии Берна, и скриптов – жизненных сценариев. В результате такой работы вслед за осознанием происходит изменение Эго- состояний клиента и избавление от деструктивных поведенческих стереотипов.
Из всех теорий глубинной психологии второй половины XX в. наибольшее распространение и признание получила теория американского психолога Эрика Хомбергера Эриксона(1902–1994). Будучи учеником и последователем А. Фрейд, он развивал идеи Эго- психологии, которая исходила из того, что главной частью структуры личности является сознаваемая часть Эго, стремящаяся в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности. Эриксон соединил психоаналитический подход с идеями гуманистической психологии, в частности с мыслью о важности сохранения собственной идентичности и цельности. На теории Эриксона сказались его личные переживания, связанные с определением собственной идентичности. Будучи приемным сыном, он встал перед проблемой отнесения себя к определенной нации, семье, религии. Занимаясь практикой и получив образование в Вене, Эриксон эмигрировал в 1933 г. сначала в Данию, а потом в США. Его работы «Детство и
общество» (1950), «Молодой Лютер» (1958), «Идентичность» (1968) и «Истина Ганди» (1969) заложили основу нового подхода в психологии – психоистории.
Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Каждое общество вырабатывает свои институты социализации, методы воспитания и образования, для того чтобы помочь детям с различными индивидуальными качествами стать полноценными членами данной социальной группы. Одним из главных положений его теории стало утверждение о необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как полагал Фрейд. Процесс развития личности Эриксон назвал формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности и главной ее части – Эго, которое является основным фактором устойчивости к неврозам. Ученый выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, связанных с осознанием ребенком самого себя. Каждая стадия позволяет формировать новые качества личности, с которыми начинает себя идентифицировать человек. Особое внимание Эриксон уделял подростково-юношескому периоду, в который происходит кризис идентичности. Он доказывал, что основой нормального личностного развития является осознанное чувство цельности, идентичности.
На первой стадии личностного развития (до 1 года) близкими взрослыми детерминируется формирование у ребенка чувства базового доверия или недоверия к миру. На второй стадии (от 1 года до 3 лет) у детей при позитивной линии развития формируется чувство автономности, а при негативной линии развития – чувство зависимости от окружающих. Это связано в первую очередь с тем, как реагируют близкие взрослые на первые попытки ребенка быть самостоятельным. На третьей стадии (с 3 до 6 лет) у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, как протекает процесс социализации и соотнесения ребенком своих желаний с нормами, принятыми в обществе. На четвертой стадии (с 6 до 14 лет) у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Зависит это от того, насколько успешно ребенок начинает учиться и как у него складываются отношения с учителями. Пятая стадия (с 14 до 20 лет) связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. Важная задача этого периода - выбор построения своей дальнейшей жизни, а одним из главных факторов является общение со сверстниками. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в зависимости от которых он строит свои ролевые отношения с окружающими. Шестая стадия (с 20 до 35 лет) связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с представителями противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, отчуждающее его от людей. Седьмая стадия (с 35 до 60-65 лет) связана либо со стремлением к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянному покою и стабильности. Большую роль в этот период личностного развития играют работа, интересы, удовлетворенность социальным статусом, общение с детьми. Желание стабильности и боязнь нового останавливает,
по Эриксону, процесс саморазвития личности. Восьмая, последняя стадия наступает после 60-65 лет. В этот период человек подводит итоги прожитым годам и у него формируется либо чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности свей жизни, либо возникает чувство отчаяния, которое приводит к невротизации. Чувство отчаяния может появиться и раньше, оно связано с потерей идентичности.
Эриксон утверждал, что для ребенка важнее оставаться в русле заданного пути развития, чем изменять его, вступая на несвойственный ему путь, поскольку это может привести к нарушению цельности и идентичности их личност. Поэтому для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимости развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни и выработать ролевую идентичность. Эти взгляды Эриксона важны для решения задачи формирования свойственного человеку индивидуального стиля поведения.
Для сохранения цельности и личностной идентичности немаловажное значение имеет и внешняя стабильность. Изменение ориентиров, социальных норм, ценностей нарушает идентичность человека. Эриксон пришел к выводу, что существует структура идентичности, которая состоит из трех частей: 1) соматической идентичности, заключающейся в том, что организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром; 2) личностной идентичности, интегрирующей внешний и внутренний опыт человека; 3) социальной идентичности, которая заключается в совместном поддержании людьми определенного порядка, стабильности.