Влияние науки на процесс социального взаимодействия

Как показал анализ К.Бэка (2), социальные науки с успехом можно рассматривать в качестве длящихся коммуникативных систем. В ходе исследования ученый получает сообщение, передаваемое объектом. В необработанном виде такое сообщение - это всего лишь хаос звуков. Научные теории служат средством дешифровки, преобразующим этот хаос в полезную информацию. Хотя в работах Бэка названная модель нашла немало оригинальных применений, дешифровка осталась заключительным этапом его рассуждений. Между тем не следует ограничивать рамки действия этой модели процессами сбора информации и ее толкования. Задача ученого

состоит также в том, чтобы самому выступить в роли "передатчика". Если его теории оказались действенными способами интерпретации, они должны стать общественным достоянием - так, чтобы их преимуществами могли воспользоваться самые широкие массы. Наука и общество тем самым образуют систему обратной связи.

В последнее десятилетие обратная связь между учеными и обществом получает все более широкое распространение. Стремительно расширяются разнообразные каналы коммуникации. В сфере высшего образования 8 млн. студентов ежегодно получают возможность слушать лекционные курсы по психологии. Такие курсы становятся в наши дни едва ли не самыми популярными учебными дисциплинами, поскольку современное либеральное образование предполагает знакомство с основными постулатами психологии. Средства массовой информации также постепенно осознают широкий интерес публики к психологическим проблемам. Службы новостей пристально следят за профессиональными встречами ученых-психологов и их специальными журналами. Издатели популярной периодики обнаружили прибыльность публикаций, отражающих мнение психологов по поводу современных моделей поведения, специализированные же психологические журналы научного профиля могут сегодня похвастаться читательской аудиторией, превышающей 600 тыс. человек. Если к названным тенденциям прибавить экспансию книжного рынка популярных изданий по психологии, растущие требования обоснованности общественных затрат на психологические исследования со стороны правительства, распространение техники разрешения конфликтов, становление (с помощью рекламы и деловых игр) психологии торговли и предпринимательства, а также возрастающий уровень доверия важнейших институтов (коммерческих, государственных, социальных) к сведениям кабинетных ученых, занятых психологией поведения, - все это позволит ощутить ту теснейшую взаимосвязь, которая существует между психологом и его культурным окружением.

Многие психологи надеются, что психологическое знание окажет определенное влияние на общество; большинство испытывает удовлетворение, если это знание приносит ощутимую пользу. В действительности профессиональная активность многих социальных психологов существенным образом зависит от того, насколько они уверены в социальной эффективности психологического знания. Однако до сих пор не стал общепризнанным тот факт, что применение психологического знания способно изменить характер причинных связей в сфере социального взаимодействия. Мы можем предположить, что наличное знание относительно форм социального функционирования может быть использовано для изменения социального поведения, но не допускаем мысли, что такое использование повлечет за собой соответствующие изменения в характере самих этих форм. В таком случае все наши предположения оказываются безосновательными. Не только практическое применение наших научных принципов может изменить характер эмпирических данных, на которых эти принципы базируются, но и сам процесс разработки этих принципов способен лишить их фактического основания. Можно привести три ряда аргументов, касающихся данной проблемы: первый связан с необъективностью оценок в процессе психологического исследования, второй - с "освобождающим эффектом" психологического знания, третий - с превалирующими ценностями культуры.

Наши рекомендации